Автор конспекта:
Автор(ы): — Садриева А.Э.

Место работы, должность: — МОУ-СОШ №11, учитель

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цель — образовательная: познакомить учащихся с информацией о пребывании А.С.Пушкина в нашем крае, в Республике Татарстане; познакомить с высказываниями различных писателей о А.С.Пушкине и его творчестве, со стихами татарских поэтов, посвященных гению русской поэзии; — воспитательная: прививать любовь к родному языку, к малой родине, гордость за нее, патриотизм; Развивающая: развивать выразительную, образную устную речь учащихся, творческие способности.

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Краткое описание: — Оборудование: 1)Портрет А.С.Пушкина 2)Портреты его друзей в Казани: Боратынского, семьи Фукса 3)Портреты Г.Тукая, М.Цветаевой 4) Слайды


800×600 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;} Солнце—одно, но по-разному отражается оно в разных

каплях росы и дождя. По-разному титанический образ

Пушкина воспринимается каждой душой, каждой лично-

стью. И как из миллиардов преломленных каплями сол-

нечных лучей на небе слагается радуга, так можно

думать, общечеловеческое представление о величай-

шем наших гениев образует в веках многоцветный и

и прекрасный образ его.

Л.Н.Успенский

Слово учителя

. Красив и могуч наш край, богат и щедр. У подножия холма, на котором стоит Казанский кремль, сливаются две реки—Казанка впадает в Волгу. Здесь встречаются не только реки. Не один век на земле Татарстана соседствуют множество разных культур- русская, татарская, чувашская и другие.

Давайте сегодня дадим слово поэтам, жившим и творившим в Татарстане, подумаем, что волнует каждого из них в творчестве и личности Пушкина? Само имя Пушкин»- это целая тема. Неслучайно, что некоторые стихотворения так и называются, хотя у некоторых нет названия , тему определяем легко- это о Пушкине.

А.С.Пушкина в Татарстане любят, наверное не меньше, чем где-либо еще. Знаменателен и тот факт, что город Казань был посещен А.С.Пушкиным при работе над известными произведениями: «История Пугачева», «Капитанская дочка».

Великий русский поэт посетил наш край в сентябре 1833года. В период работы он много ездил по местам исторических событий, беседовал с очевидцами событий, крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Индивидуальное сообщение ученика: А.С.Пушкин в Казани ( с презентацией слайдов мест, посещенных поэтом; использованы материалы ст. «Казань, знаменитые люди», Казань, изд. «Заман», 2003)

Высказывания писателей о Пушкине:

Пушкин — наше все. (Аполлон Григорьев)

Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа .(Н.В.Гоголь)

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. (Н.В.Гоголь)

Гигант Пушкин- величайшая гордость наша. (М.Горький)

4.В Татарстане к А.С.Пушкину всегда относились с большим уважением и трепетной любовью. Дни, проведенные в Казани, как бы приблизили этого титана духа к нашей повседневной жизни, связали дыхание таких разных эпох. Огромную притягательную силу пушкинского слова, влияние его таланта на собственное творчество отметил в свое время Габдулла Тукай

Если Лермонтов и Пушкин

Каждый солнце в небесах,

Я луною светлой буду,

Их лучи в моих стихах.

Пушкин…Тукай…Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.

Пройдут годы, к ним будут возвращаться. Почему? Потому что они отражают национальный дух своего народа. Пушкин не может повториться вновь. Для этого надо родиться Пушкиным. И Тукай не может повториться вновь.

Если говорить о писателях, которые мало прожив, успели многое, то одним из них, несомненно, является Пушкин, другой- Тукай.

5.Сообщение о творчестве Г.Тукая (ученик)

6. Чтение стихотворений о Пушкине (подготовленные ученики):

1) «Пушкину»( в переводе С.Ботвиннина);

— Что волнует поэта в имени Пушкина?

2)переводы А.С.Пушкина Г.Тукаем: «Кого ж любить»(отрывок из 4 гл. «Евгения Онегина»), «Узник»

7. Слово учителя.

Тукай высоко ценил долг поэта(как А.С.Пушкин), который состоит в том, чтобы идти по избранной дороге, не прельщаясь никакими соблазнами, не сворачивая с нее. И для него до конца творчества самыми яркими путеводными звездами останутся имена русских поэтов

Пушкин, Лермонтов- два солнца- высоко вознесены.

Я ж свет отражаю, наподобие луны.

Пушкин, ты неподражаем, в повторенье толку нет.

Повтори я стих Корана, был бы я тогда поэт?

И Жуковский — мой учитель…Я поднялся в вышину.

Эй, завистник, пес голодный, что ж ты лаешь на луну!

(Г.Тукай «Отрывок», перевод В.Ганиева)

Излюбленный эпитет Тукая при обращении к гению русской поэзии «хазрати Пушкин», т.е. его высочество.

Наша республика интернациональная. Вот еще одно узнаваемое имя в России—Марина Цветаева, но вместе с тем – и татарское имя, вошедшее в историю нашего края, знакомое и чтимое в республике.

Она жила в Елабуге, где и была захоронена после смерти.

Чтение стихотворений М.Цветаевой : «Встреча с Пушкиным», «Нет, не бил барабан» ( подготовленные ученики)

—Какие чувства вызывают эти стихотворения? Почему?

Пушкин никогда не уходил из литературы, всегда оставался Солнцем, мерилом ее красоты. К совершенству Пушкина стремились и стремятся многие поэты.

Закончить урок хочется стихотворением Анатолия Передреева «Дни Пушкина»

—Почему стихотворение так называется? О чем оно заставляет задуматься ? Каким названо имя Пушкина ? Почему?

*Это светлое имя. В наше время мы томимы «духовной жаждою». В бездуховное время России мы должны обращаться к самому духовному имени – Пушкин.

Итак, что видел в Пушкине каждый поэт? Что в имени Пушкина для каждого из нас?

-Подберите эпитеты, которые могут быть соотнесены с именем А.С.Пушкина (духовное, светлое, мудрое и т.д)

Пушкин входит в нашу жизнь с детства, а мы приходим к Пушкину, став взрослее. В нем неиссякаемый свет, вера в добро.

Домашнее задание: выучить одно из прозвучавших на уроке стихотворений о Пушкине.

Файлы: Презентация1.pptx
Размер файла: 1910868 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология