Автор конспекта:
Автор(ы): — Степанова Татьяна Алексеевна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ с. Александрвока, учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1. познакомить учащихся с романом А. Лиханова «Никто» и его основными проблемами; проследить судьбу главного героя; 2. вызвать интерес к личности и творчеству писателя; 3. развить представление о роли и сущности материнства; 4. нравственное воспитание.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

выставка книг А.Лиханова, фонограмма песни «Родительский дом».

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Урок в рамках мастер-класса "Полет идей"

Урок проведён по технологии РКМЧП.

I. Стадия вызова

На фоне музыки учитель читает:

Родительский дом – начало начал

Ты в жизни моей надёжный причал

Родительский дом … Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет…

Такие знакомые, проникновенные, трогающие душу строки из песни.

Слышишь песню и вспоминаешь малую родину, знакомые с детства места, дорогих сердцу людей, и кажется, что трудности отступают…

Я давно заметила: песня оказывает мощное эмоциональное воздействие и на взрослых, и на детей: взгляд теплеет, в глазах загорается огонёк радости…

Воспоминания о доме, о семье согревают, помогают выстоять в трудных жизненных ситуациях.

Чтение синквейнов К.Синельниковой, ученицы 9 класса

Семья

Заботливая, дружная

Помогает, советует, поддерживает

Это главная ценность человеческой жизни

Надёжный тыл

Дом

Родной, уютный

Ждёт, встречает, согревает

Дом славен трудом и единством

Пристань

Мама

Добрая, беспокойная

Любит, лелеет, верит в меня

Самый главный человек в жизни

Стержень семьи

Синквейны дышат любовью. Это естественно. Семья, дом, родители – вечные, незыблемые ценности.

Что значит семья в вашей жизни?

(Предполагаемые ответы: я не могу представить себя без семьи; дома всегда помогут, подскажут; если меня что – то очень тревожит, беспокоит, то за помощью и советом я обращусь к родителям.)

Но, к сожалению, не все дети живут в семьях, имеют родителей.

Чтение высказывания А. Лиханова на интерактивной доске:

Это великое благо, что у тебя есть отец и мать, или хотя бы только мать, или же только отец, потому что в России сегодня 700 тысяч ребятишек, у которых нет ни того, ни другого, а многие из них в таком обретают состоянии, что и вовсе не знают, от кого они произошли. Это и есть безродное детство, которое само собой постепенно превращается в отрочество, а потом и в юность.

Почему существует сиротство?

Каковы причины этого явления?

(Войны, трагедии, природные катаклизмы.)

Анализ таблицы – исследования семей, в которых воспитываются дети из МОУ — СОШ с.Александровка.

Всего учащихся

Из них опекаемые

Из них дети из неполных семей

Дети, обучающиеся в интернатах

141

12

16

8

Выводы:

Семья переживает кризис. Основная причина сиротства – социальная. Число детей, воспитывающихся в неблагополучных, неполных семьях, обучающихся в интернатах, имеет тенденцию к росту. Появилась новая категория детей – опекаемые.

Всё, о чём мы говорим, это реалии нашей жизни. Литература всегда отображала жизнь, затрагивала сложнейшие проблемы времени. Литература конца ХХ – начала XXI века не является исключением. Она ставит, в частности, проблему сиротства.

II.Осмысление.

Учитель сообщает тему, цели урока.

Роман А.Лиханова «Никто» многоплановый, многоаспектный. Мы проследим судьбу главного героя – Коли Топорова (Топора, Топорика, Топорища, Кольчи), попробуем ответить на вопрос: кто виноват в трагедии героя.

III. Работа с таблицей.

Знаю

Хочу знать

Узнал

А.А. Лиханов – журналист, писатель. Изучает проблемы детства. Самые известные произведения: «Высшая мера», «Мужская школа», «Дети без родителей», «Никто», «Сломанная кукла».

Хочу узнать больше об авторе романа, его произведениях. Разобраться, в чём трагедия К.Топорова. Как живут дети без родителей? Что испытывают?

«Никто» не только кличка героя, это состояние безродности.

IV. Индивидуальная работа.

Сообщение о писателе (не более 5 минут).

V. Прогнозирование по названию.

Никто – Николай Топоров. Название имеет и более широкий смысл. Человек, потерявший связи с семьёй, с родственниками, ничего не знающий о родителях, — никто. О нём некому горевать, за него некому радоваться, он песчинка, никому не нужная в этом мире.

VI. Чтение с остановками отдельных страниц романа «Никто».

«Странное дело, ни одна из женщин, приходивших в интернат, не запоминалась Кольче. И фигурами, и лицами, и одеждой, и даже ростом они все походили одна на другую, будто были скроены, сшиты одной рукой. Этакие одинаковые поношенные куклы. На них мог быть платок или берет, они могли быть простоволосы, но это не обманывало проницательный взгляд. Лица стёрты и невыразительно круглы, ноги коротки и некрасиво обуты, руки недлинны, а сами тела будто обрезаны – этакие обрубыши.

Это были матери, когда – то родившие сдержанно идущих к ним или опрометью бегущих детей. Детей, которые им больше не принадлежали, и потому, наверное, наблюдавшие интернатовцы женщин этих матерями не называли, а называли мамашками.

Кольча знал, как и все остальные: бывшие матери приходят сюда со страхом. Некоторые для храбрости принимали полстакашка, и это было видно на расстоянии не одним детям, но и взрослым.

Зачем они являлись вообще? Чтобы отдать своему дитю шоколадку и полистироловую игрушку – какого – нибудь крохотного медвежонка? Чтобы все в интернате узнали, какая у тебя мать?

А несколько раз, то ли по причине редких посещений, то ли из – за пропитой памяти, а может, по иным, неведомым первому взгляду причинам, мамашки просили позвать своего сынка или доченьку у ребячьего кружка, в котором и были эти сынок или доченька, не узнавая их. На фиг нужны такие мамашки?» (ч.I, «Нечаянный интерес», гл.1, стр. 3 -4, роман – газета № 5 – 6, 2000 г.)

Где и почему воспитывается Коля? (в интернате, он отказной)

Как описаны матери? Ваше отношение к этим женщинам (их жалко, их презираешь; это опустившиеся женщины, променявшие детей своих на водку; алкоголь сделал их похожими: стёрты лица, некрасиво одеты…)

Как относятся интернатовские дети к таким мамашкам?

Однозначно ответить трудно, так как даже таких мамашек дети ждут, особенно маленькие дети. Став взрослее и всё оценив, они их стыдятся. Но всё равно ждут.

Чтение с остановками.

Часть 1, глава 4, стр.8. Гнедой и его мать.

Часть 1, глава 5, стр.9. Гошман об отце.

Часть 1, глава 5, стр.11. Макарка о матери.

Как описаны родители этих интернатовских детей? (Резко отрицательно)

Почему же Кольча им завидует? Мать. Где ты? Что ты? Почему? Эти слова, как рефрен, звучат в романе. Почему он торопится уйти из интерната? (Он хочет забыть о своей безродности, раствориться в людском потоке, чтобы никто не знал, что он интернатовский, чтобы не носить этого клейма. Он хочет состояться, достичь в жизни каких-то высот).

Вывод 1:

Коля рано повзрослел, начал задумываться о себе, о своём месте в жизни. Он правильно мыслит. Все его трудности – от безродности. Если бы у него была мать, то всё было бы по – другому.

Каковы функции матери? («Слепой музыкант» В.Короленко. Какова роль матери в судьбе слепого мальчика?)

VII. Часть II «Червовый валет».

Беседа.

Что изменилось в жизни Кольчи после поступления в училище? (Ничего. Он также одинок. Понял, что на каждом отрезке времени надо начинать всё сначала. Помочь ему некому.)

Ребята, а как вы думаете, почему у одних подростков всё складывается хорошо, а у других — не очень? Что вам известно о судьбе солиста группы «Ласковый май» — Ю.Шатунове?

(Жизнь зависит от тех людей, которые встретятся тебе на пути, и от тебя самого, твоих нравственных устоев, твоей силы воли).

Как появился Валентайн? Как он приручил Колю, расположил его к себе?

(Пригласил покататься на машине, дал поводить машину, предложил работать, помог получить права, обеспечивал материально, купил подарки для интернатовских детей, наконец, просто проявил к нему интерес).

Колю всё это подкупило, Валентайна он воспринимает положительно. Кольча – умный, думающий подросток. Он понимает, что просто так никто денег не даёт. Валентайн становится хозяином Кольчи.

«Пусть он будет хозяином. Ведь разве плохо, когда у собаки – безродной, бездомной, появляется хозяин. Такой щенок трижды крепче любит человека, поднявшего его из грязной лужи, отогревшего, давшего миску с тёплым молоком и имя?»

Почему он называет Валентайна хозяином? (Он распоряжается Кольчей. Всё, что делает Кольча, он делает с разрешения Валентайна: покупает подарки в интернат, водит машину, отправляется на задание …

Хорошо это или плохо?

Вывод 2:

Коля втянут в преступную группировку. Валентайн даёт ему ощущение надёжности, уверенности. Кольча не знает дороги назад. Если бы у него была семья, мать…

VIII. Дерево предсказаний.

Какой будет жизнь Кольчи? Что его ожидает?

IX. Чтение с остановками.

«Вот он, крайний случай. Настал. Пора делать ноги, но ведь это значит – предать Валентина. Нет, это было не по нему -думать лишь о своей шкуре. Не зря он вырос в интернате, а значит, в стае…

Мы только двое одной крови — ты и я. Это хозяин процитировал «Маугли» Киплинга. Оказался прав… Выходит, Валентайна сдает своя же кодла. Рассчитывает полакомиться джемом, который он наварил. Но для этого же надо сдать. Выходит, сдают себе, а приезжего наняли. Для чего, не стоит и гадать. Наемный киллер. Или еще хуже? Какой-то столичный наезд, захват чужого хозяйства? Прибирают к рукам… Если все это так, то у Валентина два приема. Первый — нанести упреждающий удар. Они вдвоем –хозяин и Кольча –запросто бы это сделали вдвоем… Но ,похоже, в остатке, второй вариант. Инициативный. Кодла убирает хозяина и выбивает его запасы. Из кого? Конечно, из сторожа, не зря в боеголовке Таракан, кассир, второе по доверию лицо после сторожа. Третье в общей табеле о рангах.

Топорик вскочил, бездействовать было нельзя».

Коля оказался в сложнейшей жизненной ситуации. Как быть? Где выход? Кольча его не находит, поэтому он умирает.

Вывод 3: Кольча погибает от никомуненужности, он не встретил человека, который бы принял деятельное участие в его судьбе./Валентайн его просто использует в своих интересах/.

Х. Рефлексия.

Письмо по кругу. В чем трагедия Кольчи?

Домашнее задание: заполнить третью графу таблицы, подготовить связный ответ на вопрос: в чем трагедия героя?

Файлы: М. Пришвин.rar
Размер файла: 482063 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология