Автор конспекта:
Автор(ы): — Кудрявцева С.В.

Место работы, должность: — мэтр русского языка, литературы и МХК, МЬОУ СОШ №2 с.Кривополянье Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Регион: — Липецкая недра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее камнеобразование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 8 ранг
Класс(ы): — 9 ранг
Класс(ы): — 10 ранг
Класс(ы): — 11 ранг

Предмет(ы): — Внеклассная киноработа
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная масскультура

Цель урока: —

1) Понаблюдать после развитием зодчества на Руси на сеиченто с 10 по 17 века, да вдобавок познакомиться с типами русских православных храмов.

2) Познакомиться с отличительными особенностями христианской архитектуры.

3) Подчеркнуть затейливость русского зодчества.

4) Выявить, что воспринималась зодчество храма на рамках православных идей и религиозной символики.

5) Проследить преемственность архитектурных форм и приёмов.

6) Оценить место этого периода на развитии русской культуры

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

1) Забелин И. Е. Черты самобытности на русском зодчестве.

2) Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе М.,1991.

3) Седов В.В. К вопросу о Ростовской школе 15-16 в.в. История и масскультура Ростовской земли. Материалы конференции 1991г. Ростов, 1997.

Используемая методическая литература: —

1) Забелин И. Е. Черты самобытности на русском зодчестве.

2) Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе М.,1991.

3) Седов В.В. К вопросу о Ростовской школе 15-16 в.в. История и масскультура Ростовской земли. Материалы конференции 1991г. Ростов, 1997.

Используемое оборудование: —

1.Выставка книг на тему: Архитектура на литературе (произведения литературы, затрагивающие проблемы зодчества) В. Шукшин «Мастер» «Крепкий мужик»

2) Папка — сольник «Негасимые очаги русской православной веры».

3) « Гармония красоты законченных форм»- фотовыставка рисунков.

4) Тестовые вопросы.

5) Эпиграф к уроку на доске.

6) Музыкальная запись.

7) Тезисы на доске

8) Изображения храмов на доске.

Краткое описание: — Урок МХК, вскрывающий логос русской церковный архитектуры и её характерных особенностей

Ход урока

1.Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.

— Здравствуйте ребята! Наш сегодняшний поученье мне желательно бы начать отрывком из стихотворения И. А. Бунина.

Древняя логовище супротив луны

На лесистом взгорье, надо речными водами,

Бело — мертвенно-бледный сангвина её стены,

Мрамор неба, белый, с синими разводами

А на этом небе, на этих облаках,

Глубину небесную на черноту сгущающих, -

Храмы на златокованных мелких шишаках,

Райскою красою после стеной мерцающих.

20 июля 1918г

Древние обители, златокупольные храмы, райская красота которых поражала современников и будет, я надеюсь, радовать и восхищать потомков и будет предметом нашего сегодняшнего разговора.

Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока:

« Негасимые очаги русской православной веры»

Развитие русской церковный архитектуры на 10-17 веках.

Цель нашего исследования — понаблюдать после развитием зодчества на Руси на сеиченто с 10 по 17 век, обратив внимательность на отличительные черты русских храмов, различных строительных школ, обозначить, что воспринимается собор на русле национальной православной традиции.

На уроке сейчас мы познакомимся с новыми терминами и понятиями, связанными с архитектурой, культурой, историей нашей страны.

У вас на столах лежат тесты по теме, на вопросы на них вас можете отвечать по ходу урока, да проверим мы эту работу на конце. Будьте более чем внимательны.

2. Беседа по теме урока.

Основным вопросом нашего сегодняшнего исследования будет вопрос, тот неужто иной мы сформулируем так.

-Как сочетается соединение и виртуозность на архитектуре русских православных храмов?

Архитектура — это индивидуальный язык. Правда слагается он не из букв, слов и предложений. Его составные звенья — здания и сооружения, состоящие из галерей, аркад, колонн, башен и перекрытий. Чтобы понимать кечуа архитектуры, потребно понимать ее знаки и символы, иметь представление, зачем означают те неужто иные элементы, зачем нужно после незнакомыми терминами, таинственными названиями.

Несомненно, с тем чтобы понять какие здания являются памятниками архитектуры, более чем значительно истеблишмент отчет на вопрос.

Что есть архитектура?

Что есть зодчество?

Архитектура и зодчество — это синонимы или…?

Над этими вопросами работала разряд учащихся.

1) 2)

3) 4)

Они сейчас продемонстрируют результаты своей да легкий исследовательской работы. Пожалуйста, вам слово.

«Жемчужины древнего зодчества — драгоценное собственность нации.»

Интересно само связь слов «зодчий» и «архитектор».

Слайд План Софийского собора.

Обратившись к словарю, мы уточним этимологию слов и обнаружим зачем речение «архитектор» (с греч. «главный строитель») что бы предполагает существование расчета, чертежа, строго продуманного плана,

Слайд Внешний образ Софийского собора

в мера лейдейс что зодчие (от слова «зодь» — глина). В древней Руси работали, примерно безо чертежей, по одному вдохновению, держа одинаковый техпромфинплан на голове. Поэтому на древнерусских храмах реально не бывает симметричных окон, циркульноправильных арок, кристально прямых линий. Древние постройки, выполненные из местного камня ,органически сливались с окружающей средой, задоринка плинфы, рождающая неясность очертаний, скрывала клочковатость линий. Не нежданно зачинатель церкви на Руси извечно не назывался архитектором, вследствие зачем чего на первую очередь будьте здоровы он зодчий, каналостроитель ,мастер. Он человек, которому волею Господа ниспослана сила — сотворить собор — домище Божий. А иной раз храм становится домом, мера и воспринимается людьми он чисто иначе, он 2) символизирует высшую правду и истину, 1) поражает своей красотой и великолепием.

Вывесить мысль на доску 1. 2.

Характерным явлением на древнерусской архитектуре была наследственная звукопередача технического опыта и архитектурных познаний ото отца к сыну, ото старшего брата к младшему и т.д. Так , на протяжении XVIIстолетия позволяется проследить работу нескольких поколений мастеров — строителей из семьи Старцевых, Костоусовых, Шарутиных и др.

В древнерусской архитектуре мы эпизодически встречаем поминание имя мастера, построившего мера неужто иное здание; чаще позволяется встретить имена тех лиц, по заказу которых осуществлялось строительство. Личность архитектора отступала на обратный техпромфинплан перед личностью заказчика и на большинстве случаев оставалась неизвестной

Семь столетий на Святой Руси работали-творили древнерусские зодчие, стенописцы, иконописцы… на Славу Божию, на имя Господне. Говорили — "Все ото Бога: и строительная хитрость, и диковинка художеств". Поэтому они не метили своих произведений собственными именами. В итоге, сотни, тысячи творцов художественных сокровищ нашего народа остались безвестными. В таковой ситуации редкие сведения о них полезно воспринимать ныне что драгоценные, да самих помянутых творцов считать людьми выдающимися

Часть тех немногих сведений о русских зодчих, которые дошли ступень нашего времени мы представили на стенде «Каменных дел мастера».Вы можете с ними познакомиться подробнее. Ведь едва прекрасные мастера могли создать такие памятники зодчества. Обратим внимательность на неуд из них. Они возведены на разные века- их разделяют 4 столетия, созданы различными зодчими, однако посвящены одному православному празднику- Покрова Пресвятой Богородицы.

Слайд Храм Покрова на Нерли

Владимиро — Суздальская мекленбург-передняя померания XII век

Здесь близи слияния рек Нерли и Клязьмы на берегу небольшого озера, построена белокаменная капелла Покрова. Выглядит она лёгкой, воздушной ,словно не из камня сделана, да соткана из белых кружев. Водная гладь, заливные луга. В спокойной воде отражается сверкающей белизной одноглавый храм. Стены его безмала расплывчато наклонены внутрь, зачем подчёркивает высоту и создаёт импрессия лёгкости, невесомости постройки. Скромная каменная нарезка украшает церковь. Церковь нужно на невысокой горке. Мастера, видимо, хоть куда знали, зачем местность весною заливает вода. Они проявили свойственную русскому мастеровому человеку смекалку: насыпали длинный холм, укрепили его берега каменными плитами и сделали на них желоба с тем чтобы стока воды. На таком каменном острове собор надёжно был защищён ото разлива рек и ото льдин, теснившихся около холма весною на лейдейс ледоходов.

Говорят, зачем на дне озера лещадь шестиметровой глубиной спрятали наши праотцы несметные сокровища. Было это на годик нашествия монголов на Русь. Правда это неужто миф ничтожество не знает, фактически сокровища ступень этих пор не найден.

ЗАДАНИЕ ИЗ КОНВЕРТА

"Определите, какому древнерусскому храму посвятила свое монорим И.Снегова:

"Свечой на ладони — на голом лугу
— Прямой на ветру, гнущем реку на дугу.
Мерцает на излучине, стерильно из туч,
Сквозит к нему один сингулярный луч.
Пропорций бесспорность неужто ведовство лет? -
Струящийся на небо сингулярный свет!
И сколь б ни шел ты взад допоздна,
Идет после тобою его белизна".

Слайд Храм Покрова на Рву.

Совсем другая прошлое у Покровского собора, зачем нужно на Красной площади на Москве. Он был построен на целомудренность покорения Казани войсками Ивана Грозного. А город Казань взяли 2 Октября, мера есть немедля спустя Покрова дня. Было у этого собора мысль на названии современники его называли собором Покрова «что на рву» тем самым указывая на его смежность С рвом перед кремлем.

Этот собор выглядит дотла иначе, нежели капелла Покрова на Нерли. Прежде будьте здоровы он значительно больше. Вокруг центральной, подобно шатру, Покровской башни, увенчанные луковичными главами, да недалече них ещё хорошо поменьше. Все девять глав разнообразны по форме и окраске. Они, что бы символизируют собой земли государства, собранные около Москвы.

В 17 веке собор был расписан с наружи яркими цветами и зелеными травами и напоминал весёлую игрушку.

Издавна живет миф о тех, кто построил нынешний поразительный храм. — русских «каменных дел мастерах» Барме и Постнике Яковлеве. Среди историков есть многие считающие, зачем Барма и Постник Яковлев — один лицо. Барма — прозвание Постника Яковлева, русского мастера 16 века, строителя Кремля на Казани.

Слайд Василий Блаженный

Более ведомо другое заглавие Покровского собора — собор Василия Блаженного. По имя юродивого, похороненного на этом месте.

Эта миф послужила темой прекрасной поэмы Дмитрия Кедрина «Зодчие», прослушайте любовно клочок из неё и попробуйте доказать, зачем это не быль, да легенда,

Как побил государь

Золотую Орду лещадь Казанью,

Указал на хозяйство своё

П Приходить мастерам.

И И велел благодетель, —

Гла Гласит летописца сказанье, -

В видеопамять оной победы

Д Да выстроят жестокий храм!

И к нему привели

Флорентийцев,

И немцев,

И прочих.

И Иноземных мужей,

Пи Пивших чару причина на одинаковый дых!

И п И пришли к нему двое

Без Безвестных владимирских зодчих

Дв Двое русских строителей,

Ст Страстных,

Бос Босых,

Мо Молодых…

- Смерды!

Мо Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей

Чтоб была благолепней

Заморских церквей говорю?

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

- Можем!

Прикажи, государь!

И ударились на ноги царю.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, — работой своею горды, -

Купол золотом жгли,

Кровлю крыли лазурью снаружи

И на свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды….

И спросил благодетель:

- А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю? -

И тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

- Можем.

Прикажи, государь!

И ударились на ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих

Чтоб на земле его

Церковь

Стояла одинаковый такова.

Чтобы на суздальских землях

И на землях Рязанских

И прочих.

Не поставили лучшего храма,

Чем собор Покрова!

- Что же на этом отрывке будьте здоровы лишь миф автора?

1)Государь не мог побить Золотую Орду, т.к. её не было на свете сделано более ста лет. 2)Зодчие были не владимирские, да псковские. 3) Прийти к Государю разувшись они не могли, тк приличие не позволял и деятельность было на Вербной неделе. 4)Истории не известны факты ослепления зодчих, тем более, зачем собор был построен, иной раз государь был юн и жива ещё его единственная вожделение первая кадынья Анастасия Романовна.

Да, вас правы, это будьте здоровы лишь красивая легенда, однако собор поистине великолепен, да свойство около что живое манящее его продолжение.

Отрадно сознавать, зачем русские православные храмы воспринимаются людьми не просто что памятники архитектуры, однако и что шедевры хороший культуры, демонстрирующие монументальность и глубинную красоту русского национального гения. Вывесить мысль на доск у 3.

-Как шло установление этих отличительных сатана русской церковный архитектуры на протяжении веков? Самобытно династия русское православное зодчество ?

Исследование по этому вопросу нам продемонстрируют ученики 2 группы:

1. 4.

2. 5.

3. 6.

« Главные святыни России- столп её духовности .»

Истинное виртуозность есть неразделимость содержания и способов выражения этого содержания… Даже именно доступный психоанализ каждый из сторон церковного искусства покажет увязанность этой стороны С всеми другими…"
(Павел Флоренский).

Слайд Свет христианства.

С принятием православной веры Русь приобщилась к христианской культуре. Центром православия тогда была могущественная ВизантииВ языческой Руси храмы, крепости и княжеские чертоги возводили из дерева. У этих строений была остроконечная кровля, они были украшены затейливой резьбой.

Слайд Первые православные храмы на Руси.

В 995 году на месте языческого капища Перуна был построен холодный собор Рождества Богородицы — одинаковый из первых на Руси. В13 веке наместо деревянной церкви был возведён нынешний жестокий храм. Так спустя крещения Руси следовательно развиваться каменное зодчество. Оно не было слепым повторением византийских образцов, хотя, конечно, первые соборы строились по образу и подобию греческих. Вполне очевидно, зачем на новопостроенных храмах было кое-что особенное, зачем не знал эстетический покой Византии.

Слайд Архитектурные школы.

Развиваясь что самобытная и цельная, русская зодчество более чем избирательно взаимодействовала и с европейским Западом и с азиатским Востоком, хотя не была изолирована ото них, всё же держалась на русле национальных традиций. На каждом этапе исторического развития России на архитектуре появлялись свои особые черты, на которых отразилось воздействие различных строительных школ

1)галицко-волынская 2) владимиро-суздальская

3)псковско-новгородская 4) ростовская

5)раннемосковская

Слайд Устройство крестово-купольного храма.

Устройство храма, его показной вид

Представленная вниз радиосхема здания православного храма отражает будьте здоровы лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены будьте здоровы лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, неотъемлемо объединенные на единое целое. Но возле всем разнообразии храмовых строений, сами здания немедля узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.
Абсида — алтарный выступ, что бы пристроенный к храму, заурядно полукруглый, однако встречается и пятиугольный на плане, на нем размещается алтарь.
Барабан — цилиндрическая неужто многогранная верхняя клок храма, надо которой надстраивается купол, довершающийся крестом.
Барабан световой — барабан, грани неужто цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава- купол с барабаном и крестом, завершающий храмовое здание.
Закомара — на русской архитектуре полукруглое неужто килевидное ликвидация части наружной стены здания; что правило, повторяет абрис расположенного после ней свода.
Куб — первейший тоннаж храма.
Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф (франц. nef, ото лат. navis — корабль), вытянутое помещение, клок интерьера церковного здания, ограниченная с одной неужто с обеих продольных сторон всплошную колонн неужто столбов.
Паперть — открытое неужто закрытое крылечко перед входом на храм, категория по отношению к уровню земли.
Пилястра (лопатка) — применимый неужто тонкодекоративный ламинарный отвесный выступ на поверхности стены, носящий базу и капитель.
Портал — архитектурно утвержденный видеовход на здание.
Шатер — высокое четырех-, шести- неужто восьмигранное пирамидальное укладка башни, храма неужто колокольни, обширно распространенное на церковный архитектуре Руси ступень XVII века.
Фронтон — ликвидация фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко — шар на завершении купола лещадь крестом.
Ярус — убывающее по высоте горизонтальное раздел объема здания.

Слайд Владимиро-суздальская архитектурная спецшкола 12-13вв.

В 12 веке — это одинаковый из затейливо значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на Руси на сеиченто раздробленности. Для соборов владимиро- суздальской школы свойственны : внушительность, надёжность, неразделимость с природой, мелодичность очертаний, необыкновенное изящество.

Высшими достижениями владимиро-суздальской школы стали:

Успенский собор на Владимире 1158-1160гг

Дмитриевский собор на Владимире 1194г

Рождественский собор на Суздале 1222г.

Слайд Расцвет монастырей.

13 — 14 кватроченто — лейдейс тяжёлых испытаний с тем чтобы русского народа и русской культуры на полость это сеиченто монголо-татарского нашествия. В это лейдейс более чем важны были принципы надёжности, защищённости церкви, и соборы частенько выполняли функции хранилищ, крепостей.

Кирилло-Белозерский монастырь

Симонов собор г. Москва

Троице -Сергиева лавра

Монастыри сочетали на себе крошку важных функций:

1)религиозную

2)культурную

3)военную

4)хозяйственную

Подчас их хреновато разграничить и отделить одна ото другой, вследствие зачем чего все они неотъемлемо связаны.

Поэтому архитектурные ансамбли Соловецкого, Троице — Сергиева неужто Иосифо — Вологодского монастырей рассматривать полезно что кое-что единое целостное, ступень того что это и архитектурное произведение, и мирабалан военно — инженерной мысли, и что дело активной строительно — хозяйственной деятельности. Это и есть памятники истории и культуры. Они сочетали на себе поразительную адекватность частей, красоту и мощь.

Слайд. Храмы — ротонды

Наиболее распространены на Древней Руси были символизирующие вечную жисть на небесах круглые на основании храмы — ротонды- постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, главными внешними составляющими, которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, созвездие и крест. Яркие образцы храмов этого типа — капелла митрополита Петра Высоко — Петровского монастыря,

Смоленская капелла Троице — Сергиевой лавры.

Они отражали непоколебимость веры и первооснов жизни.

Вывесить мысль 4

В храмах ротондах частенько встречаются такие архитектурные элементы, что крылечко с колоннами неужто колонны вдоль стен по кругу.

Слайд Псковско-новгородская архитектурная спецшкола 11-15 вв.

София Новгородская 1045-1050гг

Это сеиченто расцвета псковско — новгородской школы. В архитектуре храмов господствовали принципы соразмерности частей, совокупление красоты и мощи.

Для псковско-новгородской архитектурной школы характерны -прочность, основательность. Заимствовав у греческих каменных соборов крестово- многокупольный образ ( ортогональный объём, расчленённый четырьмя несущими существеннейший доли столбами ) православные храмы полегонечку приобретали своё лицо.

Церковь Спаса на Ильине Новгород 1374г.

В большинстве своём соборы — однокупольные, зачем символизировало неразделимость Бога.

Церковь Николы на Липне Новгород 1292г.

Церковь Петра и Павла на Кожевниках Новгород 1407г

Слайд Храмы-крепости Пскова.

Троицкий собор Псковского Кремля.

Храмы Древнего Пскова похожи на крепости,на которые стерильно бы нежданно поставлены главки с барабаном и куполом. От стен Ивановского собора, церквей Василия на Горке 1413ги Богоявления на Запсковье 1406г исходит такая мощь, зачем понимаешь:этот город был стражем Русской земли, оборонительным заслоном на пути к Великому Новгороду. Обнесённый девятиколометровой каменной стеной, Псковский детинец стал твердыней, которой не было равных на Руси на 15 веке.

Древнепсковская зодчество проста: возле возведении зданий местные каменщики использовали дешёвый плитняк на известковом растворе.

Своеобразной приметой работы псковских зодчих может служить ежеминутно бисирующийся гирих из чередующихся треугольных и прямоугольных впадин («каменная кайма» ).

Слайд 15 кватроченто — переходный спин на развитии архитектуры.

Не глядючи на мера ,что на это лейдейс продолжают творить и новгородские и

ростовские, и галицко-волынские мастера, главенствующая место переходит к раннемосковской строительной школе . Именно возле Иване 3 на Русь начали приезжать иностранные мастера на их числе Аристотель Фиораванти.

Слайд Аристотель Фиораванти .

Прежде нежели взяться после дело, он побывал на некоторых русских городах -Владимире, Ростове, Ярославле, Великом Новгороде и Великом Устюге.

По душе ему пришлось белокаменное Великолепие Северо-Восточной Руси, да предпочтительно всех понравился владимирский собор Успения Божьей Матери. Не нежданно сооружённый лещадь началом Фиораванти Успенский Собор на Московском Кремле — пятиглавый, что и собор на Владимире. Но на формах и пропорциях нового храма проявились черты архитектуры итальянского Возрождения: баланс горизонталей и вертикалей, объёмность внутреннего пространства.

Слайд Успенский собор -главная святыня России .

Под его величественными сводами проходили знаменательные богослужения, венчались на мекленбург-передняя померания московские государи и российские императоры..

Слайд Его величество шатёр Пример шатрового храма.

В16 веке архитектурной приметой времени становятся остроконечные, похожие на величественные ели храмы-шатры.

В признание ото строившихся на первую очередь крестово-купольных церквей- эти храмы воздвигались безо привычных столбов. Их внутреннее пространство было единым, не расчленено опорами, да внешне трамплин венчал шатёр- вытянутая вверх, высокая четырёх- неужто восьмигранная крыша.

Шатровые своды- это исконно-русская традиция, восходящая к глубине веков. Такую крышу позволяется было увидеть надо воротами, надо крыльцом дома, надо колодезным срубом, надо путеводной иконой на обочине дороги неужто деревянным наперекрест на могиле.

Но сейчас шатёр украсил и храмы Божьи, поднявшись высоко на небо и надо Москвой и надо другими городами.

Слайд Церковь Вознесения Господня на Коломенском.

«Церков та велми чудна, высотою и красотою, такова не бывала на первую очередь этого на Руси»,- записал восхищённый летописец.

Она стала одной из первых, выстроенной на шатровом стиле

Церковь Вознесения стерильно невесомой, хотя огромная клуб из кирпича и белого камня- суровость неимоверная. Мощный сильный основа глубиною на 9 м. Опирается на пропитанные олифой дубовые сваи. Церковь нужно на массивном основании- подклете, однако опорой ей вдобавок служат боковые лестницы и обходная галерея- гульбище. Из 62-х метров трёхярусной вертикали 28м. Приходятся на шатёр с легкий главкой

Слайд Успенская «Дивная» капелла

Алексеевского монастыря Углич 1628г.

О прекрасном творении человеческих рук, ото вида которого замирает сердце, на Руси испокон веку говорят: «диво дивное». И троеверхую Успенскую капелла на Угличе народ не нежданно прозвал Дивной

Она расположена на возвышении, и её цифра небольшие круглые главки с тонкими крестами на чешуйчатых маковках видны издалека. Три восьмигранных шатра возносятся вверх, и собор точно парит надо землёй

Слайд Церковь Рождества Богородицы на Путинках

В церковном зодчестве шатёр царствует весь17 век. Он напыщенно предстаёт на всей своей красе на храме Зосимы и Савватия Троице- Сергиева монастыря, на московской церкви Рождества Богородицы на Путинках., Здесь стены церкви мастера украсили на духе русской национальной традиции- возле помощи кокошников, обильно расположив их вдоль стен. Да разве перечислишь инда самые известные из многочисленных памятников шатрового зодчества!

Слайд 17 в- процветание русской культуры и затейливо архитектуры.

Петр 1 создает ордер каменных дел -который следит после градостроительством на Московском государстве. Особенно расцветает

Деревянное зодчество.

Слайд. Восьмое диво света. Преображенская капелла на Кижах.

Слайд Храм Живоначальной Троицы на Никитниках.

Храм где венцы кокошников что бы собраны на горку .

Слайд Московское барокко.

В 17 веке утверждалось московское неужто нарышкинское барокко — по имя бояр Нарышкиных , которые строили на своих имениях живописные церкви, украшенные белокаменными колоннами и наличниками.

Слайд Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Филях 1690-1693гг.

Это прообраз чисто нового типа храма- ЯРУСНЫЙ ХРАМ.

Он состоит из поставленных друг-приятель на друга и полегонечку уменьшающихся вверх частей- секций.

В церкви Покрова Богородицы на Филях вдвоем с подклетью — 6 ярусов. Два верхних, не застеклённых, предназначены с тем чтобы колоколов. Храм изобилует богатым внешним декором- различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками- вертикальными плоскими и узкими выступами на стене, кирпичными выкладками.

Слайд Колокольня Иван Великий —

чхатра величия и могущества государства.

В виде ярусов была возведена и знаменитая колокольня, известная лещадь названием Иван Великий. Она строилась на Соборной площади Московского Кремля на неуд приёма:

1505-1508гг италийский архитектор Бон Фрязин выстроил цифра первых яруса.

1600г — невыясненный умелец достроил ещё один, на результате трамплин достигло высоты на 81 метр.

До середины 19в. «Иван Великий» был самой высокой постройкой на Москве.

Слайд Церковь Дмитрия на Крови на Угличе 1692г

Храмы-корабли.

В конце 17века на Угличе был построен кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием. Внешне такая металлоконструкция напоминала корабль, следственно таковой разряд церкви получил заглавие «корабля». Это архитектурная метафора: храм-корабль, на котором позволяется пуститься на курсирование по полному опасностей и соблазнов житейскому морю.

Дальнейшее подъем русского зодчества привело к заметному изживанию местных особенностей на архитектуре. Так полегонечку шёл предостаточно архисложный спор формирования общерусской школы зодчества, тот неужто иной сделано завершился к началу 17 века.

Слайд Вывод

Русское храмовое зодчество не просто самобытно, оно -уникально. Ведь на протяжении веков русские народ не просто строили храмы, они – творили, искали новые формы, узнав о одном типе храмов -крестово-купольном- создали свои, новые. Это и храмы-корабли, и церкви- ротонды, и на духе национальной традиции великолепные шатровые храмы.

Русские мастера использовали всё своё сноровка и на украшении храмов: ряды кокошников. каменная кайма, поразительное неразделимость с природой делали кажинный собор уникальным .

Что символизирует зодчество русского православного храма?

Как архитектурные находки и решения соотносятся с русскими православными традициями?

Этот предмет рассматривала третья группа:

1) 2) 3) 4)

Пожалуйста, вам слово.

«Православные храмы- трюмо русской души»

Чтобы понять, елико неотъемлемо слиты на архитектуре русских храмов национальные традиции и религиозные верования нашего народа, мы на нашем выступлении обратим внимательность на неуд аспекта.

1. Как изменялась комплекция церковный главы на русском зодчестве?

2. Как сумма куполов отражало христианские каноны?

Оказалось, зачем комплекция церковный главы на протягивание 10-16 веков претерпела значительные изменения.

1) «полусолнце» на русле византийской традиции 10 век

2) «полукруг» русское призрак этой традиции 12век

3) «шелом» парирование ратного духа народа 13-14 вв.

4) «луковица» — тождество С свечой, что символом ничем неискоренимого стремления русского человека к свету с 15-16вв.

Вывесить мысль на доску. 5.

Символика.

Каждый элемент православного храма несет какую неужто информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом. Здания всех православных храмов неизменно завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, что знамением искупительной победы Христа. Православный крест, строимый надо храмом, имеет восьмиконечную форму, изредка на его основании находится полумесяц, носящий что собак нерезаных присваиваемых ему символических значений, один из которых — якорь христианской надежды на выручка по вере на Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов на истории человечества, где осьмой — это жисть Будущего Века.

Количество куполов

Разное сумма куполов, неужто глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

« Верх церковный- есть часть господня, главу бо держит Христос ,шею- апостолы, пазухи- Евангелисты», ступень того трактуется ликвидация одноглавого храма, это чхатра единства Бога,

· Одноглавый храм:купол знаменует собой неразделимость Бога, идеал творения.

· Двуглавый храм:два купола символизируют неуд естества Богочеловека Иисуса Христа, двум области творения (ангельскую и человеческую).

· Трехглавый храм:три купола символизируют Пресвятую Троицу.

· Четырехглавый храм:четыре купола символизируют Четвероевангелие, хорошо стороны света.

· Пятиглавый храм:пять куполов, одинаковый из которых возвышается надо другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

· Семиглавый храм:семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

· Девятиглавый храм:девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

· Тринадцатиглавый храм:тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Цвет купола

Необычная комплекция и яркая расписывание куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови на Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

· Золотятся куполау храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам

· Синие С звездами куполасвидетельствуют о том, зачем собор посвящен Пресвятой Богородице.

· Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.

Форма храма

· Храмы на форме креста строились на параграф того, зачем Крест Христов — Основа Церкви, Крестом народ избавлено ото власти диавола, Крестом открыт видеовход на рай.

· Храмы на форме круга, что символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.

· Храмы на форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом капелла свидетельствует о своей роли путеводительницы на жизни человека.

· Храмы на форме корабля — именно древний разряд храмов, красочно эксплицирующий ту мысль, зачем Церковь, подобно кораблю, спасает верующих ото гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

· Существовали вдобавок смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Таким образом, позволяется с уверенностью говорить о том, зачем русская храмовая зодчество есть трюмо русской души. Ведь собор — это не просто хачкар зодчества,

Храм- это дом, посвящённый Богу,

Храм — это общей молитвы зов,

Храм — это свечи, кресты, иконы…

Храм — это светлая песнь веков.

Обращение к тезисам, фактически храмы:

1) поражают своей красотой и великолепием;

2) символизируют высшую правду и истину;

3) демонстрируют монументальность и глубинную красоту русского национального гения;

4) отражают непоколебимость веры и первооснов жизни;

5) выражают неискоренимое либидо русского человека к свету

Давайте подведём итог: Сочетаются династия соединение и виртуозность на архитектуре русских храмов?

  • Без сомнения, на архитектуре православных храмов неотъемлемо сочетаются соединение и искусство. Ведь возле взгляде на наши храмы кажинный человек испытывает и эстетическое удовольствие храмом, что произведением искусства и ощущает благоговейную озноб ото соприкосновения с чем-то божественным и величественным
  • При взгляде на собор душу наполняет самоощущение чистоты и гармонии с миром, становится полегче дышать, мысли возносятся к вечности и понимаешь, что это прекрасно.
  • Культура — наше драгоценное достояние. Она объединяет и сближает нас и на мера же лейдейс отличает ото остального мира. Подпитываясь животворными соками своей культуры, Россия продолжала своё развитие. Но инда на самых крутых поворотах истории великая наша империя выжила и находила на себе силы возродиться вновь. «Всё возвращается на круги своя» — сказано на Библии. И сегодня, я надеюсь зачем вовеки более нашему взору и взору наших детей, внуков не предстанет жгущийся душу москаль образ из стихотворения Ник. Рубцова.

    С моста идёт ширококолейка на гору

    А на бедствие — такая грусть!

    Лежат развалины собора,

    Как стерильно спит былая Русь…

    Слайд Чаплыгин. Развалины храма.

    3.Подведение итога урока

    Святое сентимент — вожделение к Родине!

    У нас более чем удовлетворительно поводов с тем чтобы гордости после нашу культуру, наши духовные ценности, артистичность наших умельцев.

    Слайд Церковь Михаила Архангела 1805г.

    Гордости после то, зачем наш Кривополянский храм, отгроханный на 1805 г. не был закрыт инда на возраст Советской власти.

    Ведь ни монголо- татарское иго, ни возраст сталинских репрессий, ни Великая Отечественная марс не смогли уничтожить наши исторические и духовные ценности. Все они оказались бессильны, им не удалось стереть с лица Земли неуничтожимое и вечное.

    Я с гордостью говорю о том, зачем наша русская масскультура заняла на мире достойное место. Ведь это масскультура народа ото всей души и большим сердцем яркое и заметное приход на мировом сообществе сделано на протяжении многих столетий. Она вобрала на себе самое высокое, интересное и идеал на человеке и стала что бы зеркалом русской души, вместилищем будьте здоровы лучшего, зачем есть на нашем народе, следственно и надеюсь, зачем сегодняшняя совещание помогла нам сделать ещё недалеко на пути познания национального художественного гения, на приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.

    Обращение к эпиграфу урока.

    А русские православные церкви, храмы, соборы и монастыри- это негасимые очаги русской православной веры, которые питают наши души, умы и сердца. Они и «есть примеры неложно религиозного, более того — христианского искусства, говорящего о Боге безо слов»

    Работа по тесту.

    Давайте проверим, елико хоть куда был усвоен материал урока с помощью тестовых заданий.

    В.6. Прокомментируйте ответ.

    Великий композитор, видимо, был люто поражён увиденным. Об этом свидетельствуют более чем короткие, однако яркие и эмоциональные фразы. Берлиоз говорит о стремлении ввысь. Я считаю, зачем это о Церкви Вознесения Господня на с. Коломенском. Её потолок 62метра, да потолок шатра 28м.

    Тысячелетняя Русская Церковь достойно выдержала все испытания. И сейчас она по-прежнему крепка своей верой, живет любовью к миру и надеждой, зачем Господь и Матерь Божия и на будущем не оставят Ее Своей милостью, Своей благодатью. Она верит и надеется, зачем "… явлено будет великое диво Божие… И все щепки и обломки, волею Божией и поневоле Его соберутся и соединятся, и воссоздастся бриг своей красе, и пойдет своим путем, Богом предназначенным… ".

    ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О.Газманова « Москва…»

    Она помнит пророчество своего Небесного Основателя и Спасителя Христа: "Созижду Церковь мою и врата имя не одолеют Ея… "(Мф. 16,18)

    О, образ обузданный и родной,

    Берёзы, избы по буграм.

    И, отражённый глубиной,

    Как сон столетий, ничей храм.

    Н.Рубцов.

    3. Домашнее задание.

    Сочинение-миниатюра «Для меня храм- это…»

    Файлы: Презентацияурок.ppt
    Размер файла: 9474048 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология