Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева Виктория Кирилловна
Место работы, должность: — МОУ «Гатчинская СОШ №7″, учитель химии
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: — Образовательные: дать понятие о нитратах. Рассмотреть их физические и химические свойства. Познакомить учащихся с важнейшими представителями и показать их значение в народном хозяйстве и быту. Дать представления об азотных удобрениях, их классификации и представителях. Развивающие: умение писать уравнения окислительно-восстановительных реакций. Воспитательные: умение думать об общечеловеческих проблемах и возможности своего участия в их решении.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
О.С. Габриелян. Химия 9 класс.
Используемая методическая литература: —
О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 9 класс
Используемое оборудование: —
/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Реактивы и оборудование:Cu, H2SO4, крист. NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, AgNO3, древесный уголь, S. Штатив, прибор для получения газов, спиртовка, спички. Коллекция азотных удобрений, тест-комплект "нитраты". Компьютер, проектор.
Краткое описание: — Урок проводится при изучении темы "Кислородные соединения азота" в 9 классе в общеобразовательном классе.
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
Открытый урок «Нитраты»
Цели урока. Образовательные: дать понятие о нитратах. Рассмотреть их физические и химические свойства. Познакомить учащихся с важнейшими представителями и показать их значение в народном хозяйстве и быту. Дать представления об азотных удобрениях, их классификации и представителях. развивающие: умение писать уравнения окислительно-восстановительных реакций. воспитательные: умение думать об общечеловеческих проблемах и возможности своего участия в их решении.
Оборудование и реактивы. Cu, H2SO4, крист. NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, AgNO3, древесный уголь, S. Штатив, прибор для получения газов, спиртовка, спички. Коллекция азотных удобрений.
Что такое нитраты?.
Учитель спрашивает о том, возможно ли образование кислых солей азотной кислоты. Учащиеся верно отвечают, что нет, ибо HNO3 – одноосновная кислота и поэтому образует только один ряд солей – средние или нитраты.
Нитраты натрия, калия, аммония и кальция называются селитрами. На основе анализа состава и строения нитратов, а также таблицы растворимости учащиеся говорят о том, что все нитраты – кристаллические вещества с ионной кристаллической решеткой, все – хорошо растворимы в воде.
Азотные удобрения.
Учитель начинает рассматривать вопрос с проблемы усвоения растениями азота. Оказывается, только клубеньковые бактерии, которые поселяются на корнях бобовых растений, способны связывать азот, т.е. превращать его из простого вещества в ионы сложных веществ. Эти бактерии являются как бы маленькими биолого-химическими фабриками по производству азотных удобрений, которыми они делятся с бобовыми, а те взамен обеспечивают такие бактерии приготовленными в процессе фотосинтеза органическими веществами.
Подавляющее большинство растительных организмов не способно усваивать атмосферный азот. Они могут поглощать из почвы азот только в связанном виде, т.е. в виде ионов. Часть такого азота возвращается в почву в виде остатков растений и животных, в виде птичьего помета, навоза или компоста. Последние, если они вносятся в почву человеком, называются органическими удобрениями.
Часть связанного азота поступает в почву во время гроз в виде образовавшейся при этом азотной кислоты.
Однако в процесс круговорота азота в природе вмешался человек. Снимая урожаи, человек уносит с ними огромные количества связанного азота. Эту убыль он покрывает внесением в почву минеральных удобрений. В случаях избыточного внесения в почву азотных удобрений, нитраты накапливаются в различных частях растения, в том числе в плодах, попадающих на стол к потребителю. Избыток нитратов может вызвать негативные последствия: отравления, различные соматические заболевания. Существует понятие о предельно допустимой концентрации (ПДК) нитратов в продуктах. Овощи и фрукты, содержащие нитраты, превышающие ПДК, не могут употребляться в пищу.
Летом мы проводили исследования по содержанию нитратов в продуктах, продающихся на рынке Мариенбурга. Сегодня мы попробуем установить, насколько соответствуют стандартам овощи и фрукты в зимний период.
Лабораторный опыт. Содержание нитратов в овощах и фруктах.
Приборы и оборудование: индикаторная бумага на нитрат-ионы, пинцет, кусочки овощей и фруктов.
Ход работы: 1) измельчить в ступке предложенный образец; 2) смочить кусочек индикаторной бумаги соком, через три минуты сравнить окраску с эталоном, определить концентрацию нитрат-иона; 3)внести данные в сводную таблицу, сравнить с ПДК.
Свойства нитратов
Учитель подчеркивает, что общими свойствами для всех нитратов будет их хорошая диссоциация в водных растворах и реакции ионного обмена, в основном для катионов. А вот нитрат-анионы распознают опосредованно: если к соли или ее раствору добавить медь и серную кислоту и смесь подогреть, то выделяется бурый NO2 (учитель проводит демонстрацию взаимодействия смеси NaNO3, Cu и H2SO4 при нагревании в пробирке).
Учитель проводит демонстрацию.
1. Горение черного пороха. В фарфоровую чашку помещается тщательно смешанные калийная селитра, уголь и сера, которые поджигаются длинной горящей лучинкой
2. Горение бенгальского огня
Этот эффект является следствием общего свойства нитратов разлагаться при нагревании с выделением кислорода. Характер других продуктов зависит от положения металла, образующего нитрат, в ряду напряжений:
Левее Mg
Нитрит + O2
Нитрат
Mg – Cu
Оксид металла + NO2 + O2
Правее Сu
Металл + NO2 + O2
В заключение этой части урока учащиеся записывают уравнения реакций разложения нитратов (тренировочные упражнения)
Применение нитратов.
1. Все селитры: NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2 используют, главным образом, как минеральные удобрения.
2. KNO3 – также для изготовления черного пороха.
3. NH4NO3 – в смеси с порошками алюминия и угля - для изготовления взрывчатки (аммонала)
4. AgNO3 – в медицине для прижигания (ляпис)
Тест.
1. При нагревании в нитрит превращается следующий нитрат:
А) цинка,Б) меди,В) серебра, Г) натрия
2. Для удаления бородавок применяют ляписный карандаш, содержащий нитрат серебра. На коже от него образуется черное пятно, представляющее собой частички:
А) оксида серебра,
Б) металлического серебра,
В) самого нитрата серебра,
Г) нитрита серебра
3. Какие из указанных нитратов называют селитрами?
А) Cu(NO3)2
Б) Ca(NO3)2
В) Al(NO3)3
Г) NaNO3
4. Соотнесите:
Нитрат
Продукты разложения
1) NaNO3
А) оксид металла + NO2 + O2
2) Ca(NO3)2
Б) нитрит + О2
3) Cu(NO3)2
В) металл + NO2 + O2
4) AgNO3
5. Дополните:
А) Формулы продуктов реакции
Al(NO3)3 → …
Б) формулы продуктов реакции
KNO3 → …
Заключение.
Подводя итоги урока, учитель вместе с учащимися называет основные особенности нитратов, области их применения и биологическое значение.
Приложение: Презентация урока «Нитраты»
Файлы: 03. Нитраты.ppt
Размер файла: 584192 байт.