Автор конспекта:
Автор(ы): — Гималова Гульнара Рифаровна

Место работы, должность: — МБОУ «Лицей №1″ г. Салават

Регион: — Республика Башкортостан

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — Урок направлен на формирование представления детей о солёности океанической воды, об изменениях температуры поверхностных вод с широтой, об изменениях температуры вод с глубиной.

ГималоваГ.Р.

6 класс

Тема урока: «Некоторые свойства океанической воды».

Цели урока.

  • Обучающие: сформировать представление о солёности океанической воды, об изменениях температуры поверхностных вод с широтой, об изменениях температуры вод с глубиной; развивать умение высчитывать солёность.
  • Развивающие: развивать мышление, память; формировать объективное понимание мира.
  • Воспитательные: прививать интерес к изучению природы; формировать научное мировоззрение.
  • Тип:изучение нового материала.

    Форма: беседа.

    Методы:словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический (работа в тетрадях, по учебнику, по атласу).

    Средства урока: интерактивная доска, 1л банка воды, соль-35гр.

    Ход урока.

  • Организация начала урока.
  • Новая тема.
  • Слайд 1

    -Как вы думаете, почему раньше суда, отправляясь в дальнее плавание, всегда брали с собой запас пресной воды? Ведь кругом вода?

    -Правильно! Она солёная. Это одно из свойств океанической воды.

    -Представим, что мы на борту корабля и отправляемся в дальнее плавание по изучению свойств океанической воды.

    -Цель нашего урока познакомиться со свойствами океанической воды, узнать причины различия температуры и солёности воды в разных частях Мирового океана, научиться высчитывать солёность.

    Слайд 2

    -Тема нашего урока: «Некоторые свойства океанической воды».

    -Откройте тетради, запишите тему.

    Слайд 3

    -1 свойство океанической воды — это солёность.

    -Нарисуйте схему.

    -Вода — прекрасный растворитель.

    -Если в стакан с водой положить 1 ч. л. соли, что произойдёт? А если 1 ч. л. сахара? Почему?

    -Послушайте сообщение об океанической воде.

    Сообщение ученика.

    Океаническая вода.

    Океаническая вода — это раствор различных веществ. В ней содержится 73 из 110 известных химических элементов. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют более 85% всех растворённых в океанической воде веществ. Горький привкус океанической воде придают соли магния. В воде океана обнаружены алюминий, медь, серебро, золото, но в очень малых ко­личествах. Так как объем Мирового океана огромен, масса всех растворенных веществ в сумме очень велика. Так, золота в воде Мирового океана больше, чем в земной коре, но его содержание в 1 кг океанической воды очень мало. (В настоящее время в Японии действует установка по до­быче золота из океанической воды). В океанической воде присутствуют также растворенные га­зы, в том числе кислород. Кислород необходим для жизни морских организмов. Из других хи­мических элементов, растворенных в воде Мирового океана, необходимыми для жизни являют­ся кальций, кремний и фосфор, из которых состоят раковины и скелеты морских животных.

    -В природе нет воды, которая не содержала бы в себе каких-либо растворённых веществ.

    -Воду без примесей — дистиллированную можно получить только в лаборатории.

    -Вы сказали, что океаническая вода солёная, т.е. вода обладает свойством солёности.

    -Что такое солёность?

    Работа по учебнику.

    -Откройте учебники на странице 87, прочитайте 1-ый абзац.

    -Кто прочитает?

    1-ый уч-к зачитывает.

    2-ой уч-к повторяет.

    — Соленость обозначают значком ‰.

    Слайд 4.

    -Средняя солёность океанической воды-35‰.

    Слайд 5.

    -Это значит, что в 1 л воды растворено 35 гр веществ.

    Опыт. (Принадлежности: 1л банка воды, соль-35гр)

    -Растворим в 1л воды 35гр соли. Солёность этой воды 35 ‰.

    -Что это значит? (В 1л — 35гр солей).

    -А пресной считается вода, в которой содержится менее 1гр растворённых веществ.

    Слайд 6.

    Решение задач.

    -Решим задачу.

    Слайд 7.

    -Откройте тетради.

    -Пишем.

    Чёрное море-18 ‰.

    1т воды — ? соли.

    1т = 1000кг = 1000л

    18 * 1000 = 18000г = 18кг

    Ответ: 18кг.

    Слайд 8.

    У доски решает ученик.

    -Пишем.

    Красное море-42 ‰.

    1т воды — ? соли.

    1т = 1000кг = 1000л

    42 * 1000 = 42000г = 42кг

    Ответ: 42кг.

    Слайд 9.

    -Посмотрите на запись. Что заметили? Сравните солёность.

    -Почему солёность разная?

    Работа по атласу.

    -Откройте атласы на стр.14-15. Найдите эти моря. Подумайте, почему разная солёность?

    (Подсказка. Как воду в этой банке сделать менее солёной? Более солёной? Но соль не добавлять).

    -Правильно. Красное море находится близко к экватору — жарко, нет впадающих рек, осадков мало. Балтийское море, Чёрное море – дальше от экватора – испарение меньше, впадают реки, выпадают осадки.

    Слайд 10.

    -Запишите в тетрадь.

    -Послушайте сообщение.

    Сообщение ученика.

    Океаническая вода из-за большого содержания солей непригод­на для питья. Немало моряков погибло в океане от жажды. Раньше суда, отправлявшиеся в дальнее плавание, всегда брали запас прес­ной воды. Он занимал много места, был дополнительным грузом. Теперь воду на судах опресняют при помощи специальных опрес­нительных установок. Такие установки действуют и в некоторых засушливых районах, расположенных на побережье океана.

    Физминутка.

    -Следующее свойство – это температура.

    Слайд 11.

    -Допишите схему.

    -Что вы можете сказать о температуре поверхностной воды по этой таблице?

    Слайд 12.

    -Да. Чем ближе к экватору, тем температура выше, чем дальше, тем ниже.

    Слайд 13.

    -Что вы можете сказать, посмотрев на данную таблицу?

    -Правильно. С глубиной температура понижается.

    -До какой глубины температура понижается незначительно?

    -С какой глубины понижается значительно?

    -Недавно было обнаружено, что на дне океана местами из разломов земной коры выходят горячие воды. В одном из таких источников на дне Тихого океана температура =400˚С.

    Слайд 14.

    -А вы знаете, что океаническая вода замерзает при температуре -2˚С.

    Слайд 15,16,17,18.

    -Это побережье Австралии. Большой Барьерный риф. Достаточно света и тепла. Обилие рыб и кораллов.

    III. Итог.

    -Наше путешествие подходит к концу.

    -Вспомним, что мы сегодня нового узнали на уроке?

    -С какими свойствами воды вы познакомились?

    -От чего зависит солёность океанической воды?

    -От чего зависит температура поверхностных вод?

    Слайд 19.

    -Что означают эти значки и значения?

    Слайд 20.

    -Определите солёность морей. (Дети вычисляют и заполняют таблицу).

    -Какова солёность Карибского моря, если из 1000т воды получили 36кг различных веществ?

    -Какова солёность Средиземного моря на востоке, если из 1000т воды получили 39кг различных веществ?

    -Какова солёность Баренцева моря на юго-западе, если из 1000т воды получили 35кг различных веществ?

    -Какова солёность Карского моря, если из 1000т воды получили 33кг различных веществ?

    -Какова солёность Аравийского моря, если из 1000т воды получили 36,5кг различных веществ?

    -Какова солёность Берингова моря, если из 1000т воды получили 30кг различных веществ?

    Слайд 21

    -Сколько грамм соли содержится в 1 литре воды, если из 1 тонны воды получили 25 кг соли.

    Оценивание.

    Домашнее задание. § 25 ответить на вопр. 1, 2 устно, подготовить по желанию сообщение на тему «Свойства вод мирового океана».

    Файлы: Nekotorie svoistva okeanicheskoi vodi.zip
    Размер файла: 867703 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология