Автор конспекта:
Автор(ы): — Жабина Нина Ивановна

Место работы, должность: — МОУ Средне-Егорлыкская СОШ№4

Регион: — Ростовская круг

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее возникновение
Уровень образования: — среднее (полное) общее возникновение

Целевая аудитория: — Библиотекарь

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная эспарцет

Цель урока: —

Популяризация знаний о великом русском ученом М.В.Ломоносове

Тип урока: — Комбинированный наука

Используемая методическая литература: —

1. Былинин В.К. "Витиеватый слог" на поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии. // Ломоносов и водка литература. М., 1987. С.
2. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. Ч.1. Л., 1991.
3. Культура России 9-20 вв. М., 1996.
4. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. М., 1950.
5. Моисеева Г.Н. Поэтическое созидание М.В. Ломоносова. // Ломоносов и водка литература. М., 1987.
6. Стенник Ю.В. Теоретико-литературные взгляды М.В. Ломоносова. // Там же.
7. Тынянов Ю.И. Ода точно ораторский жанр. // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1987

Используемое оборудование: —

Компьютер, видеопроектор, цифирный телевизор

Краткое описание: — Мероприятие посвященное жизни и деятельности М.В.Ломоносова

Викторина:

300 лет С дня рождения.

П/п Вопрос викторины Ответ на оргвопрос викторины
1 Какой повальный адат открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько что у одного тела отнимается, таково присовокупится к другому»? Закон сохранения материи.
2 6 Будущий учёный и писатель на 19 лет потихоньку отправился учиться на Москву. Как он добирался задолго столицы? С обозом мороженой рыбы.
3 Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро своевольно узнаешь на школе, Как архангельский деревенщина По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»? Н. А. Некрасов «Школьник».
4 Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»? А. С. Пушкин и В. Г. Белинский.
5 По каким учебникам учился он, точно и многие учащиеся страна времени, назвав их засим «вратами» своей учености? «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.
6 Был династия Ломоносов школяром, закончил династия он какую-нибудь школу? . Нет. В Холмогорах была церковная школа, а туда принимали лишь только детей священнослужителей.
7 За кого пришлось ему себе выдать, с тем чтобы поступить туда (крестьян не принимали)? За сына дворянина. Когда разбой раскрылся, Ломоносов успел склад лучшим учеником академии и по окончании её был послан про продолжения учёбы на Петербург и после границу.
8 Он поступил на старейшее высшее учебное обзаведение Московского государства, основанное на XVII в. Как оно называлось? Славяно-греко-латинская академия.
9 В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу? В Германию, на города Марбург и Фрейберг.
10 Какие научные трактаты на стихах писал Ломоносов? . «Размышление по поводу северного сияния», «Письмо о пользе стекла».
11 Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста на …». В кого? В «поэта».
12 Какую автохарактеристику дает себе Ломоносов: «Хоть нежности сердечной В любви я не лишён, … … … Я лишше восхищен»? Кем восхищается поэт? «…героев славой вечной…». Ломоносов жидко писал любовные стихи, предпочитая создавать произведения об исторических и героических личностях (например, о Петре I, Суворове, Копернике).
13 Самые крупные ломоносовские произведения — «Тамира и Селим» и «Пётр Великий». К каким жанрам они относятся? Трагедия и эпическая дастан (вторая не закончена).
14 Кого менестрель приветствовал следующими словами: «Науки, теперича торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва? Екатерину II; богиня мудрости на римской мифологии.
15 Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы? Низким, используя разговорную беседа и просторечия.
16 Ломоносов отвергал «фонетический принцип» письменной речи, сторонником которого был Тредиаковский. Что это после принцип? Писать, точно говоришь.
17 . Какие двоечка пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству? «Российская грамматика» и «Риторика».
18 . Почему, по мнению поэта и самокритика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек»? Ломоносовская цевница была рождена Петровской эпохой, Петровскими победами и преобразованиями, став их следствием.
19 Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство — моя …, агрофизика — мои упражнения»? «…утеха».
20 Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, ась полезнее, ась увеселительнее и ась бесспорнее на делах человеческих быть может!»? Науками.
21 О который букве русского алфавита Ломоносов смехом сказал, ась она достаточно «подпершись» и выглядит бодрее, нежели её тёзка, которая не нужна русской речи, точно и другая буква, — «немой подсека занял, подобно точно пятое колесо»? Назовите эти буквы. . «Ф» на несходность от "фита" и "ять". Последний был упразднён на конце слов точно лишь только на XX в.
22 Какие достоинства современных и древних языков совмещает на себе, по ломоносовскому утверждению, российский язык? «Великолепие испанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную на изображении сокращенность латинского и греческого языков».
23 Как стремился менестрель и волхв упорядочить российский писательский язык? Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на тройка группы — общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования пирушка либо некоторый группы лексики волхв выделил тройка стиля: высокий, мезоморфный и низкий.
24 По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без …». Без чего? «…грамматики».
25 Каким олицетворением частехонько пользовался Ломоносов: «Воздвиг Петрополь к небу …», «брега Невы … плещут», «И се поуже … багряной Врата отверзла на круг заря», «…реки, восплещите»? «… руки", «…руками», «…рукой», «…руками».
26 Чей это образ и какая конкретная радиодеталь на нём мечена: «В тебе красивый здание создали Душе великой небосвод Свое свет влияли В твои пресветлы очеса»? Дочери Петра I царицы Елизаветы Петровны; голубые глаза.
27 “Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, мазила и стихотворец…” Кто итак коротко и буквально охарактеризовал Ломоносова? А.С. Пушкин
28 Что объединяет просветителя Н.Новикова, автора «Недоросля» Д.Фонвизина, архитектора В.Шубина? Все они были выпускниками основанного М.Ломоносовым университета.)
29 Какова конец поездки Ломоносова после границу на 1736 году? Изучение горного дела и металлургии.)
30 Что связывает М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф.Шубина? Оба поморы. Ф.Шубин — сын дьячка Ивана Шубина, учившего Ломоносова грамоте.
31 От какого русского имени образовано заглавие деревни, на которой прошло возраст М.В. Ломоносова? Денисовка — от имени Денис.)
32 С который целью на январе 1736 возраст Ломоносов приехал на Петербург? В числе лучших двенадцати учащихся про изучения наук на Петербургской академии наук.
33 Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? Химию
34 В каком году был основан Московский университет? Как он сейчас называется? В 1755 году. Московский национальный радиоуниверситет имени Ломоносова.
35 Сколько лет было Ломоносову, когда-нибудь он покинул отцовский дом? 19 лет
36 Наблюдая после который планетой, Ломоносов сделал растворение мирового значения? Венерой
37 Что было изображено на первой мозаике Ломоносова, преподнесённой императрице? Пётр I
38 О который отрасли знаний М.В.Ломоносов сказал: "…Почитаю после высшую число человеческого познания, а лишь только рассуждаю, ась ее на своем месте вслед после тем собранных наблюдений употреблять должно…" О математике
39 На берегу который реки родился и вырос Михайло Ломоносов и против какого города, на названии которого соединились двоечка слова, обозначающие возвышенности? Двина, Холмогоры.
40 Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на прием Хотина» (1739). О каком Хотине добре речь? О турецкой крепости, взятой русскими войсками.
41 У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через … вымеривать, путем … развешивать и путем … высматривать»? Первую определяет он точно «осторожную и догадливую», вторую точно «точную и замысловатую», третью точно «проницательную». «…геометрию», «…механику», «…оптику».
42 Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу? Громоотводом.
Как поэтически выразил он тезис о бесконечности вселенной? «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна».
43 Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта натюрморт и точно она называется? Полтавскую битву; «Полтавская баталия».
44 Какой восторженный романс предпочитал Ломоносов? Оду — произведение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам.
45 Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровой», воспевая не таково её, сколечко Россию? «Ода на сутки восшествия на Всероссийский стол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны на 1747 году».
46 О каких русских ученых мечтает он и с какими мировыми знаменитостями сравнивает их? «Что может быть собственных Невтонов И быстрых разумом Платонов Российская бранденбург рождать» (Невтон — Ньютон).
47 Кого Ломоносов называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»? Петра Великого.
48 Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, на полях, морях герой…», — предвосхищает пушкинскую: «То академик, итак герой, то…». Продолжите её. «…мореплаватель, итак плотник. Он всеобъемлющей душой На троне всевечный был работник».
49 В том же «Разговоре с Анакреоном» оригинатор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О гравер на живописи первой, Ты первой на нашей стороне… Изобрази … мне». Кого надобно изобразить? Россию.
50 В каком сатирическом гимне Ломоносов осмеивал церковников, после ась едва только не попал на Соловки? В «Гимне бороде».
51 О ком он писал: «В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли юндвижение открыл» и «презрительной зависти и варварству соперник»? О Копернике.
52 Кого менестрель приветствовал следующими словами: «Науки, теперича торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва? Екатерину II; богиня мудрости на римской мифологии.
53 «Чтоб радующийся раса Предался на руки побеждённых? О стыд, о нелепый оборот!»? О каком позорном событии (1762) говорит поэт? О мире с побеждённой Пруссией, заключённом Петром III вслед после тем того, точно русские войска заняли Берлин, победив на Семилетней войне.

Прежде нежели представить викторину учащимся проведены:
— фотообзор литературы: Поэт М.В.Ломоносов». (7-8 класс)
— «Первый академик России» (о жизни и творчестве М.В. Ломоносова)
(9-10 класс)
— Посвящение великому человеку России – Михаилу Васильевичу Ломоносову. (Открытия Ломоносова). (11 класс)
— Библиотечный урок; «Неподражаемый, неумирающий М.В. Ломоносов».

МОУ Средне-Егорлыкская СОШ № 4.
Целинского района
Ростовской области.

Библиотечный урок;
Гениальный российский волхв во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, раз из самых выдающихся светил всемирный науки.
Отец Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров), черносошный крестьянин, имел землю и суда про промысла по Мурманскому берегу; Ломоносов рос на простой и суровой обстановке. Еще подростком он ездил с отцом на промыслы и часто подвергался опасностям. Грамоте Ломоносов научился относительно рано. Первые его недуховные книги, “врата учености”, были словенская грамматика Смотрицкого и подсчет Магницкого. Побуждаемый жаждой знания, Ломоносов на 1731 ушел с обозом на Москву, где-нибудь был принят на “Спасские школы”. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, “несказанная бедность”, насмешки школьников. Способности, примерное ревностность и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В 1736 на числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван на Петербург про учения подле Академии наук. В сентябре страна же возраст Ломоносов был послан на Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, про изучения химии и горных дел, причем вменялось на долг “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”. В Марбурге Ломоносов пробыл задолго 1739. Здесь он получил обширное и основательное образование. В 1738 студент Ломоносов послал на Академию фотодонесение на немецком языке о прослушанных лекциях и приобретенных книгах, суждение на латинском языке по физике и стихотворный экстемпорале оды Фенелона, воспевающей наслаждение уединенной сельской жизни. Из Марбурга студенты были отправлены во Фрейберг к “горному советнику” Генкелю, причем суть их было уменьшено вполовину и Генкелю было поручено держать студентов построже, объявить на городе, с тем чтобы пешка не верил им на долг. А итак точно Академия повреждено высылала деньги, итак студенты весьма нуждались, отсюдова просьбы к Генкелю, неудовольствие на него. Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии на 1740. Странствуя по Германии, Ломоносов 1840 г.женился на Елизавете-Христине Цильх. По некоторым источникам, по дороге из Марбурга на Голландию был силом завербован на прусские солдаты, а бежал из крепости Везеля. После странствий Ломоносов прибыл единогласно приказанию Академии, на 1741. В 1742 Ломоносов сделан адъюнктом по физике, на 1745, по отъезде проф. Гмелина после границу, профессором химии, на этой должности оставался задолго конца жизни. Деятельность свою Ломоносов характеризовал своевольно на 1753, на письме к Шувалову: “ежели кто, по своей профессии и должности, читает лекции, делает опыты новые, говорит публичные речи и дессертации, и вовне оной сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям радости, составляет правила к красноречию на своем языке и историю своего отечества, и обязан опять-таки на канцелинг поставить, от страна я пусто лишше требовать не имею и готов бы с охотою иметь терпение, когда-нибудь бы лишь только ась путное родилось”. В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено сервоуправление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. Но точно нике положения, итак и кампания Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, которая заведовала не лишь только экономическими, а и учеными и учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, масонскими интригами Г.Н. Теплова и других “вольных каменщиков” на Академии, “с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти произвольно насаждению Петра Великого”. Напряженная деятельность, продолжительная кунг-фу с враждебной партией раньше срока расстроили здоровьишко Ломоносова. Гениальные способности, глубокая приверженность к науке, неизменное трудолюбие, пылающий патриотизм, непреклонная авторитетность воли подле достижении цели — то-то и есть отличительные черты Ломоносова. Как волхв Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку про развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Свои наблюдения и открытия Ломоносов излагал на блестящей общедоступной форме.

Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. Ломоносов задумал написать большую “корпускулярную философию” — трактат, сковывающий на одним стройное целое всю физику и химию на основе атомно-молекулярных представлений. На путях к достижению этой цели Ломоносов совершил общий полоса мировых открытий, и попервоначалу счастливо оставаться открыл Закон сохранения энергии, располагавший про развития науки такое же огромное значение, точно парадигма относительности. “…Все перемены, на натуре случающиеся, такого дух состояния, ась сколечко что у одного тела отнимется, таково присовокупится к другому… Сей повальный взаправдашний адат простирается и на самые правила движения: ибо тело, движущее своей насильно другое, таково же оныя у себе теряет, сколечко сообщает другому, которое от него юндвижение получает”. Ломоносов считал законы сохранения вещества и движения основными, не требующими проверки аксиомами естествознания.

Значительное уважение Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им смешанно с Г.В. Рихманом. Ломоносов и Рихман придали своим экспериментам численный характер, разработав про этой цели специальную аппаратуру — “громовую машину”.
Одним из важных изобретений Ломоносова на области оптики была “ночезрительная труба” (1756-58), позволявшая на мгла лишше четко различать предметы. Кроме того, задолго задолго В. Гершеля Ломоносов сконструировал отражательный (зеркальный) фототелескоп про дополнительного плоского зеркала. Ломоносова интересовали вдобавок урания и геофизика. 26 мая 1761 во благовремение прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл жизнь у ее атмосферы, впервинку безукоризненно истолковав размывание солнечного края подле двукратном прохождении Венеры путем кам диска Солнца. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать задолго чертиков малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения.
В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова — отшлифовка русского литературного, прозаического и стихотворного языка (“Письмо о правилах российского стихотворства”, 1739, “О пользе книг церковных на российском языке”, 1755-57). Ломоносов написал грамматику русского языка (1755) и первую риторику на русском языке (краткую, 1748, и пространную, 1748), дал образцы красноречия и поэзии на разных родах и формах (похвальные слова: похвальное беседа Елизавете, 1749, Петру Великому, 1755, и др.; оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к имп. Елизавете, Екатерине и вельможам; эпическая дастан “Петр Великий”; трагедии: “Тамира и Селим”, “Демофонт”).

Отмщать завистнику меня вооружают,
Хотя мне от него вреда ни крошечки не чают.
Когда зоилова хула мне не вредит,
Могу династия на него после итак я быть сердит?
Однако ж осержусь! я встал, ищу обуха;
Уж поднял, я махну! действительно кто сидит тут? муха!
Как обидно мне про неё напрасного труда.
Бедняжка, ты летай, ты пой: мне избавь вреда.
Первая половина ноября 1753

Кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову,
писанное 1752 года
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут дальше Минералов,
Приманчивым лучем блистающих на глаза:
Не меньше прибыль на нём, не меньше на нём краса.
Нередко я про пирушка с Парнасских бог спускаюсь;
И теперича от неё на фордек их возвращаюсь,
Пою перед тобой на восторге похвалу
Не камней дорогим, ни злату, а Стеклу.
И точно я оное хваля воспоминаю,
Не хрупкость лживого я счастья представляю.
Не надо думать тленности примером тое быть,
Чего и сатанинский огонь не может быть разрушить,
Других вещей земных окончательный разделитель:
Стекло им рождено; артогонь его родитель.
С натурой однажды он произвесть хотя
Достойное себе и оныя дитя,
Во мрачной глубине, лещадь тягостью земною,
Где всегда он живёт и борется с водою,
Все силы собрал внезапу и хляби затворил,
В которы Океан на руготня к нему входил.
Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. . Ломоносов выделял на русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, лишше высокого подъема и делил на связи с сим историю России на цифра периодов. 1-й индикт — “век ветхий задолго Рурика”. Ему посвящена 1-я ч. “Древней Российской истории”, на которой доказывается, ась создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, действительно местные, главным образом славянские и более либо менее чудские (угро-финские) племена. 2-й — от призвания Рюрика задолго смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я ч. “Древней Российской истории”. 3-й — задолго нашествия Батыя. 4-й индикт (до княжения Ивана III) Ломоносов выделил единогласно с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства (“самодержавства”) и успехами Руси на борьбе визави иноземных захватчиков. 5-й индикт (от царствования Ивана IV задолго смерти Федора Алексеевича) — аугментация Русского государства на связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны. 6-й индикт (от Петра I задолго Елизаветы Петровны) — изменение России на могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Выдвинутая Ломоносовым парадигма славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.
Ровно 300 лет назад, на Собор Архангела Михаила, по старому стилю 8 ноября 1711 года, родился Михаил Васильевич Ломоносов. Масштаб фигуры Ломоносова, универсальность и ширь его натуры, достаток жизненных плодов – всё это побуждает нас открыть серию публикаций о Михаиле Васильевиче, первой из которых и является публикация «Ломоносов точно апологет», подготовленная диаконом Ярославом Калининым.
Вот поуже на прошлом 330-летний торжество Славяно-греко-латинской академии, школяром которой на заре её существования был Михайло Ломоносов, и мы вступаем на новоизбранный значительный год – 300-й год от рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Начиная таковой год, год Ломоносова, мы обращаем наши взоры к незаурядной личности и наследию великого сына Отечества.
Велика не настолько дата, сколечко велик и разносторонен своевольно Ломоносов: физик, астроном, химик, естествоиспытатель, конструктор, историк, социолог, географ, филолог, патриот, поэт, оратор, реформатор, организатор, апологет.

Файлы: Презентация Цветы..ppt
Размер файла: 2058752 байт.

Рубрики: Искусство Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология