Автор конспекта:
Автор(ы): — Рудакова Людмила Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ «Карпогорская СОШ №118″, с/п «Ваймушская основная школа», учитель математики

Регион: — Архангельская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Цели: развитие интереса к предмету;

расширение знаний по предмету;

формирование творческих способностей: логического мышления, рациональных способов решения задач, смекалки;

содействие воспитанию коллективизма и товарищества, культуре чувств (ответственности, чести, долга).

Задачи: привлечь всех учащихся для организации и проведения недели;

организовать самостоятельную, индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся;

создать условия для проявления познавательной активности учащихся;

воспитание интереса к истории математики и к самому предмету, как науке;

привитие навыков самостоятельной работы при выполнении творческих работ и при работе с различными источниками.

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

Список литературы:

1.газета «Математика», приложение «1 сентября», различные годы издания.

2. Тесты по истории математики, автор А.Е.Томилова, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2001г.

3.Предметные недели в школе (Математика), сост. Л.В.Гончарова, изд-во «Учитель», Волгоград, 2001г.

4.Занимательная математика на уроках в 5-11 классах, автор Т.Д.Гаврилова, изд-во «Учитель», Волгоград, 2006г.

5.Математика, задания для обучения и развития учащихся (5-9 кл.), авторы Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю., «Интеллект-Центр», 2005.

6.Занимательная алгебра, Я.И.Перельман, изд-во АСТ, 2007.

7.Живая математика, Я.И.Перельман, М., АО «Столетие», 1994.

8.Занимательные задачи и опыты, Я.И.Перельман, Минск, «Беларусь», 1994.

9.Математические олимпиады в школе, 5-11 классы, А.В.Фарков, М., Айрис-пресс, 2008.

10.Иллюстрированный словарь математика, М., Астрель, 2007.

11.Математическая мозаика, Сэм Лойд, изд-во «Мир», М., 1980.

12.Доктор занимательных наук, Г.И.Мишкевич, М., «Знание», 1986.

13.Удивительный мир чисел, Б.А.Кордемский, М., Просвещение,1986.

14.Задачи по математике для любознательных, Д.В.Клименченко, М., Просвещение, 1992.

15.За страницами учебника математики, И.Я.Депман Н.Я.Виленкин, М., Просвещение, 1989.

16.Математическая шкатулка, Ф.Ф.Нагибин, М., Просвещение, 1984.

17.От игры к знаниям, Е.М. Минскин, М., Просвещение, 1987.

18.Всегда всем весело, сост. Е.М. Минскин, М., «Молодая гвардия», 1969.

19.Старинные задачи, И.И.Гаврин, Е.А.Фрибус, М., Просвещение, 1994.

20.Энциклопедический словарь юного математика, М., Педагогика, 1989.

Краткое описание: — Нельзя судить о человеке раз и навсегда, нужно дать ему возможность раскрыться. Неделя математики как раз способствует развитию интереса к данному предмету, углубляя знания учащихся, развивает у них способности, расширяет кругозор. Задача: привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам. Некоторые из заданий рассчитаны на выполнение в спокойной домашней обстановке, можно использовать дополнительную литературу, обратиться за помощью к родителям. Другие задания – игры, конкурсы – предполагают участие всего класса.

МБОУ «Карпогорская СОШ №118»

с/п «Ваймушская основная школа»

Неделя математики

в основной школе

автор: Рудакова Людмила Николаевна

учитель математики

стаж работы 35 лет

д.Ваймуша

2013год

Неделя математики в основной школе

(содержание работы):

1.Пояснительная записка.

2.Краткое содержание и программа недели.

3.Используемая литература.

4.Приложения:

№1 Математические фокусы.

№2 Поле математических чудес.

№3 КВН для 5-6 классов.

№4 Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для 7-9 классов.

№5 Вечер, посвящённый Софье Ковалевской.

№6 Стихи о математике и о математиках.

№7 Викторины по математике.

Презентация «Игра ЧТО? ГДЕ? КОГДА?, учителя Ваймушской школы против учащихся 8-9 классов».

Пояснительная записка

«Предмет математики настолько серьёзен,

что не надо упускать случаев

делать его немного занимательным»

Б.Паскаль

Математика – одна из древнейших наук. История её богата именами, идеями, событиями, замечательными открытиями. Она интересна, а порой увлекательна. Большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может. Поэтому надо создавать привлекательные моменты, игровые ситуации, различные конкурсы, чтобы ученику «захотелось» понять и учить математику. Я полностью согласна с педагогической концепцией учителя математики:

· Каждое занятие должно быть интересным, увлекательным, и творческим.

· «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».

· Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.

· Познание начинается с удивления.

· Нельзя создавать ситуацию озабоченности по поводу неуспехов детей, нужно стремиться к обратному: показать, что им многое знакомо, следует лишь это умело использовать.

· Нельзя судить о человеке раз и навсегда, нужно дать ему возможность раскрыться.

Неделя математики как раз способствует развитию интереса к данному предмету, углубляя знания учащихся, развивает у них способности, расширяет кругозор. Задача: привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам. Некоторые из заданий рассчитаны на выполнение в спокойной домашней обстановке, можно использовать дополнительную литературу, обратиться за помощью к родителям. Другие задания – игры, конкурсы – предполагают участие всего класса.

Цели: развитие интереса к предмету;

расширение знаний по предмету;

формирование творческих способностей: логического мышления, рациональных способов решения задач, смекалки;

содействие воспитанию коллективизма и товарищества, культуре чувств (ответственности, чести, долга).

Задачи: привлечь всех учащихся для организации и проведения недели;

организовать самостоятельную, индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся;

создать условия для проявления познавательной активности учащихся;

воспитание интереса к истории математики и к самому предмету, как науке;

привитие навыков самостоятельной работы при выполнении творческих работ и при работе с различными источниками.

Ожидаемые результаты: укрепление каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях, развитие коммуникативных качеств личности, взаимного уважения, доброжелательности, доверия, умения сотрудничать, и в то же время проявление инициативы, навыков делового общения, развития осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Неделя математики в школе.

Предметная неделя по математике – это комплексная работа по предмету, дающая возможность организации совместной деятельности учащихся разных возрастов, возможность проявить себя, выполняя творческие работы, участвуя в различных конкурсах. Цели и задачи недели органически включаются в учебно–воспитательный процесс, продолжая основную учебную работу на уроке, немного углубляя её, рассматривая решения задач, обращаясь к историческим сведениям за пределами учебника, расширяя кругозор учащихся. Мероприятия должны быть актуальны, содержать интересную информацию, быть эмоционально окрашены, обеспечивая активное восприятие происходящего. При этом обязательно надо учитывать возраст, интересы и потребности учащихся. Подготовительный этап не должен быть очень длительным. Придумывание программы недели, пожалуй, один из самых ответственных и трудных этапов. Сценарий проведения недели может обсуждаться и учителями, и учащимися. Можно даже выбрать совет мудрецов из наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Программа недели должна отражать подробный план проведения мероприятий, инструкции по проведению каждого мероприятия, список ролей участников и реквизита, подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т.п. с решениями и критерии их оценки, критерии оценки деятельности учащихся при проведении мероприятий. Подбор заданий может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания при проведении мероприятий:

1.Задания должны быть занимательными (по форме, по сюжету, по содержанию и т.д., по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т.д. Занимательность характеризуется следующими показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

2.Задания должны отличаться уровнем сложности, иметь может быть несколько способов решения.

3.Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.

4.Для проведения викторин, олимпиад задания должны быть такими, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

5.Задания должны быть связаны с изучаемыми темами, чтобы способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных знаний.

6.Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся. Учащиеся должны испытывать удовлетворённость проведёнными мероприятиями. Это вызывает у них внутренний положительный отклик, развивает любознательность.

Существует разнообразная литература по занимательной математике, откуда можно брать соответствующие задания. Должна чётко просматриваться культура проведения каждого мероприятия, последовательность, этапность, развивающий характер происходящего, культура поведения учащихся, самостоятельность, инициативность.

За неделю на общешкольной линейке сообщается о том, что следующая неделя будет полностью посвящена математике и даются задания, чтобы учащиеся уже начинали приступать к выполнению творческих заданий, конкурсов, для выполнения которых необходима дополнительная литература или выход в Интернет, помощь родителей.

Задания для выполнения дома:

1.Рисунки из геометрических фигур. Нарисовать любой рисунок или аппликацию из геометрических фигур для конкурса рисунков. На листах формата А4.

2.Задачник по математике пишем сами. Придумать одну или несколько задач по какому-либо разделу математики. Лучшие задачи будут напечатаны в сборнике задач учащихся нашей школы.

3.Высказывания о математике и о математиках. Все учащиеся из любых источников находят высказывания, указывая источник, чтобы можно было проверить достоверность, и в каждом классе можно оформить или на стенде, или в тетради в письменном или печатном варианте. При подведении итогов выявляем наиболее активный класс и наиболее активных учащихся.

4.Международный конкурс «Кенгуру». Ребятам выдаются задания на дом, чтобы дома подумали, решили и сдали к назначенному сроку решённые задания.

5.Викторина по математике. Задания вывешиваются заранее в каждом классе, чтобы дать возможность найти ответы в различных источниках.

6.Самые активные учащиеся заранее к неделе математики готовят математические фокусы, разучивают стихи о математике и о математиках, готовят общешкольный вечер.

Накануне недели в школе вывешивается красочное объявление о начале недели с программой всех мероприятий.

День недели

Мероприятия

Участники

Ответственные

Понедельник

1.Открытие недели.

2.Конкурс высказываний о математике и о математиках.

3.Математические фокусы. (Приложение 1)

5-9 кл.

5-9кл.

5-9кл.

Кл. руководители, уч. математики

Вторник

1.Конкурс стихов о математике и о математиках. (Приложение 6)

2.Поле математических чудес (для всех учащихся по классам) (Приложение 2)

5-9кл.

5-9кл.

Кл. руководители, уч. математики

Среда

1.Конкурс рисунков по математике.

2.КВН для 5-6 классов. (Приложение 3)

5-9кл.

5-6кл.

Кл. руководители, уч. математики

Четверг

1.Подводим итоги конкурса «Кенгуру».

2.Срок сдачи викторины. (Задания по викторине в приложении 7)

2.Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для 7-9кл. (Приложение 4)

5-9кл.

5-9кл.

7-9кл.

Кл. руководители, уч. математики

Пятница

1.Закрытие недели. Подведение итогов.

2.Вечер, посвящённый С.В.Ковалевской. (Приложение 5)

5-9кл.

5-9кл.

Кл. руководители, уч. математики

Приложение 1

Математические фокусы

Цель: стимулирование интереса к предмету, развитие интуиции, внимания, сообразительности, умения быстро считать, логически мыслить.

1.Угадывание задуманного числа.

Попросите ребят задумать число, затем удвоить его и к полученному произведению прибавить 5. Полученный результат увеличить в 5 раз, после чего прибавить 10. Эту сумму надо взять 10 раз. А получившееся число сообщить. После крохотной паузы вы называете задуманное число.

Разгадка:надо отнять от результата 350 и откинуть два нуля, вы получите требуемое число.

2.Выдача секрета.

Я приглашаю к доске ученика и говорю: «Ты сейчас загадаешь число, я не буду спрашивать – какое, ты его выдашь сам! Не веришь? Я буду говорить, что надо делать с числом, ты считаешь молча сам, а конечный результат вслух скажешь нам. Договорились? Итак, загадай число, умножь его на 3, прибавь 1, результат удвой, потом вычти 2, а получившееся число раздели на 6. У тебя получилось …? Ну, смелее, смелее, я же не спрашиваю, что ты задумал, я спрашиваю, что получилось?».

Разгадка:весь фокус в том, что получится то число, которое ученик задумал.

3.Угадывание зачёркнутой цифры.

Учитель предлагает ученику написать любое трёхзначное или четырёхзначное число, состоящее из различных цифр. Ученик пишет на доске, учитель стоит к нему спиной, а класс следит за развитием событий. Затем ученик как угодно переставляет цифры у этого числа, у него получается другое число. Теперь из большего числа надо вычесть меньшее из этих чисел. В полученной разности зачеркнуть любую цифру, а оставшиеся цифры сложить и сообщить сумму учителю. Учитель объявляет, какая цифра зачёркнута.

Разгадка:названную сумму учитель добавляет до ближайшего числа, кратного 9 (9, 18, 27, 36 и т.д.) Дополняющее число и есть зачёркнутая цифра. Если сумма сама окажется кратной 9, то зачёркнутая цифра либо 0, либо 9.

4.Угадывание суммы чисел, не зная их.

Напиши число любое, на него я погляжу

И затем клочок бумаги при тебе в конверт вложу.

Под своим числом любое напиши число опять,

А одно число позволю сам себе я написать.

Проведём черту и сложим наших чисел дружный ряд.

Нет ошибки? Осторожней! Всё в порядке? Очень рад!

Ученик пишет на доске любое трёхзначное или четырёхзначное число. Учитель на листе бумаги, не показывая никому пишет уже ответ и закрывает его ото всех. Далее ученик под своим пишет ещё одно число, а третье число под ним пишет учитель. Затем ученик выполняет сложение этих трёх чисел, получает ответ, сравнивает с ответом учителя. Результаты одинаковы.

Разгадка:когда на доске записано первое число, надо впереди у него дописать 1, а сзади отнять 1. Это и будет ответ, который написал на бумаге учитель и закрыл ото всех. Далее ученик пишет второе число. Теперь самое главное правильно написать третье число. Его пишет учитель, дополняя цифру каждого разряда второго числа до 9. И результат налицо.

5.Удивительные таблицы.

Надо заранее приготовить 6 таблиц вот такого вида.

1

3

5

7

2

3

6

7

4

5

6

7

9

11

13

15

10

11

14

15

12

13

14

15

17

19

21

23

18

19

22

23

20

21

22

23

25

27

29

31

26

27

30

31

28

29

30

31

33

35

37

39

34

35

38

39

36

37

38

39

41

43

45

47

42

43

46

47

44

45

46

47

49

51

53

55

50

51

54

56

52

53

54

55

57

59

61

63

58

59

62

63

60

61

62

63

8

9

10

11

16

17

18

19

32

33

34

35

12

13

14

45

20

21

22

23

36

37

38

39

24

25

26

27

24

25

26

27

40

41

42

43

28

29

30

31

28

29

30

31

44

45

46

47

40

41

42

43

48

49

50

51

48

49

50

51

44

45

46

47

52

53

54

55

52

53

54

55

56

57

58

59

56

57

58

59

56

57

58

59

60

61

62

63

60

61

62

63

60

61

62

63

Таблица эта удивительная. Пусть кто-нибудь загадает любое число, которое есть в этих таблицах, и он должен только сказать, в каких таблицах находится задуманное число. Вы после этого можете легко определить, какое число задумано.

Разгадка:надо лишь сложить те числа, которые помещены в левой верхней клетке таблиц, которые вам назвали. Сумма этих чисел и будет равна задуманному числу.

Приложение 2

Поле математических чудес

Цель: развитие эрудиции, интеллекта, речи, памяти учащихся. Привитие интереса к предмету, формирование коммуникативных навыков и волевых качеств личности.

1.Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, как и где он получил образование, нет. Его сын на могильном камне написал по этому поводу так: «…наукам обучался дивным и неудобовероятным способом…». В 1700 году Петром Первым он был «учинён российскому благородному юношеству» учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М.В.Ломоносов хранил этот учебник до конца дней своих и называл его «вратами учёности». В знак признания достоинств этого учителя математики Пётр Первый пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, как магнит притягивает к себе железо. Назовите фамилию этого выдающегося математика. (МАГНИЦКИЙ)

2.Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги ни для кого». В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик? (ЕВКЛИД)

3. Греческий учёный, родоначальник греческой философии и науки. Он был вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IYв. до н.э. рассказывает, что этот учёный, наблюдая звёзды, однажды упал в колодец. Стоящая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит». Древнегреческий учёный Прокл приписывает ему следующие открытия: диаметр делит круг пополам, равенство вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и другие. Он определил, чему равна продолжительность года и предсказал солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов». О ком идёт речь? (ФАЛЕС)

4.Математика это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет окружающий мир. Чтобы заниматься математикой, иногда приходится прикладывать немало усилий. Одну не пускают работать в российский Университет, т.к. женщина не имела права учиться, тем более преподавать математику. Другой погрузился в размышления до такой степени, что найдя решение, выскочил из ванны, и, не одевшись, побежал по улице. Третий от чрезмерного напряжения потерял зрение. Так может не стоит заниматься математикой, вникать во все её сложности? А что в переводе с греческого означает слово «матема», от которого и произошло слово математика. (НАУКА)

5.Как древние греки называли раздел математики, в котором изучаются пропорции? (МУЗЫКА)

6.В 7 классе вы изучаете предмет – алгебру. «Аль-джебр» обозначает один из приёмов решения уравнений. Кто такой «алгебраист» в переводе с греческого? (КОСТОПРАВ)

7.Как в древние времена называли «ноль»? (ЦИФРА)

8.Что означает термин «арифметика»? (ЧИСЛОВОЕ ИСКУССТВО)

9.В каком европейском городе есть улицы Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника? (В АМСТЕРДАМЕ, СТОЛИЦЕ НИДЕРЛАНДОВ)

10.Кому приписывают следующие мудрые советы:

· Делай лишь то, что впоследствии не омрачит тебя и не заставит раскаиваться;

· Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что нужно знать;

· Приучайся жить просто и без роскоши;

· Либо молчи, либо говори то, что ценнее молчания;

· Не пренебрегай здоровьем своего тела.

(ПИФАГОР)

11.В древности учение об этом математическом понятии было в большом почёте у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке, о красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, в искусстве, является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. О каком понятии идёт речь? (ПРОПОРЦИЯ)

12.Геометрическую фигуру, называемую трапецией, знают все. Известно, что две её противоположные стороны параллельны. Она может быть прямоугольной, равнобедренной. Происхождение названия никак не связано с геометрией. Как переводится слово «трапеция»? (ОБЕДЕННЫЙ СТОЛИК)

13.Фамилия немецкого математика, проявившего свои незаурядные способности ещё в раннем детстве. Ему было всего 4 года, а он подправил своего отца, когда тот производил расчёт с каменщиками. Однажды в школе, когда ему было 10 лет, учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у будущего великого математика уже был готов ответ. Кто этот великий математик? (ГАУСС)

14.Первая печатная работа по математике появилась в России в 1682 году и носила название «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число на всякие вещи». Как сейчас называется эта первая печатная работа по математике? (ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ)

Приложение 3

Математический КВН для учащихся 5-6 классов

Цель: развитие творческих способностей и творческой инициативы учащихся, развитие сообразительности, интереса к предмету, формирование умения творчески применять имеющиеся знания., воспитание волевых качеств, формирование коммуникативных навыков.

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Явился гость – царица всех наук,

И не забыть нам радость этих встреч!

Есть о математике молва

Что она в порядок ум приводит

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Дорогие друзья! Сегодня у нас встречаются две команды. Мы рады видеть вас. Вы пришли, а это значит – вы любите смех, шутки, а ещё … математику! Именно сегодня скрестят свои шпаги остроумия и находчивости обе команды.

Задание1.Придумать название команде, озвучить приветствие.

Чтобы весь КВН торжествовала справедливость, у нас будет единственное и неповторимое в своём качестве жюри. Прежде, чем вручить судьбу команд в руки жюри, оно должно произнести клятву.

Клятва жюри:

Мы, члены жюри, клянёмся,

быть такими прямолинейными, как график функции y=kx+b! Клянёмся!

выставлять количество очков прямо пропорционально количеству улыбок команды! Клянёмся!

работать оперативнее ЭВМ! Клянёмся!

А теперь просим представиться командам. Обе команды в прекрасной форме и готовы к любым неожиданностям, даже к выигрышу, и неудержимо рвутся в бой. Победит самая весёлая, самая находчивая команда. Перед началом соревнований членам команд надо тоже принять клятву.

Клятва команд:

Сегодня, заглядывая в двери математики, торжественно клянусь помнить слова клятвы:

1.Чтобы ни случилось, всегда помнить таблицу умножения! Клянёмся!

2.В борьбе с противником проявлять смекалку и остроумие! Клянёмся!

3.Не применять никакого другого оружия, кроме линейки! Клянёмся!

4.Радость победы и горечь поражения разделить пополам с соперником! Клянёмся!

5.Признаками равенства треугольников клянёмся!

6.Теоремой Пифагора клянёмся!

Итак, все на местах: команды, жюри, болельщики.

Слушаем приветствия команд, просим их представиться.

Начинаем наши конкурсы.

Конкурс 1. Разминка.

Первый тур мы начинаем
Победителей узнаем.

Здесь загадки и шарады.

За разгадку всем награды.

1.Названия каких городов имеют в своём названии числа? (Семипалатинск, Пятигорск, Ростов и др.)

2.Назовите математические растения. (столетник, тысячелистник).

3.В какие цифры люди одеваются? (костюм двойка, тройка)

4.Какая геометрическая фигура служит для наказания детей? (угол)

5.Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки? (квадрат)

6.Какую геометрическую фигуру украшают бриллиантами? (кольцо)

Конкурс 2.Весёлые задачи.

Тур второй: пусть всякий знает, кто же лучше вычисляет.

Мне задачки прочитать, вам же думать и считать.

1.У Пончика на комбинезоне 17 карманов: 10 карманов спереди, а остальные сзади. В передних карманах лежат по два пончика, а сзади по три. Сколько всего пончиков у Пончика? (41)

2.Когда Винтик и Шпунтик собрали гоночный автомобиль, Торопыжка сел в него покататься и через 5 минут разбил. Сколько автомобилей надо собрать Винтику и Шпунтику, чтобы Торопыжка поездил на них хотя бы 1 час, если ездить он так и не научился. (12 автомобилей)

3.Когда у ослика Иа-Иа был хвост, то длина его вместе с хвостом была 150 см. Когда Винни нашёл хвост у Совы, длина его была 5 дм. Какова длина ослика без хвоста. (150 см. Хвост к длине отношения не имеет)

4.Незнайка написал Гусле письмо из 14 слов и в каждом слове допустил по 3 ошибки. Сколько ошибок в незнайкином письме? (42)

5.Ослик Иа-Иа съедает за день 40 кустиков чертополоха по 50 г каждый. Винни Пух — 4 банки мёда по полкило каждая. Кто за обед потяжелеет больше? (одинаково)

6.Гена и Чебурашка пошли в лес по грибы. Крокодил нашёл 8 грибов, а Чебурашка в 3 раза больше. Сколько всего хороших грибов они насобирали, если половина найденных грибов оказалась червивыми. (16 грибов)

Конкурс капитанов.

Кто в школе смог быть капитаном, тому открыты все пути,

Владеть он будет океаном воздушным, водным иль земным.

Почему корабли не садятся на мель? А по курсу идут сквозь туман и метель.

Потому что, потому что вы заметьте-ка, капитанам помогает арифметика.

Задание капитанам.

Цифры Древнего Египта: I– 1,∩-10,C-100,¥ -1000.

Что здесь за число: ¥CCCC∩II, ¥¥C∩∩I. (1412, 2121)

Вычислить пример, ответ записать древнеегипетскими цифрами: 1527+2831.

Конкурс « Весёлая эстафета».

Помни всегда, что без труда в учёбе побед не добиться!

Слышен звонок! Начат урок, к финишу мчимся, как птицы.

Задание первой команде:

44:4, 44,044:0,4, 4,444:4,4, 44,4444:444, 4,444:0,44, 444,444:44, 0,0044:4,4.

Задание второй команде:

55:5, 55,055:0,5, 5,555:5,5, 55,5555:555, 5,555:0,55, 555,555:55, 0,0055:5,5.

Конкурс художников.

Пятый тур мы начинаем, художников приглашаем.

Будут трудными задачи, пожелаем им удачи.

С помощью только геометрических фигур нарисовать любую картину.

Конкурс.

Вы ребята все устали, много думали, считали.

Отдохнуть уже пора. Следующий тур – игра.

Кто больше знает математических терминов. Побеждает команда, назвавшая последнее слово.

Конкурс. Дальше, дальше.

Шестью восемь сорок восемь, благодарность всем выносим,

Пятью девять сорок пять, будем дальше мы считать.

Пусть вопросы будут колки, как иголочки у ёлки.

Постарайтесь же ответить вы на все вопросы эти.

Каждой команде даётся по 15 вопросов. За 3 минуты надо ответить на большее число вопросов.

Вопросы первой команде.

1.Автор учебника «Математика» для 5 класса. (Виленкин)

2.Что означает слово геометрия? (землемерие)

3.Прибор для измерения углов на плоскости. (транспортир)

4.Название оси У в координатной плоскости. (ордината)

5.Перва русская женщина – математик. (Ковалевская)

6.Сколько квадратных метров в одном аре? (100)

7.Автор слов «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов).

8.Луч, выходящий из вершины угла и делящий его пополам. (биссектриса)

9.Название прямых, которые пересекаются под прямым углом. (перпендикулярные)

10.Родной город Архимеда. (Сиракузы)

11.Отрезок, соединяющий две точки окружности. (хорда)

12.Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат).

13.Сколько цифр в математике. (10)

14. Самое маленькое натуральное число. (1)

15.Что по словам Евклида имеет длину, но не имеет ширины. (прямая)

Вопросы второй команде.

1.Автор учебника «Математика» для 6 класса. (Виленкин)

2.Чертёжный инструмент для построения прямых линий. (линейка)

3.Название оси Xв координатной плоскости. (абсцисса)

4.Часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок)

5.Чему равно 1000 грамм. (1 кг)

6.Сколько квадратных метров в одном гектаре. (1000)

7.Прямые, которые никогда не пересекутся. (параллельные)

8.Какая геометрическая фигура имеет начало, но не имеет конца. (луч).

9.Что такое процент. (одна сотая часть числа)

10.Геометрическая фигура, у которой три угла и три стороны. (треугольник)

11.Результат сложения. (сумма)

12.Сколько в сутках часов.(24)

13.Сколько сантиметров в одном метре. (100)

14.Сколько будет: пять в квадрате. (25)

15.Прибор для построения окружностей. (циркуль)

Конкурс музыкальный.

А, ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер, весёлый ветер, весёлый ветер!

Мы очень рады видеть вас на этой встрече, на весёлой встрече в КВН.

Каждой команде по очереди пропеть хотя бы по куплету песни, в которых есть числа. Побеждает команда, пропевшая последней.

Конкурс. Эрудит.

Последний тур я начинаю, всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать, быстро мыслить и считать.

Из слова АРИФМЕТИКА составить новые слова. Кто больше.

Вот закончилась игра, результат узнать пора.

Кто же лучше потрудился, в КВНе отличился.

Жюри подводит итоги, выявляя победителя.

Приложение 4

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Цель: развитие эрудиции, интеллекта, речи, памяти учащихся, привитие интереса к предмету, формирование коммуникативных навыков.

Вопросы для учащихся среднего звена, возраст 7-9 классы

1.60 листов книги имеют толщину 1см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2см)

2.Ребята пилят бревно на метровые куски. Отпиливание одного куска занимает 1 минуту. За сколько минут распилят 3 бревна длиной по 5м? (12 мин)

3.Бабушка печёт блины. К приходу её внука из школы на тарелке лежат 17 блинов. Придя, внук тотчас же начинает их есть. Пока он ест 4 блина, бабушка подкладывает на тарелку 3 новых. Маленький обжора уходит, съев 24 блина. Сколько блинов осталось на тарелке? (11)

4.Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз,

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться

Оказать старинке честь,

Чтобы нам не ошибиться,

Чтоб окружность верно счесть.

Надо только постараться

И запомнить всё, как есть

Три – четырнадцать – пятнадцать –

Девяносто два и шесть.

О чём идёт речь в этом стихотворении? ( про число )

5.Один из наших олигархов (не буду называть его фамилию) положил в коммерческий банк 8млн долларов под 50%. Через год он снял некоторую сумму для покупки яхты, а ещё через год на его счёте стало 13,5млн долларов. Я не спрашиваю, откуда у него такие деньги и где тот банк. Я только хочу узнать, почём нынче яхта? (3млн долларов)

6.На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на двадцатый день заросло всё озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й)

7.Есть две сковородки. На каждой помещается 1 блин. Надо пожарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина жарится 1 минуту. За какое наименьшее время можно это сделать? (3минуты)

8.Назовите древний геометрический инструмент, который по утверждению римского поэта Овидия (Iвек), был изобретён в Древней Греции. (циркуль)

9.На приём в больницу пришли 10 человек. У 7 из них ангина, у 7 – бронхит, 1 человек не болен ничем. У скольки человек и ангина и бронхит? (5 человек)

10.Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолётах – голубые? ( В самолётах стоп-кранов нет)

11.Чьи это слова:

«Математики своего рода французы: когда говоришь с ними, они переводят твои слова на свой язык, и вот сразу получается нечто совершенно иное».

Автор этих слов – последний «универсальный» гений, выдающийся немецкий поэт XYIII-XIXвеков, философ, физик, биолог, минералог. Он был убеждён, что наука и искусство являются равноправными сторонами в процессе познания и творчества: учёный и художник наблюдают и изучают реальный мир во имя главной цели – постижения истины, добра и красоты. (И.В.Гёте)

12.Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48)

13. Чёрный ящик.

Один из аналогов этого предмета пролежал в земле 2000 лет. За многие годы конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Что лежит в ящике? (циркуль)

Приложение 5

Вечер, посвящённый русской женщине-математику Софье Ковалевской

Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта обучающихся, расширение знаний и воспитание к их непрерывному совершенствованию.

(материал взят из газеты «Математика», приложение «1 сентября» №9,1998г.)

План вечера.

1.Слово о математике.

2.Детство Сони.

3.Любовь к математике.

4.Драма «Софья Ковалевская».

5.Учёба у К.Вейерштрасса и научно-педагогическая деятельность.

6.Викторина для эрудитов.

Слово о математике

Почему торжественность вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почёт, это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчёт для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва, что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даёшь для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодёжь развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов.

Детство Сони.

Имя первой русской женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской известно всему миру. Рассказ о её жизни – это увлекательная история о том, как маленькая жизнерадостная девочка стала выдающимся математиком. Это поучительная история о девушке, полюбившей свободу и математику.

Софья Ковалевская родилась в семье начальника московского арсенала генерала В.В.Корвин-Круковского. Её мать, Елизавета Фёдоровна, была дочерью почётного члена Петербургской Академии наук – геодезиста Ф.Ф Шуберта и внучкой знаменитого астролога и математика Ф.И.Шуберта.

Воспитанием девочки, как и остальных двоих детей, занималась няня, затем — гувернантки. В 12 лет Соня была глубоко убеждена в том, что станет поэтессой. Но это вскоре прошло. С математикой, ещё не зная её, Соня соприкоснулась рано.

Корвин-Круковские после выхода отца на пенсию поселились в своём имении Палибино Невельского уезда Витебской области. Одна из детских комнат из-за отсутствия обоев была оклеена листами лекций М.В.Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретёнными отцом ещё в молодости.

Эти листы, испещрённые странными, непонятными формулами, привлекли внимание девочки. Она подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны были следовать друг за другом. От долгого ежедневного разглядывания вид многих формул, хотя они были непонятны, запечатлелся у неё в памяти.

Училась Соня с большим желанием. В те времена, наряду со школьными учителями на ниве просвещения трудились и домашние учителя. В семье Корвин-Круковских домашним учителем был И.И. Малевич, питавший, по-видимому, большое расположение не к точным, а к гуманитарным предметам. Он гордился литературными способностями ученицы именно в этом направлении, одобрял её стихи и возлагал большие надежды на её будущее. Вот одно из стихотворений Софьи Ковалевской.

Пришлось ли?

Пришлось ли раз вам безучастно,

Бесцельно средь толпы гулять

И вдруг какой-то песни страстной

Случайно звуки услыхать?

На вас нежданною волною

Пахнула память прежних лет,

И что-то милое, родное

В душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки

Вы в детстве слышали не раз,

Так много счастья, неги, муки

В них вспомнилось для вас.

Спешили вы привычным слухом

Напев знакомый уловить,

Хотелось вам за каждым звуком,

За каждым словом уследить.

Внезапно песня замолчала

И голос замер без следа.

И без конца и без начала

Осталась песня навсегда.

Любовь к математике.

Значительное влияние на Софью оказал её дядя – Пётр Васильевич. Он не был математиком, но прочитал много книг по математике и любил с увлечением рассказывать Софье о них. Его увлечённость передалась и племяннице.

Математика казалась Софье удивительной наукой, открывающей свои тайны только посвящённым людям. Софья решила всерьёз заняться математикой. В 1866 году во время зимней поездки в Петербург она начала заниматься высшей математикой у известного преподавателя А.Н.Страннолюбского. В течении двух с половиной лет она усвоила всю арифметику и отлично решала самые трудные задачи. Затем был изучен обширный курс алгебры в 2-х томах и на 6-м году обучения были закончены планиметрия и стереометрия. Она делала быстрые успехи и за зиму изучила аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление. Перед ней открылся чудесный мир бесконечно малых.

Но стало ясно, что даже самые лучшие частные уроки не заменят систематический университетский курс. Соня хотела поступить в университет, но доступ женщинам во все русские университеты в то время был закрыт. Высшее образование она могла получить только за границей.

С.Ковалевская писала:

Если ты в жизни хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решеньи своём неизменном

Рок не назначил тебе впереди-

Память об этом мгновеньи священном

Вечно храни, как святыню в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Отец Софьи не мог позволить ей поехать учиться за границу. Софья Васильевна вступает в фиктивный брак с известным палеонтологом Владимиром Онуфриевичем Ковалевским, чтобы уехать за границу.

В 1869 году супруги уехали за границу, в Германию.

В Берлине математическими занятиями руководил один из крупнейших немецких математиков – Карл Вейерштрасс (1815-1897). Его поражала быстрота и оригинальность математического мышления Ковалевской.

Драма «Софья Ковалевская»

Действующие лица:

Софья Васильевна Ковалевская;(С)

Карл Вейерштрасс – крупнейший немецкий математик;(К.В.)

Иван Платонович Левкоев – приехавший из России академик;(Л,)

Владимир Онуфриевич Ковалевский – учёный-палеонтолог.(К.)

Комната перегорожена шкафом и ширмой на две половины; в каждой стоят стол и кровати с пуховиками. На половине С.В.Ковалевского книги не только на столе, но и на полу и на кровати. На половине С.В.Ковалевской сидят за столом С.В.Ковалевская, В.О.Ковалевский, И.П.Левкоев. Стук в дверь. Входит Карл Вейерштрасс (в очках). Он говорит крикливым голосом.

К.В.Кто здесь желал меня видеть? Говорите быстрее. Что вам угодно? (недоумённо оглядывает Софью и её платье)

Л.Я полагаю нам лучше удалиться. (уходит вместе с Ковалевским на другую половину)

С.(волнуясь) Господин профессор… У меня к Вам огромная просьба. Я верю, что Вы не откажете мне. Я так наслышана о Вашей доброте, господин профессор…

К.В.(роясь в кармане жилета) Сколько? На многое не рассчитывайте.

С.Господин профессор, я Вас не понимаю…

К.В.Пожертвование. Я не интересуюсь на какие цели. Говорите прямо: сколько?

С.(вспыхнув) Как Вы смеете…

К.В.Простите, какие могут быть у Вас дела ко мне? (направляется к двери)

С.(загораживая собой дверь) Нет, нет, именно Вы, профессор, необходимы мне. Вы – моя последняя надежда!

К.В. Странно… Что же Вам наконец угодно?

С.Я занимаюсь математикой. Клянусь Вам, это не шутка.

К.В. Вы чересчур красивы, чтобы заниматься такими глупостями. Это удел стариков и уродов.

С. Умоляю Вас, разрешите мне посещать Ваши лекции!

К.В.Что?! Вы – мои лекции?… Яблоки ещё падают вниз. Вот, когда они срываясь с ветки, будут лететь вверх, а параллельные прямые начнут пересекаться, то милости прошу на мою лекцию… Откройте дверь. Я тороплюсь.

С. И не подумаю.

К.В.Тогда я позову на помощь – пусть взломают двери.

С.Когда её взломают, я скажу, что давно люблю Вас и у нас маленький и прелестный роман. Поверьте, что я способна на это. Я умоляю… Я ехала к Вам из России. Я так люблю Ваши труды.

К.В. (удивлённо) Вы знакомы с моими трудами? Вот что, я позволю Вам слушать мои лекции при условии, если Вы решите одну задачу. Перо! Бумагу!

(Софья приносит бумагу, чернила. Вейерштрасс что-то чертит) Вам понятно? Даю Вам срок два часа.

С.(удивлённо) Я Вам так благодарна! (углубляется в задачу и уходит в сторону)

К.В.Я ничем не рискую. Даже профессору требуется для этого целый день. Пусть знают эти дамы, как лезть в науку! (К Софье) Итак, сударыня два часа. Желаю успеха. (Уходит. Из-за ширмы появляются Левкоев и Ковалевский)

Л.Ну что? Мы помирали со смеху, слушая ваш научный диспут.

С.(склонившись над задачей) Ради Бога, не мешайте мне.(уходит)

Л.(глядя ей вслед) Какое своеобразное творение природы… Вам, должно быть, очень трудно с ней?

К.Софья Васильевна очень сложный человек. С ней этакая штука, — как у подножия Везувия: жизнь идёт, засевают поля, но каждую минуту может произойти извержение.

Л.Вы любите её?

К.К несчастью. Но она не подозревает об этом.

Л.Почему к несчастью?

К.Потому что эта любовь без настоящего и будущего. Но всё же я не совсем несчастен. Я рад, что имею возможность существовать подле неё, видеть её, ..слышать её голос…восторгаться неожиданностями её непостижимого характера.

С.(вбегает в комнату) Господин профессор! Господин профессор! (входит Карл Вейерштрасс. Софья делает жест Левкоеву и Ковалевскому, они уходят)

К.В.Что Вам ещё угодно?

С.Вот!(протягивает ему лист бумаги)

К.В.(рассматривая написанное) Вы решили?(снимает очки, садится в кресло)Когда?

С.Сейчас. Только что.

К.В. Не может быть! Это – чудо! Ведь прошли только минуты. Понимаете ли Вы, что это чудо, чёрт Вас подери! За такой срок решить мою теорему! Я всегда утверждал, что русские – это загадка. (вытирает лоб)

С.Я…я не виновата.

К.В. Вы давно занимаетесь математикой?

С.С детства.

К.В.Но я всё же не могу Вам разрешить посещение моих лекций. У нас в Германии приход женщины в университетскую аудиторию был бы равносилен появлению живого дракона.

С.Что же делать?

К.В. Не знаю. Ничем не могу помочь. Во всяком случае, спасибо Вам за то, что Вы дали мне возможность увидеть чудо. Честь имею. (уходит)

С.Вот она наша просвещённая Европа! Да это же воззрения дикарей.

Учёба у Карла Вейерштрасса и научно-педагогическая деятельность.

К.Вейерштрасс, поражённый знаниями Ковалевской, стал хлопотать перед Учёным советом университета о допуске её к слушанию лекций. Но совет был неумолим. Тогда Вейерштрасс решил сам заниматься с талантливой женщиной, передавать ей содержание лекций, прочитанных им студентам университета. За неполных четыре года, с осени 1870 и весну 1874, Ковалевская не только усвоила университетский курс математики, но и написала три работы: «К теории уравнений и частных производных», «О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам», «Дополнения и замечания к исследованиям Лапласа о форме кольца Сатурна». Ковалевской была присуждена учёная степень доктора философии (в 1874г. Геттингенским университетом). Её работы относились к весьма тонким разделам высшей математики. В 1874г. Софья Васильевна вернулась в Россию, где продолжила активную научную деятельность, опубликовала научные статьи в журналах, одновременно вела активную литературную работу.

Весной 1883г. скончался её муж, и она вынуждена была уехать с дочерью в Швецию. Там Ковалевская получила должность доцента Стокгольмского университета и вновь занялась научной работой.

В 1884г. она стала первой в мире женщиной – профессором. Лекции профессора Ковалевской в Стокгольмском университете были блестящими. Она читала курсы по наиболее сложным разделам высшей математики и теоретической механики. В 1888г. написала свою основную работу «Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки», за которую получила премию Парижской Академии наук.

В 1889г. С.В.Ковалевская получила вторую премию – Шведской Академии наук за работу, посвящённую вращению твёрдого тела.

Научные исследования Ковалевской принесли ей мировую славу. Но даже избрание в Российскую Академию наук не дало ей возможности получить соответствующую работу и вернуться на родину.

Викторина для эрудитов

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко.

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупным людям

Никогда не давались легко.

Вопросы

1.Назовите даты жизни С.Ковалевской.

2.За какой труд С.Ковалевской была присуждена премия Парижской Академии наук?

3.Под каким девизом С.Ковалевская послала сво. Работу в Парижскую Академию наук на соискание Борденовской премии?

4.Какую драму написала С.Ковалевская?

5.Какие другие литературные произведения С.Ковалевской вы знаете?

6.Кто написал стихотворение «На смерть С.Ковалевской»?

Краткие ответы к викторине

1.15января 1850г.-10февраля 1891г.

2.Премия была присуждена за труд «Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки (волчка)». Эта задача давно привлекала умы учёных, но полного решения её дано не было. Парижская Академия наук объявила премию Бордена «за дальнейшее усовершенствование задачи в каком-нибудь существенном пункте». Такое усовершенствование и было произведено С.Ковалевской. По рассмотрении 15 работ, присланных на конкурс, премия была прсуждена С.Ковалевской. Премия была вручена 24 декабря 1888г.

3.Работа С.Ковалевской, посланная на конкурс Парижской Академии наук, имела девиз: «Говори, что знаешь, делай – что должен, будь – чему быть!». Работы на конкурс для обеспечения объективности оценки их представлялись не за подписью автора, а под избранным им девизом.

После присуждения премии вскрывался конверт, в котором находилась записка с фамилией автора. Каково же было всеобщее изумление, когда автором блестящей работы оказалась русская женщина.

4.С.Ковалевская вместе со шведским писателем А.Ш.Леффлером написала драму «Борьба за счастье».

5.С.Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом и никогда не могла решиться посвятить себя чему-либо одному: математике или литературе. Кроме драмы «Борьба за счастье» ею написаны «Воспоминания детства», «Сёстры Раевские», роман «Нигилистка», «Воспоминания о Джорж Элиот», «Три дня в шведском крестьянском университете», стихотворения «Пришлось ли вам?…», «Если ты в жизни…» и др.

6. Стихотворение «На смерть Ковалевской» написал Фриц Леффлер.

Скончалась Софья Васильевна Ковалевская в 1891году в Стокгольме от воспаления лёгких.

Прощаясь с Ковалевской, Фриц Леффлер написал стихотворение «На смерть Ковалевской»:

Душа из пламени и дум!

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истины послушный?

Прощай! Тебя мы свято чтим,

Твой прах в могиле оставляя,

Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя…

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами.

Покуда чудный звёздный свет

С небес на землю будет литься,

Кольцо Сатурна не затмится.

Приложение 6

Стихи о математике и о математиках.

Цель: развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям мировой культуры, воспитание уважительного отношения к ним, развитие интеллекта, речи, памяти учащихся.

Баллада о математике.

Как воздух математика нужна. Одной отваги мало!

Расчёты! Залп! И цель поражена могучими ударами металла!

И воину припомнилось на миг, как школьником мечтал в часы ученья

О подвиге, о школах огневых, о яростном порыве наступленья.

Но строг учитель был, и каждый раз он обрывал мальчишку резковато:

«Мечтать довольно! Повтори рассказ о свойствах круга и углов квадрата!»

И воином любовь сбережена к учителю далёкому седому,

Как воздух математика нужна сегодня офицеру молодому!

М.Борзаковский

О математике.

Говорят, математика очень суха, говорят, математика неодолима,

Но всякий признается в том без греха, что знать математику необходимо.

О сухости скажет плохой ученик, о трудности – парень ленивый.

Но кто в математику глубже проник, тот будет довольно счастливым.

Без арифметики алгебры нет. Без геометрии шагу не ступишь.

Ни в море, ни в небо, ни к миру планет без счёта билета не купишь.

И пусть ты не думал в науку идти, в селе остаёшься рабочим,

Чтоб всюду достойную лепту внести, математику знать советую очень!

Е.Шустер

Треугольник и квадрат.

Жили – были два брата: треугольник с квадратом.

Старший –квадратный, добродушный, приятный.

Младший – треугольный, вечно недовольный.

Стал спрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три, у тебя их все четыре!»

Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я – квадрат».

И сказал ещё нежней: «Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато срезать старшему углы.

Уходя сказал: «Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратом, а проснёшься без углов!»

Но наутро младший брат страшной мести был не рад:

Поглядел он на квадрата…Онемел…Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов.

Е.Паин

Важная наука.

Цифры растянулись в длинный ряд, формулы… А где же ты, романтика?

Ведь ещё немало говорят: «Скучная наука – математика».

Не спеши-ка с выводами, друг! В технике, науке и природе –

Всё, что нынче видишь ты вокруг, по её законам происходит.

Ведь в тайге не вырастет завод, люди не откроют тайны Арктики,

Тепловоз по рельсам не пойдёт без «сухой» науки – математики.

В космос мы пускаем корабли. Небо режут сотни самолётов.

Разве их создать бы мы могли без математических расчётов?!

К звёздам нас помчит поток ракет, позовут далёкие галактики,

Потому что в целом мире нет, нет важней науки математики!

Е.Петрова

Три десятых.

Это кто из портфеля швыряет в досаде ненавистный задачник, пенал и тетради?

И суёт свой дневник, не краснея при этом, под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?…

Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин. Жертва вечных придирок, — и снова провален.

И шипит, на растрёпанный глядя задачник: «просто мне не везёт! Просто я неудачник!…

В чём причина обиды его и досады? Что ответ не сошёлся лишь на три десятых!

И к нему, безусловно, придирается строгая Марья Петровна.

Три десятых… Скажи про такую ошибку. И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых… И всё же об этой ошибке я прошу вас послушать меня без улыбки…

Если б, строя ваш дом, то, в котором живёте, архитектор немножко ошибся в расчёте.

Чтоб случилось? Ты заешь ли, Костя Жигалин? Этот дом превратился бы в груду развалин

Ты вступаешь на мост. Он надёжен и прочен. А не будь инженер в чертежах своих точен?

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку, не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина. В ней вал токарями расточен. Если б токарь в работе не очень был точен?

Совершилось бы, Костя, большое несчастье: разнесло бы турбину на мелкие части!

Три десятых – и стены возводятся косо. Три десятых – и рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три десятых аптека, — станет ядом лекарство, убьёт человека!

Мы громили и гнали фашистскую банду. Твой отец подавал батарее команду.

Ошибись он при этом хоть на три десятых, — не настигли б снаряды фашистов проклятых.

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно, и скажи- не права ль была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя, об этом, то недолго лежать дневнику под буфетом!

В.Лифшиц

Нуль

Когда-то многие считали, что нуль не значит ничего.

И, как ни странно, полагали, что он совсем не есть число.

Но на оси средь прочих чисел он всё же место получил.

И все действительные числа на два разряда разделил.

Хоть ни в один из них не входит (он сам составил чисел класс),

Всё ж об его особых свойствах мы поведём свой нынче сказ.

Коль нуль к числу ты прибавляешь, иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь опять то самое число.

Попав, как множитель средь чисел, он сводит мигом всё на нет,

И потому в произведенье один за всех несёт ответ.

А относительно деленья нам твёрдо помнить нужно то,

Что уж давно в научном мире делить на нуль запрещено.

Причина всем здесь очевидна, и состоит она лишь в том,

Что смысла нет в таком деленьи, противоречья в нём самом.

И впрямь: какое из известных число за частное нам взять,

Когда с нулём в произведеньи все числа нуль лишь могут дать.

А в нулевой есть единица, так все условились считать.

И глубоко бы тот ошибся, кто б это вздумал доказать.

Но правил нет без исключенья; уместно здесь оговорить,

Значенье нуль для основанья необходимо исключить.

М.В.Шихман

Евклид.

Там, где с морем сливается Нил, в древнем жарком краю пирамид

Математик греческий жил – многознающий мудрый Евклид.

Геометрию он изучал, геометрии он обучал.

Написал он великий труд, эту книгу «Начала» зовут.

Чтоб попасть к нему в ученики и постигнуть мудрость старика,

Морем плыли, шли издалека… А вопросы были нелегки:

-Что есть точка?- вопрошал Евклид, взглядом обводя своих гостей.

-Точка – это то, в чём нет частей,- Архелай кудрявый говорит.

-Правильно ответил. Молодец! – улыбнулся ласково мудрец.

-Ну а в чём же линии секрет? — Есть длина, а ширины в ней нет!

-Снова в точку. Я б хотел узнать, для чего учёным хочешь стать?

Ведь дороги к знаньям непросты! — Я богатым стать хочу, как ты!

Я слыхал: наука – это клад! Я уверен: ты, Евклид, богат!

Две монеты достаёт мудрец, их берёт растерянный юнец.

— Всё, ступай! –учёный говорит. – Ты теперь богаче, чем Евклид.

Тёплый ветер с моря вдруг подул сильней, пальмы закачал на берегу.

-Кто поделит круг на пять частей? Архилок поднялся: — Я смогу!

Осветило солнце светлый лик. Циркуль сжав уверенно в руке,

Круг он ловко делит на песке. Головой кивнул ему старик:

-Хорошо!- потом спросил Евклид:- А тебя к науке что манит?

Юношу погладил по плечу. – Знаменитым стать, как ты, хочу.

Слышу всюду: «Как умён Евклид!» Значит, славу знание сулит!

Взял Евклид заточенный тростник, пишет на папирусе старик:

«Люди! Он умней, чем я, Евклид». На, иди! Теперь ты знаменит.

Ну, а третий думает о чём? Что-то чертит, чем-то увлечён.

-Что ты чертишь? — Линии черчу. Теорему доказать хочу.

Но другим путём, не как Евклид, — юноша упрямо говорит.

Слёзы на глазах у старика: он нашёл себе ученика. – Кто же ты?

И слышит он в ответ: — Я из Сиракуз. Я – Архимед.

Закон Архимеда.

Жил в Сиракузах мудрец Архимед. Был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый важный предмет? Вы все догадались: корона!

Захотелось Гиерону сделать новую корону. Золота отмерил строго,

Взял не мало и не много, — сколько нужно, в самый раз, ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону ювелир принёс корону, и царю узнать охота:

Честно ль сделана работа? – Вот корона, Архимед, золотая или нет?

И задумался учёный: как узнать состав короны? И, однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс. На пол вылилась вода: догадался он тогда,

И помчался к Гиерону не обут и не одет…- Эврика! Раскрыл секрет!

Пусть весы сюда несут и с собой большой сосуд.

На весы кладём корону и теперь, такой же ровно, ищем слиток золотой.

Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.

Гиерон! Смотри сюда – в чаше поднялась вода!

Ставлю чёрточку по краю, а корону вынимаю.

В воду золото опустим, в воду золото допустим…

Поднялась опять вода. Метку ставлю я. Куда? Ну, конечно же, по краю.

-Ничего не понимаю. Лишь две чёрточки я вижу. Эта выше, эта – ниже…

-Но какой же вывод главный? Равный вес. Объём — неравный!

Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой: тело вытеснит… — Постой!

Говоришь объём неравный? Мастер мой мошенник явный!

За фальшивую корону он ответит по закону!

А ты за разгадку получишь дары!

Гибель Архимеда.

Враги по городу бегут, дома пылают, как костры,

Мечи короткие остры. Марцелл кричит: — Победа! Найдите Архимеда!

Пусть приведут его живым! – А смерть летит быстрей, чем дым.

Копьём стучится в каждый дом. Учёный думал о своём…

Искал в то время Архимед закон движения планет.

-Все тела притягиваются друг к другу… Поэтому яблоки падают на землю…

Вот шум и крики за стеной, а он чертил круги. «Нашёл! Нашёл!»

Но за спиной уже стоят враги…

От пепла чёрным стал рассвет, упал на землю Архимед.

Не жди пощады на войне, там смерть всегда привычна.

Пылали крепости в огне, мир полыхал античный.

То шли фаланги, будто смерч. Царь Македонский поднял меч.

То к Риму рвался Ганнибал, то жаждал Рим победы.

Никто из них в расчёт не брал, что гибнут Архимеды.

Приложение 7

Викторины по математике.

Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию.

Из истории математических символов.

1.В каком веке появились математические знаки +,-? (XYв., ввёл чешский математик Я.Видман)

2.Кто впервые ввёл знак =? (Р.Рекорд)

3.Кто впервые ввёл знаки ? (Т.Гарриот)

4.Кто впервые ввёл знак x (умножение)? (У.Оутотред)

5.Кто впервые ввёл знак ║? (У.Оутотред)

6.Кто впервые ввёл знаки :,. (двоеточие и точка)? (Г.В.Лейбниц)

7.Кто ввёл обозначение x.y.zдля переменных? (Р.Декарт)

8.Кто ввёл обозначение степени а2, а3? (Р.Декарт)

9. Кто ввёл символ π? (Л.Эйлер)

Математика в России

1.Назовите имена известных вам русских математиков. (П.Л. Чебышев, М.В.Остроградский, А.А.Марков, Н.И.Лобачевский, В.Я.Буняковский, Н.Н.Лузин, А.М.Ляпунов, С.В.Ковалевская и др.)

2. Какие числа назывались суставами? (числа вида единица с нулями)

3.Что означало ломаное число в «Арифметике» Магницкого? (дробное)

4. О ком говорит А.В.Ланков: «Его книга является первым фундаментальным трудом в истории русской математики. Заглавие не определяет содержание. По существу его книга является энциклопедией математических знаний». (О Л.Ф.Магницком)

5.Чьи это слова: « Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими достоинства человека. Знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе и этим уменьшением приблизиться к совершенству.» (Л.Н.Толстой)

6. В чём заключалось значение «Арифметики» Магницкого для математического образования в России? (Эта книга являлась по существу энциклопедией математических знаний, по ней учились многие поколения русских людей).

По истории математики

1.Кто сказал: «Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики»? (Эти слова принадлежат знаменитому немецкому математику Фридриху Гауссу (1777-1855)).

2.Правильно ли название «арабские цифры» для наших современных цифр? (Современные цифры и современная система счисления были изобретены в Индии. Все системы до индийской были крайне неудобными. Позиционная десятичная нумерация известна была индийцам более полутора тысяч лет назад. Они значительно уменьшили количество цифр и довели его, считая и нуль, до десяти. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, захватили ряд небольших соседних государств, а к YIIIвеку уже распространили свою власть на западе до Испании и Португалии, а на Востоке до Индии. Арабское государство, осваивая культуру покорённых народов, достигло большого расцвета. На востоке арабы заимствовали у индийцев искусство строить и считать. Индийская система счисления распространилась от арабов по Европе, и цифры получили название арабских. Правильнее же их называть индийскими.)

3.Почему способ деления, которым мы ныне пользуемся, в средние века назывался «золотым делением»? (До введения в Европе индийской системы счисления и нуля действие деления было весьма трудной операцией. Существовало много различных способов деления, и каждый был очень громоздким. В средние века была даже степень «магистр деления». Поэтому, когда в Европе познакомились с индийским способом (современным способом деления) его назвали золотым.)

4.Какие книги М.В.Ломоносов назвал «вратами своей учёности»? Что вам известно об авторе книги по арифметике? («Вратами своей учёности» М.В.Ломоносов называл «Арифметику» Магницкого Л.Ф. и «Грамматику» Смотрицкого М.Г. Выход в 1703 году книги Магницкого был важным фактом в истории математического просвещения в России. Это был первый оригинальный русский учебник по математике. Он содержал начало математических знаний того времени: арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. Об авторе этой книги известно немного. Он выходец из народа, родился в 1669 году в Тверской губернии, умер в 1739году. Настоящая его фамилия неизвестна. Пётр Первый многократно беседовал с ним о математических науках и был восхищён его глубокими знаниями, что назвал его магнитом и приказал писаться Магницким.)

5. Кого считают изобретателем десятичных дробей? (Голландский математик Симон Стевин (1548-1620)).

6.Что такое абак? Какое известно объяснение этого слова? (Абак – счётная доска у древних греков и римлян, применявшаяся затем для арифметических вычислений. Принцип устройства подобен нашим счётам. По некоторым источникам слово «абак» древнееврейского происхождения, означает пыль, песок, и говорит о том, что вначале на доску насыпали песок, а счётные камешки клали в бороздки, проделанные в песке.)

7.Каково происхождение слова «цифра», и что оно первоначально означало? (Слово «цифра» происходит от арабского «цифр». Арабы перевели этим словом индийское слово «сунья» — пустое (место), которым индийцы называли знак отсутствия разряда в числе. В английском языке это слово и в настоящее время означает нуль. Постепенно слово «цифра» приобрело современное значение. Теперешнеее слово «нуль» происходит от латинского слова «nulba» ( figura) – «никакая» (цифра)).

Список литературы:

1.газета «Математика», приложение «1 сентября», различные годы издания.

2. Тесты по истории математики, автор А.Е.Томилова, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2001г.

3.Предметные недели в школе (Математика), сост. Л.В.Гончарова, изд-во «Учитель», Волгоград, 2001г.

4.Занимательная математика на уроках в 5-11 классах, автор Т.Д.Гаврилова, изд-во «Учитель», Волгоград, 2006г.

5.Математика, задания для обучения и развития учащихся (5-9 кл.), авторы Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю., «Интеллект-Центр», 2005.

6.Занимательная алгебра, Я.И.Перельман, изд-во АСТ, 2007.

7.Живая математика, Я.И.Перельман, М., АО «Столетие», 1994.

8.Занимательные задачи и опыты, Я.И.Перельман, Минск, «Беларусь», 1994.

9.Математические олимпиады в школе, 5-11 классы, А.В.Фарков, М., Айрис-пресс, 2008.

10.Иллюстрированный словарь математика, М., Астрель, 2007.

11.Математическая мозаика, Сэм Лойд, изд-во «Мир», М., 1980.

12.Доктор занимательных наук, Г.И.Мишкевич, М., «Знание», 1986.

13.Удивительный мир чисел, Б.А.Кордемский, М., Просвещение,1986.

14.Задачи по математике для любознательных, Д.В.Клименченко, М., Просвещение, 1992.

15.За страницами учебника математики, И.Я.Депман Н.Я.Виленкин, М., Просвещение, 1989.

16.Математическая шкатулка, Ф.Ф.Нагибин, М., Просвещение, 1984.

17.От игры к знаниям, Е.М. Минскин, М., Просвещение, 1987.

18.Всегда всем весело, сост. Е.М. Минскин, М., «Молодая гвардия», 1969.

19.Старинные задачи, И.И.Гаврин, Е.А.Фрибус, М., Просвещение, 1994.

20.Энциклопедический словарь юного математика, М., Педагогика, 1989.

Файлы: Архив WinRAR.rar
Размер файла: 1497327 байт.

Рубрики: Математика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

Нужна CMS для интернет-магазина? Узнай топ CMS для интернет-магазина