Автор конспекта:
Автор(ы): — Борзова Н. В.

Место работы, должность: —

Учитель МОУ-СОШ № 3,г.Маркса, Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Научно-практическая конференция по литературе для учащихся 9, 11-ых классов Поэзия 60-80-х годов 20 века. Темы, проблемы, образы в поэзии периода 60-80-х годов.

Конференция

Поэзия 60-80-х годов 20 века.

Темы, проблемы, образы в поэзии периода

60-80-х годов.

Цель конференции:показать роль поэзии периода 60-80-х годов в общественной жизни страны; дать обзор поэзии «шестидесятников»; познакомить с этапами творческого пути поэтов 60-80-х годов; показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Развить навыки работы с литературой. Совершенствовать навыки художественного чтения поэтического произведения; развивать умение эмоционального воздействия на слушателя; развитие устной речи учащихся; закрепить на практике правила устного выступления; показать совместное творчество учителя и ученика; воспитывать чувства патриотизма, творческие способности учащихся.

1. Вступление

Ведущий:

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии, внимание к ней в нашей стране врожденные. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика является выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового.

2. Выступление историков:

Период «оттепели» в истории государства

3. Ведущий:

Для поэзии периода (60-80-е годы) трудно найти некий общий объединяющий ее принцип. Ни безусловного лидера, ни безусловно преобладающей тенденции… Если целое и видится, то не в том, как оно складывалось, а в том, как распадалось, раздираемое противоборствующими вкусами, подрываемое сомнениями в достоинстве поэтического слова. Правда, все чего-то ожидали. Ожидали разного, но равно верили, что ожидание исполнится или уже исполняется.

«Поэтический бум» 60-ых был одним из следствий «оттепели». Отогрели замороженное, заледеневшее слово, и оно выплеснулось лирикой. Она тоже была под запретом.

И вот – оттепель… После долгого перерыва интеллигенция вдохнула глоток свободы. Появилась новая, так называемая «эстрадная» поэзия, открытая широкой публике, заполнявшей целые большие залы. Началось в 1958 году с открытия памятника Маяковскому в Москве, затем постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Молодые поэты – А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский – приобрели широкую популярность, выступая с поэтической «эстрады». Им откликается читатель, начинается всеобщий поэтический восторг: залы не вмещают всех желающих слышать стихи, сборники не доходят до прилавков.

Слово расковалось – в мысль, образ. Поэты порой действительно забегали дальше других, торопили. Но свобода оставалась очень ограниченной, и продолжалась она очень недолго.

Общая ситуация была такова, что ничего кроме разрешенного, процензурного появиться не могло. Чтобы оставаться благополучным, приходилось ограничивать себя лишь дозволенной смелостью и тосковать по настоящей.

4. Многообразие направлений. «Пришло время стихов» (Л. Ошанин)

Ведущий:

Бурным развитием лирики и начинается новый период в поэзии. Она обретает большую многотемность и выразительность, заметно углубляется её философичность. Более разнообразными становятся стили и почерки. Нарастающая активность лирического героя, его драматическое ощущение жизни усиливают в поэзии выражение гражданственности.

5. А. Вознесенский. «Я тоскую по сильным глаголам – жить, думать – дышать – мечтать».

6. Ведущий:

В творчестве ряда ведущих поэтов рассматриваемого периода обнаруживается тяготение к философской лирике, которая соединяет в себе глубину мысли и значительность идей. Философская лирика отражает стремление художников к глобальному и взаимозависимому осмыслению отдельных явлений действительности, тревоги атомного века. Поэты хотят постичь связь времен («и эту даль и эту близость»), размышляют о сущности человека, его отношений с природой, о гранях между «прошедшем и грядущим».

Философская направленность содержания выражена в книге Н. Асеева «Лад» (1961). Захватывающая новизна жизни, вечные искания и философские раздумья над «тайнами» мира, который окружает человека, составляют содержание романтических стиховМ. Светлова в его сборнике «Стихи последних десятилетий» (1966).

Социально-филосовская проблематика – связь исторического и национального в жизни народа – определяет содержание книги стихов Я. Смелякова «День России» (1967).

Философская лирика Л. Мартынова, Н. Рубцова, Е. Винокурова, В. Солоухина обращена к природе и человеку, к преобразующей силе искусства.

Особенности литературной жизни 60-х годов вносят новое в поэтическую трактовку темы родины. В раскрытии этой темы продолжаются некрасовские, блоковские и есенинские традиции. Это относится к произведениям В. Луговского, А. Прокофьева, Е. Евтушенко, Н. Рубцова.

7. Н. Рубцов. «Тихая моя родина…»

8. Годы «застоя». Историческая справка.

9. Ведущий:

К началу 70-х поэтический бум исчерпал себя, хотя его энергия ещё долго продолжала сказываться. Все лучшее осталось на рубеже 60-х.

К середине 60-х «громкая» поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады, заняв более скромное место в литературном процессе.

В 70-е годы новыми творческими поисками отмечена лирика таких поэтов, как Е. Евтушенко, В. Фёдорова, В. Соколова, А. Вознесенского. Каждый из них хочет глубже познать время, жизнь, Родину, но пути этого познания разные.

На протяжении 70-х годов многие поэтические имена сделались объектом критического манипулирования. «Органичным» поэтам (Рубцов, Прасолов) противопоставляли «неорганичных», «книжных»:А. Тарковского, Д. Самойлова, А. Кушнера, Б. Ахмадулину, хотя у каждого из названных своя «книжность», своё отношение с традицией и своя мера одаренности.

10. Б. Ахмадулина «По грани роковой, по острию каната…»

11. Ведущий:

Поэзия 70-х отмечена тенденцией к самоуглубленности и освобождению от излишней романтической патетики. Вместе с тем для неё характерно и другое – повторяющееся однообразие «лирического состояния». Стихи звучат слишком обыденно. Поэты, особенно молодые, много пишут о себе и – мало о конкретных приметах времени, подменяя их «уходом в природу».

Значительно сузилась и обмелела в поэзии тема любви, что приглушило её лиричное и эмоциональное звучание.

И все-таки поэзия по мере сил пыталась заполнить духовный вакуум, восстанавливая утраченное чувство преемственности. Вместе со всей литературой поэзия с особым значением начинает произносить слова «дом», «род», «память».

Об этом многие стихи О. Чухонцева, признанного одним из самых замечательных поэтов на рубеже 70-80-х годов, о вопросах бытия, жизни и смерти пишет Л. Мартынов, много говорили и спорили о поэзии Ю. Кузнецова.

12. Но поэзия молодых столкнулась с непредусмотренной трудностью. Трудно писать, когда все под запретом, когда ничего нельзя: но, как оказалось, не менее трудно – когда можно.

Во всяком случае, слово звучит иначе: ему требуется новая значительность. Это почувствовали все, но особенно остро в тех областях, которые изначально сложились как внелитературные, непечатаемые. Такой была авторская песня.

Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов 20 века, существует она и сегодня. В противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни А. Городницкого, А. Галича, Н. Матвеевой, Е. Клячкина, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого.

Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого, поэтому ее интимность не противоречит массовости. Проводились слёты и фестивали, возникали клубы авторской песни. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными – авторов часто не помнили, несколько изменялся текст. Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору.

Обратимся к творчеству одного из основоположников авторской песни, к песням Булата Окуджавы.

13. Б. Окуджава (1924-1997). «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»

Б. Окуджава – признанный основоположник авторской песни. Успех пришел потому, что автор обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь. Песни обычно «тихие», часто грустные, лиричные, мелодичные, наполнены добротой, сочувствием, милосердием.

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затихает,

И боль, что скворчонком стучала в виске,

Стихает,

Стихает.

(«Полночный троллейбус» 1957)

Окуджава заново открыл Москву. В его песнях это не парадный, а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об их трагических судьбах.

Ах, Арбат, мой Арбат,

Ты – мое призвание.

Ты – и радость моя, и моя беда.

(«Песенка об Арбате»)

Военной теме посвящена песня «Ленька Королев». В песне нет военных сражений, подвигов. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее», — писал Б. Окуджава.

Звучит песня….

Теме войны посвящены песни: «До свидания, мальчики!», «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…».

Звучит песня….

Окуджаву называют романтиком, и мы назовем: ведь он преображает жизнь. Особенность поэзии Окуджавы состоит в том, что она глубоко лирична по своей природе. Она обращена ко всем сразу, выражая наши ощущения.

14. Ю. Визбор «Наполним музыкой сердца…»

15. Ведущий:

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии, внимание к ней в нашей стране врожденные. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового.

Итак, подводя итог конференции, отметим, что период поэзии 60-80-х годов -

вовсе не бесплодный. Он закончился. Остается ожидать, каким будет новое время в поэзии, отсчет которого уже начался. Нам предстоит начать новый период современной русской поэзии и, может быть, ваши имена появятся в литературе 21 века.

Файлы: урок древний китай.ppt
Размер файла: 1556480 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология