Автор конспекта:
Автор(ы): — Посохова Елена Александровна

Место работы, должность: — школа, учитель начальных классов

Регион: — Республика Коми

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: — Формирование умения находить неизвестный множитель среди многозначных чисел. Обобщение знаний о связях между числами при умножении.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Моро учебник Математики 4 класс, ч.1

Используемое оборудование: —

- мультимедиа проектор;

- презентация «Солнце»;

- солнышки для домашнего задания;

- бортовые журналы для оценивания и самооценки;

- учебник «Математика» 4 класс;

- рабочие тетради;

- макет ракеты.

Краткое описание: — урок математики для 4 класса с применением инновационной технологии "Развитие вариативности мыслительной деятельности младших школьников"

Ход урока:

I. Положительный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!Сегодня мы вместе проведем урок математики. И начать я хочу с одной древнегреческой легенды, послушайте…

… Подул легкий ветерок. Все ярче разгорается восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря ворота, из которых скоро выедет лучезарный Бог Гелиос. И вот на четверке крылатых коней в золотой колеснице выезжает на небо из берегов Океана лучезарный Бог и льет свои живительные лучи на Землю, дает ей свет, тепло и жизнь!…

О каком Божестве эта легенда? (О Солнце)

А что такое Солнце? (Это ближайшая к нам звезда.. Солнце – хозяин, центр Солнечной системы. А повелевает наш хозяин девятью планетами, одна из которых – наша Земля…)

Я приглашаю вас в виртуальное путешествие к Солнцу! А в пути нам понадобятся ваши важные знания. Их мы будем отмечать в «Бортовом журнале». Давайте посмотрим, какие же знания вам необходимы для путешествия:

  • Нумерация и состав многозначных чисел.
  • Умение решать задачи.
  • Умение решать уравнения.
  • Это – маршрут нашего путешествия. За каждое правильно выполненное задание вы будете ставить отметку в своем «Бортовом журнале» — это солнышки. В конце урока мы подведем итог, и по набранным солнышкам вы получите оценку за урок.

    Во время путешествия мы совершим открытие – составим алгоритм нахождения неизвестного множителя. Это – тема нашего урока:

    Нахождение неизвестного множителя.

    Целеполагание: А для чего нам надо знать это правило? Где оно может пригодиться?

    (в магазине, при встрече гостей, при решении уравнений…)

    II. Повторение.

    Итак, начнем с первого задания. Посмотрите в «Бортовые журналы» — сейчас нам нужны ваши знания о нумерации и составе многозначных чисел. Эти числа я предлагаю вам записать под диктовку, и вы узнаете много интересных фактов о Солнце.

    1961 (число, которое на один больше, чем 1960) год, когда человек впервые поднялся в Космос (советский космонавт Юрий Гагарин).

    15000000 (15 ед. третьего класса) градусов – температура в ядре Солнца.

    225000000 (225 ед. третьего класса) лет – период вращения Солнца в Галактике.

    149600000 (по названию) км – расстояние от Солнца до Земли.

    1 392000 (по названию) км – диаметр Солнца.

    За каждое правильно записанное число – поставьте солнечные отметки в «Бортовых журналах».

    Ребята, а вы знаете, что наша планета вращается вокруг своей оси? За какое время наша планета делает полный оборот? (За 24 часа).

    А сколько это суток? (Одни).

    А вы знаете, что Солнце тоже вращается вокруг своей оси? Хотите узнать, за сколько суток Солнце делает полный оборот? Давайте найдем неизвестное число в пределах 100 и вспомним, как называются компоненты при умножении:

    3 * __ = 75

    множитель множитель произведение

    Какой компонент нам неизвестен? (множитель)

    А как найти неизвестный множитель? (надо произведение разделить на другой множитель)

    75 : 3 = 25

    произведение множитель

    Чему равен неизвестный множитель? (25).

    Итак, период вращения Солнца вокруг своей оси – 25 суток!

    III. Открытие правила о неизвестном множителе среди многозначных чисел.

    Среди небольших чисел вы быстро нашли неизвестный множитель, давайте проверим свои знания среди многозначных чисел… Продолжаем путь! Что дальше у нас по маршруту? (Решение задачи).

    Из математического диктанта мы узнали, что:

    Диаметр Солнца равен 1392000 км. Это в 100 раз больше, чем диаметр Земли.

    Узнайте диаметр Земли.

    Чтобы не запутаться в многозначных числах, предлагаю составить уравнение.

    За x (икс) обозначим неизвестное число. Что нам неизвестно в задаче? (диаметр Земли).

    Кто сможет записать уравнение? (работа у доски)

    x * 100 = 1392000

    В нашем уравнении снова неизвестный множитель, но числа уже не такие маленькие, а многозначные. А как найти неизвестный множитель среди многозначных чисел? (Надо произведение разделить на множитель). Значит, какой делаем вывод? Неизвестный множитель среди многозначных чисел надо находить точно так же как и среди небольших чисел. Молодцы! Вы сами сделали это открытие!

    Теперь закончите уравнение и решите задачу!

    x= 1392000 : 100

    x = 13920

    13920 * 100 = 1392000

    1392000=1392000

    Проверьте решение по записи на доске: x=13920. Запишите ответ.

    Кто правильно решил задачу – сделайте отметку в «Бортовом журнале».

    IV. Физминутка.

    Я буду называть планеты Солнечной системы и звезды. Если услышите название планеты – надо присесть. Если название звезды – надо встать и поднять руки. Названия некоторых звезд вам могут быть неизвестны, но зато планеты Солнечной системы вы хорошо знаете! Будьте внимательны!

    Меркурий Сириус

    Венера Альфа Центавра

    Марс Полярная

    Юпитер Алькор

    Нептун Солнце

    Сатурн

    Уран

    Земля

    V. Закрепление.

    Загляните в свои «Бортовые журналы» — что дальше по маршруту следования? (Решение уравнений). Вы, конечно, знаете, что в Космосе, кроме Солнца, есть миллиарды других звезд! Есть звезды-гиганты, есть звезды-карлики, есть звезды среднего размера. Хотите узнать, к какой группе звезд относится наше Солнце? Для этого надо выбрать и решить одно из предложенных уравнений. И поможет в этом наше правило о нахождении неизвестного множителя!

    Кто хочет просто закрепить это правило – выберите задание под знаком «ромб».

    Кто хочет проверить свои знания и преодолеть небольшое препятствие – под знаком «треугольник».

    Кто уверен, что сможет применить правило о нахождении неизвестного множителя среди многозначных чисел – для вас задание по знаком «многоугольник».

    ромб: x * 8 = 96

    треугольник: 15 * x = 98 – 23

    многоугольник: x * 3 = 17310

    Проверьте по учебнику на с.83 первое и второе уравнение. Кто выбрал третье уравнение – проверьте по записи на доске.

    Итак, сверьте свои решения по этой таблице.

    14, 6, 5800 – звезда-гигант;

    12, 5, 5770 – средняя по размеру звезда;

    11, 4, 5600 – звезда-карлик.

    К какой группе звезд относится наше Солнце? (к группе средних по размеру звезд).

    Кто выбрал первое уравнение – поставьте себе в «Бортовой журнал» одну отметку.

    Кто выбрал второе уравнение – оно потруднее, сделайте две солнечные отметки.

    Кто выбрал третье уравнение – с многозначными числами – делает три отметки.

    VI. Итог урока.

    По «Бортовому журналу» видно, что путешествие наше подходит к концу…

    Вы узнали много нового, интересного!

    А какое правило помогло нам совершить это путешествие? (Правило о нахождении неизвестного множителя).

    Так как надо находить неизвестный множитель? (Надо произведение разделить на известный множитель)

    Молодцы!

    VII. Домашнее задание.

    Все, чему учились сегодня на уроке, дома надо закрепить. Домашнее задание я даю вам по выбору: кто хочет закрепить сегодняшние знания – дома выполнит № 375, в котором надо найти неизвестные множители, решив уравнения.

    А тот, кто хочет потренировать свои вычислительные навыки – выполнит еще и № 379.

    (Задание написано на «солнышках»)

    Надеюсь, что солнышко поможет вам вспомнить, как мы это делали сегодня на уроке!

    VIII. Рефлексия.

    Поднимите свое «солнышко» те, кто считает, что научился сегодня находить неизвестный множитель среди многозначных чисел!

    IX. Оценка и самооценка.

    50% - «3»

    75% - «4»

    90-100% - «5»

    1-3 отметки «солнышко» — «3»;

    4-7 отметки «солнышко» — «4»;

    8-10 отметок «солнышко» — «5».

    Молодцы! Вы много знаете, много умеете! Спасибо за сотрудничество!

    Файлы: Действия над многозначными числами.zip
    Размер файла: 9701752 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология