«Не напрасно посетил эту сторону…» А.С.Пушкин. Поэты Татарстана об А.С.Пушкине. Пушкин в Татарстане.
Автор конспекта:
Автор(ы): — Садриева А.Э.
Место работы, должность: — МОУ-СОШ №11, учитель
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Цель — образовательная: познакомить учащихся с информацией о пребывании А.С.Пушкина в нашем крае, в Республике Татарстане; познакомить с высказываниями различных писателей о А.С.Пушкине и его творчестве, со стихами татарских поэтов, посвященных гению русской поэзии; — воспитательная: прививать любовь к родному языку, к малой родине, гордость за нее, патриотизм; Развивающая: развивать выразительную, образную устную речь учащихся, творческие способности.
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Краткое описание: — Оборудование: 1)Портрет А.С.Пушкина 2)Портреты его друзей в Казани: Боратынского, семьи Фукса 3)Портреты Г.Тукая, М.Цветаевой 4) Слайды
800×600 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;} Солнце—одно, но по-разному отражается оно в разных
каплях росы и дождя. По-разному титанический образ
Пушкина воспринимается каждой душой, каждой лично-
стью. И как из миллиардов преломленных каплями сол-
нечных лучей на небе слагается радуга, так можно
думать, общечеловеческое представление о величай-
шем наших гениев образует в веках многоцветный и
и прекрасный образ его.
Л.Н.Успенский
Слово учителя
. Красив и могуч наш край, богат и щедр. У подножия холма, на котором стоит Казанский кремль, сливаются две реки—Казанка впадает в Волгу. Здесь встречаются не только реки. Не один век на земле Татарстана соседствуют множество разных культур- русская, татарская, чувашская и другие.
Давайте сегодня дадим слово поэтам, жившим и творившим в Татарстане, подумаем, что волнует каждого из них в творчестве и личности Пушкина? Само имя Пушкин»- это целая тема. Неслучайно, что некоторые стихотворения так и называются, хотя у некоторых нет названия , тему определяем легко- это о Пушкине.
А.С.Пушкина в Татарстане любят, наверное не меньше, чем где-либо еще. Знаменателен и тот факт, что город Казань был посещен А.С.Пушкиным при работе над известными произведениями: «История Пугачева», «Капитанская дочка».
Великий русский поэт посетил наш край в сентябре 1833года. В период работы он много ездил по местам исторических событий, беседовал с очевидцами событий, крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
Индивидуальное сообщение ученика: А.С.Пушкин в Казани ( с презентацией слайдов мест, посещенных поэтом; использованы материалы ст. «Казань, знаменитые люди», Казань, изд. «Заман», 2003)
Высказывания писателей о Пушкине:
Пушкин — наше все. (Аполлон Григорьев)
Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа .(Н.В.Гоголь)
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. (Н.В.Гоголь)
Гигант Пушкин- величайшая гордость наша. (М.Горький)
4.В Татарстане к А.С.Пушкину всегда относились с большим уважением и трепетной любовью. Дни, проведенные в Казани, как бы приблизили этого титана духа к нашей повседневной жизни, связали дыхание таких разных эпох. Огромную притягательную силу пушкинского слова, влияние его таланта на собственное творчество отметил в свое время Габдулла Тукай
Если Лермонтов и Пушкин
Каждый солнце в небесах,
Я луною светлой буду,
Их лучи в моих стихах.
Пушкин…Тукай…Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.
Пройдут годы, к ним будут возвращаться. Почему? Потому что они отражают национальный дух своего народа. Пушкин не может повториться вновь. Для этого надо родиться Пушкиным. И Тукай не может повториться вновь.
Если говорить о писателях, которые мало прожив, успели многое, то одним из них, несомненно, является Пушкин, другой- Тукай.
5.Сообщение о творчестве Г.Тукая (ученик)
6. Чтение стихотворений о Пушкине (подготовленные ученики):
1) «Пушкину»( в переводе С.Ботвиннина);
— Что волнует поэта в имени Пушкина?
2)переводы А.С.Пушкина Г.Тукаем: «Кого ж любить»(отрывок из 4 гл. «Евгения Онегина»), «Узник»
7. Слово учителя.
Тукай высоко ценил долг поэта(как А.С.Пушкин), который состоит в том, чтобы идти по избранной дороге, не прельщаясь никакими соблазнами, не сворачивая с нее. И для него до конца творчества самыми яркими путеводными звездами останутся имена русских поэтов
Пушкин, Лермонтов- два солнца- высоко вознесены.
Я ж свет отражаю, наподобие луны.
Пушкин, ты неподражаем, в повторенье толку нет.
Повтори я стих Корана, был бы я тогда поэт?
И Жуковский — мой учитель…Я поднялся в вышину.
Эй, завистник, пес голодный, что ж ты лаешь на луну!
(Г.Тукай «Отрывок», перевод В.Ганиева)
Излюбленный эпитет Тукая при обращении к гению русской поэзии «хазрати Пушкин», т.е. его высочество.
Наша республика интернациональная. Вот еще одно узнаваемое имя в России—Марина Цветаева, но вместе с тем – и татарское имя, вошедшее в историю нашего края, знакомое и чтимое в республике.
Она жила в Елабуге, где и была захоронена после смерти.
Чтение стихотворений М.Цветаевой : «Встреча с Пушкиным», «Нет, не бил барабан» ( подготовленные ученики)
—Какие чувства вызывают эти стихотворения? Почему?
Пушкин никогда не уходил из литературы, всегда оставался Солнцем, мерилом ее красоты. К совершенству Пушкина стремились и стремятся многие поэты.
Закончить урок хочется стихотворением Анатолия Передреева «Дни Пушкина»
—Почему стихотворение так называется? О чем оно заставляет задуматься ? Каким названо имя Пушкина ? Почему?
*Это светлое имя. В наше время мы томимы «духовной жаждою». В бездуховное время России мы должны обращаться к самому духовному имени – Пушкин.
Итак, что видел в Пушкине каждый поэт? Что в имени Пушкина для каждого из нас?
-Подберите эпитеты, которые могут быть соотнесены с именем А.С.Пушкина (духовное, светлое, мудрое и т.д)
Пушкин входит в нашу жизнь с детства, а мы приходим к Пушкину, став взрослее. В нем неиссякаемый свет, вера в добро.
Домашнее задание: выучить одно из прозвучавших на уроке стихотворений о Пушкине.
Файлы: Презентация1.pptx
Размер файла: 1910868 байт.