Автор конспекта:
Автор(ы): — Грищенко Галина Васильевна

Место работы, должность: — Учитель

Регион: — Республика Коми

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Цель урока:расширить кругозор учащихся о символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей, воспитание патриотических чувств – любви к Родине.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемые учебники и учебные пособия: —

Л.Н. Боголюбов

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, компьютер, презентация, государственные символы: флаги (России, Словакии, Франции), герб, тексты гимна (гимн СССР, гимн Российской империи, гимн РФ), исторические портреты (Ивана III, Ивана IV, Софьи Палеолог, Княгини Ольги) конверты с заданиями и инструкцией, оценочные листы.

Краткое описание: — Урок краеведческой направленности

Сценарный план-конспект урока в 6 классе.

Тема раздела: Родина.

Тема урока: «Неофициальные символы России»

Номер урока в теме раздела 3

Цель урока:расширить кругозор учащихся о символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей, воспитание патриотических чувств – любви к Родине.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обобщить и дополнить знания обучающихся о государственных символах страны (гербе, флаге, гимне).
  • Познакомить учащихся с неофициальными символами нашего государства.
  • Развивающие:

  • Развитие исследовательской и познавательной активности обучающихся.
  • Развить логическое мышление, способность анализировать результаты, формулировать выводы, аргументировать свою позицию.
  • Воспитательные:

  • Усилить мотивацию для изучения истории символики родной страны.
  • Воспитание патриотических чувств у подростков.
  • Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда.
  • Формирование коммуникативной культуры – выслушивать и уважать мнения других.
  • Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
  • Тип урока: изучение нового материала.

    Форма обучения: фронтальная беседа, групповая и индивидуальная работа.

    Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, презентация, государственные символы: флаги (России, Словакии, Франции), герб, тексты гимна (гимн СССР, гимн Российской империи, гимн РФ), исторические портреты (Ивана III, Ивана IV, Софьи Палеолог, Княгини Ольги) конверты с заданиями и инструкцией, оценочные листы.

    Предварительная деятельность учителя и учащихся:

    1. Группа учащихся 6 класса заранее готовит необходимые (индивидуальные) сообщения.

    2.Класс делится на 3 группы, каждая группа получает сопроводительную инструкцию по подготовке к уроку.

    3.Учитель готовит компьютерную презентацию по теме урока, аудиозаписи с необходимым материалом.

    Структура урока:

    Этап урока

    Время, мин

    1

    Организационный момент.

    1

    2

    Актуализация знаний (самостоятельная работа в группах)

    10

    3

    Мотивационно-целевой этап (игра «Ассоциация») к формулировке темы урока.

    3

    4

    Изучение нового материала.

    16

    5

    Здоровьесберегающие технологии(физическая пауза)

    3

    6

    Закрепление изученного материала (самостоятельная работа в группах)

    7

    7

    Подведение итогов.

    1

    8

    Рефлексия.

    2

    9

    Домашнее задание

    1

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня у нас урок необычный, во-первых на нашем уроке присутствуют гости, во-вторых, вы будете работать по группам, и я надеюсь, что каждый из вас внесет свой вклад в ее работу, в-третьих я не буду называть тему урока, вы это сделаете самостоятельно, но чуть позже.

    Урок сопровождается рассказом и мультимедийной презентацией.

    2. Актуализация знаний:

    (слайд 1-2)

    Если скажут слово «Родина»,

    Сразу в памяти встает

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот:

    Или степь от маков красная,

    Золотая целина:

    Родина бывает разная,

    Но у всех она одна!

    (Зоя Александрова)

    Учитель: Когда мы произносим с вами звучное слово «Родина», задумываемся ли о том, что оно значит?(Высказывания учащихся. В ходе обсуждения они приходят к выводу о том, что это место, где ты родился)

    Учитель: У меня в руках документ: «Свидетельство о рождении». Вы знаете, какая информация в нем содержится? (высказывания учащихся)

    Учитель: Этот важный документ говорит не только о факте появления на свет, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданином, какой страны, какого государства вы являетесь? (России)

    Учитель: А, можем ли мы по каким-либо признакам определить, что перед нами определенное государство? (да, по символам)

    Учитель: Что такое символы? (Символы– знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение).

    Учитель: Назовите главные (официальные) символы государства? (Герб. Флаг. Гимн.) (слайд 3)

    Учитель: Давайте вспомним, что вы знаете об этих символах. Я приглашаю к себе капитанов команд (выбирают о каком символе будет рассказывать команда). В конвертах инструкция по выполнению работы и весь необходимый материал. Время выполнения, пока звучит песня «С чего начинается Родина»

    Работа в группах:

    Iгруппа:рассказывает о гербе (см приложение) (слайд 4-5)

    IIгруппа: рассказывает о флаге (см приложение) (слайд 6-7)

    IIIгруппа: рассказывает о гимне (см приложение) (слайд 8-9)

    Учитель: пришло время защищать свою работу. Выступление групп.

    Учитель: Подведем итоги. Итак, гербы, флаги, гимны стран, что это? (официальные символы государства)

    3. Мотивационно-целевой (игра «Ассоциация») к формулировке темы урока:

    Учитель: А как вы думаете, только ли по этим символам можно определить о каком государстве идет речь? Я предлагаю вам сыграть со мной в популярную среди подростков игру «ассоциации». Внимание на экран. Какая страна вам приходит на ум, когда вы видите следующие изображения – на экране Эйфелева башня. (Франция)(слайд 10-11)

    Учитель: Статуя Свободы (США) (слайд 12-13)

    Учитель: Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам самим попытаться определить тему нашего урока, какое словосочетание зашифровано в картинках (Неофициальные символы). (слайд 14-15) Итак, как будет звучать тема нашего урока: «НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ». Что мы узнаем на уроке? (познакомимся с неофициальным символам России.)(слайд 16)

    4. Изучение нового материала.

    Учитель: И начнём со столицы России. Как вы думаете, есть ли в Москве такие неофициальные символы, чтобы, произнеся их название, сразу стало понятно — речь идёт о нашей стране? (Красная площадь)

    Вот какими прекрасными словами описал Красную площадь поэт Николай Дамдинов

    …Здесь каждый дом и камень —

    И вот она… И сердце замирает…

    Холодный полированный гранит

    Зернистым снегом молодо блистает.

    Здесь яркие рубины звёзд твоих,

    Бойницы стен и елей однотонность,

    И строгие фигуры часовых,

    И величавых башен непреклонность.

    Здесь неуместен легкодумный смех,

    Здесь прорастаешь думою большою.

    Ты, площадь Красная, родная мать для тех,

    Кто здесь шагает с чистою душою.

    Ученик: Сообщение о КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ (слайд 17)

    Красная площадь– главная площадь нашей страны. На ней проходят военные парады и другие мероприятия. В старые времена Красная площадь выглядела иначе, на ней шла торговля, сюда съежились со всего города и окрестностей, чтобы купить или продать что-либо. Здесь 9 мая ежегодно проходят парады, демонстрирующие всему миру мощь Российской армии.

    Учитель: А почему площадь получила такое название «Красная»? («Красная – значит «красивая»)

    Учитель: Красная площадь примыкает к одной из сторон Кремля. А знаете, ли вы что такое кремль? (Кремлём в старых русских городах называли крепость)(слайд 18)

    Учитель: А как вы думаете, какую роль на Руси играл Кремль? (Кремль нужен для защиты населения от врагов, в кремлях находилось правительство и жили знатные люди). Место, на котором стоит Московский Кремль, называется Боровицким холмом. В древности он был покрыт лесом – бором, отсюда и произошло его название. Кремль, который мы знаем сейчас, появился в конце 15 века. Его построили итальянские мастера. В Кремле 20 башен, и каждая из них имеет свою историю и предназначение. Высота кремлевских стен составляет от 8 до 19 м, а общая их протяженность – 2235м.

    Кремлевские куранты

    На одной из 20 башен, Спасской, находятся известные на весь мир часы-куранты – ещё один неофициальный символ нашей страны. (слайд 19) Их не зря называют главными часами. Это объясняется тем, что из 5 въездных ворот Кремля Спасские всегда считались парадными, в давние времена они получили название Святые ворота. Было заведено заходить через них в Кремль, сни­мая головной убор, причём это правило распространялось даже на царей, высшее духовенство и иностранных послов. Глагол «за­ходить» является единственно верным, поскольку проезжать верхом здесь не разрешалось. Часы, установленные над Святыми воротами, отбивали время важнейших событий государства. Куранты огромны — их циферблат имеет диаметр 6 м, а каждая циф­ра величиной в 72 см. Многое поменялось в России — правители, государственный строй, но часы на Спасской башне по-прежнему звучат, и сложно представить Россию без этого символа. Недаром они считаются символом точности, надёжности и незыблемости России. Вы не раз слышали по телевидению звон московских курантов, а сейчас послушаем его ещё раз, все вместе. (Звучит запись боя кремлёвских курантов.)

    Итак, в Москве есть целых три неофициальных символа России.Вспомним их ещё раз. (Красная площадь. Кремль, куранты.)

    Учитель: назовите самый популярный национальный сувенир, игрушку? (Русская матрешка)(слайд 20)

    Учитель: широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Кстати перевод слова «матрёшка» нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии их называют «бабушки» или «мамочки». Как вы думаете, ребята, откуда появилась в России матрёшка? (Ребята отвечают.)

    Ученик: Сообщениео МАТРЁШКИ.

    Если вы считаете матрешку исконно русской игрушкой, то ошибаетесь. На самом деле все было так… Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 1880-х гг. Именно в это время в семью Мамонтовых, известных промышленников, попадает игрушка – талисман фукурума, привезенная из Японии.(слайд 21)

    Деревянная игрушка изображала буддийского святого Фукурума – старичка-мудреца, игрушка была с сюрпризом: она разламывалась на две части, а там был спрятан еще один такой же мудрец, только поменьше. И маленькая кукла разламывалась пополам. Всего в той игрушке насчитывалось 5 кукол.

    Семья Мамонтовых решила выпустить подобную игрушку, только русскую. Игрушка изображала детей разных возрастов: от самой большой – взрослой девушки в русском сарафане – до самой маленькой – завернутого в пеленки младенца. Так произошло рождение знаменитой матрешки.

    Игрушка получила свое название от простонародного имени Матрена, в детстве – Матрешка. Почему простонародного? Да потому, что первые эти куклы изображали простых деревенских девушек в ярких расписных сарафанах и платочках. Матрешки полюбились людям, и началось их массовое изготовление.

    Правда, смастерить матрёшку было не так-то просто. Начинали работу всегда с самой маленькой куклы, и постепенно её размер становился всё больше. Как и в первой игрушке, привезённой из Японии, русская матрёшка изготавливалась обычно из 5 фигурок, реже из 8 и 10. В 1913 г. одним умельцем была выточена матрёшка, состоящая из 48 фигурок, и, насколько известно, ещё никто не превзошёл этот рекорд!

    Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими. Современные куклы изображают известных политических деятелей, артистов, героев мультиков и фильмов и даже животных. Русские матрешки пользуются большой известностью за границей. Это один из самых популярных русских сувениров. И сейчас уже как-то трудно представить Россию без этой деревянной куклы.

    Учитель: Как вы думаете, а какое дерево может считаться символом России? (Береза). (слайд 22)От какого слова оно произошло? (от глагола беречь)

    Само слово «берёза» появилось примерно в VIIв. и произошло от глагола «беречь». Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, — Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева.Позже береза стала ассоциироваться с девушкой, женщиной, точно так же, как дуб или тополь с мужественностью. Если, например, в дом приходили гости с такими словами: «У вас есть берёза, а у нас — дуб», то это значило, что к девушке посватается жених.
    С берёзой было связано немало народных примет. Из берёзы течёт много сока — к дождливому лету. Когда у берёзы лист распустится раньше ольхи — лето будет сухое. А ещё про это дерево сложено много пословиц и поговорок, одна из них: «Берёза ума даёт». Догадайтесь, о чём идёт речь. Почему? (О розгах, которые изготавливались из веток берёзы.)

    С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далёком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью берёзовой рощи, пьём берёзовый сок, с удовольствием паримся в бане с берёзовым веником.
    Интересно, что береза стала символом России благодаря поэту Сергею Есенину. В стихотворениях поэта береза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой.

    5. Здоровьесберегающие технологии (физическая пауза).

    Учитель: Устали? Давайте отдохнем и сделаем зарядку для глаз. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, закройте глаза и представьте морозное утро, снег искрится на солнце, под окном белая береза, свежий морозный воздух, скоро новый год.

    Ученик: читает стихотворение Сергея Есенина «Береза»(слайд 23)

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Учитель: А теперь давайте поговорим о русских музыкальных инструментах. Какие вы знаете? (Гармошка, свирель, гусли, балалайка…)Как вы думаете, какой музыкальный инструмент может по праву считаться символом России? (балалайка).

    Ученик: Сообщениео БАЛАЛАЙКЕ.(слайд 24)

    Оказывается, самый русский музыкальный инструмент — балалайка позаимствован нашими предками то ли у татар, то ли у киргизов. Истинно народным инструментом балалайка стала уже в XIXв.Однажды молодой дворянин Василий Васильевич Андреев, осматривая своё имение, услышал игру дворового человека Антипа. И до этого барин увлекался народным творчеством, но балалайка поразила его до глубины души. Для начала он сам научился играть на этом инструменте, а затем решил популяризировать его. Андреев нашёл единомышленников, создал кружок любителей ба­лалайки, разучивал с ними новые мелодии, осваивал улучшенные мастерами модели. Всемирную популярность Андреев завоевал в сентябре 1889 г., когда отправился с товарищами на Всемирную выставку в Париж. Концерты, которые они давали в Русском павильоне, имели шумный успех, а трёхструнная простушка балалайка вмиг стала признанным символом русской музыки и России. Сейчас в России немало музыкальных коллективов, играющих на балалайках, один из которых мы сейчас и послушаем. (Звучит аудиозапись игры ансамбля балалаечников.)

    Учитель: Как вы думаете, какое животное можно назвать символом России? (Медведь)

    Ученик: Сообщениео МЕДВЕДЕ.(слайд 25)Медведь — ещё один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силён, а могуч, коварен и лют. При кажущейся нескладности и неповоротливости может быть стремительным и ловким. При необходимости медведь способен быстро и долго бежать, он прекрасно плавает и ныряет, изумительно ловко и бесшумно лазает по отвесным кручам в поисках добычи.
    Неуклюжим он лишь кажется, особенно тогда, когда одет в зимнюю длинную шерсть, а под шкурой при движении перекатываются обильные жировые запасы. Именно таким иностранцы по характеру и представляют русского человека, и именно с этим живот­ным его отождествляют. Медведь — это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой — в их умении постоять за себя. Учитель: Недаром именно медведя выбрали символом Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 г., а также одним из символов Олимпиады, которая будет проходить в г. Сочи в феврале 2014г. (Демонстрируется изображение символа Олимпиады-1980, 2014г.)(слайд 26)

    Учитель: ребята отгадайте загадку:

    Руки в боки, как начальник,

    Раньше всех на стол встает,

    Сам себе плита и чайник –

    Сам заварит, сам нальет.

    (Демонстрируется изображение самовара).

    Ученик: Сообщениео САМОВАРЕ.(слайд 27)

    Когда слышишь о традиционном русском чаепитии, невольно представляешь – стол, на столе бублики, сдобные калачи, варенье в вазочках и, конечно, украшение стола – пузатый медный самовар, именно медный, потому что первые самовары делали из этого металла, обладающего исключительной теплопроводностью. Представьте себе снежную холодную русскую зиму, и вы поймете, почему так прижился самовар в нашей стране. Горячий чай помогает согреться. Кроме того, самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение.

    Позже стали использовать более дешевые сплавы типа латуни. Первые самовары появились на Урале, но самоварной столицей по праву считается Тула.

    Русское слово «самовар» буквально означает «сам варит». Самовар несет в себе как практическую функцию, так и эмоциональную: он является символом единения людей, собирающихся за чаем, и создает правильную атмосферу для дружеской беседы. Первый самовар в Россию привез из Голландии Петр I, любитель всяческих новомодностей. Но, тем не менее, мы говорим «русский самовар» и считаем его нашим неофициальным символом, так же как считают его таковыми во всем мире.

    6. Закрепление изученного материала. Группы обмениваются самостоятельной работой, оценивая друг друга.

    Вопросы на повторение:

    Какое животное считаются символом России?(медведь)

    Какое дерево считается символом России? От какого слова произошло его название?(Береза. Название произошло от глагола «беречь»).

    Какая игрушка – символ России?(Матрешка). Почему так называется? (название произошло от простого имени Матрена)

    Назовите официальные символы России?(Герб, гимн, флаг)

    Назовите неофициальные символы России в столице?(Красная площадь, куранты, Кремль и др.)

    Почему настоящие самовары должны быть медными?(потому что медь – металл, обладающий хорошей теплопроводностью)

    Какие неофициальные символы России были заимствованы у других народов? (Матрешка, балалайка, самовар)(слайд 28-30)

    7 «+» — оценка «5»;

    6-5 «+» — оценка «4»;

    4-3 «+» — оценка «3»

    7. Давайте подведем итог нашей работы: )(слайд 31-32)

    Красная площадь – (символ единства России, героизма нашего народа).

    Кремль – (символ высшего руководства России)

    Куранты – (символ точности, надежности и незыблемости России)

    Береза – (символ одухотворенности)

    Медведь – (символ силы и непобедимости русского народа)

    Самовар, матрешка, балалайка – символы культуры, быта русского народа.

    Что еще можно назвать неофициальными символами России?

    (Валенки, лапти, гармонь, оренбургский пуховый платок и др.)

    8. Рефлексия.

    Учитель: Вспомните, какую цель мы поставили вначале урока? (познакомиться с неофициальными символами России). Была ли достигнута цель урока (да). Узнали ли вы на уроке, что-то новое?

    Учитель: Спасибо всем за работу на уроке, всем выступающим с сообщениями – оценка «отлично»…

    Также я попрошу вас каждого самостоятельно оценить свою деятельность на уроке — для этого воспользуйтесь оценочным листом.

    9. Домашнее задание: написать мини-сочинение «С чего начинается Родина», или подготовить сообщение о любом неофициальном символе Республики Коми.(слайд 33-34)

    Файлы: ВЫступление.pptx
    Размер файла: 8950370 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология