Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева Виктория Кирилловна

Место работы, должность: — МОУ «Гатчинская СОШ №7″, учитель химии

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: — Образовательные: дать понятие о нитратах. Рассмотреть их физические и химические свойства. Познакомить учащихся с важнейшими представителями и показать их значение в народном хозяйстве и быту. Дать представления об азотных удобрениях, их классификации и представителях. Развивающие: умение писать уравнения окислительно-восстановительных реакций. Воспитательные: умение думать об общечеловеческих проблемах и возможности своего участия в их решении.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

О.С. Габриелян. Химия 9 класс.

Используемая методическая литература: —

О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 9 класс

Используемое оборудование: —

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Реактивы и оборудование:Cu, H2SO4, крист. NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, AgNO3, древесный уголь, S. Штатив, прибор для получения газов, спиртовка, спички. Коллекция азотных удобрений, тест-комплект "нитраты". Компьютер, проектор.

Краткое описание: — Урок проводится при изучении темы "Кислородные соединения азота" в 9 классе в общеобразовательном классе.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

Открытый урок «Нитраты»

Цели урока. Образовательные: дать понятие о нитратах. Рассмотреть их физические и химические свойства. Познакомить учащихся с важнейшими представителями и показать их значение в народном хозяйстве и быту. Дать представления об азотных удобрениях, их классификации и представителях. развивающие: умение писать уравнения окислительно-восстановительных реакций. воспитательные: умение думать об общечеловеческих проблемах и возможности своего участия в их решении.

Оборудование и реактивы. Cu, H2SO4, крист. NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, AgNO3, древесный уголь, S. Штатив, прибор для получения газов, спиртовка, спички. Коллекция азотных удобрений.

Что такое нитраты?.

Учитель спрашивает о том, возможно ли образование кислых солей азотной кислоты. Учащиеся верно отвечают, что нет, ибо HNO3 – одноосновная кислота и поэтому образует только один ряд солей – средние или нитраты.

Нитраты натрия, калия, аммония и кальция называются селитрами. На основе анализа состава и строения нитратов, а также таблицы растворимости учащиеся говорят о том, что все нитраты – кристаллические вещества с ионной кристаллической решеткой, все – хорошо растворимы в воде.

Азотные удобрения.

Учитель начинает рассматривать вопрос с проблемы усвоения растениями азота. Оказывается, только клубеньковые бактерии, которые поселяются на корнях бобовых растений, способны связывать азот, т.е. превращать его из простого вещества в ионы сложных веществ. Эти бактерии являются как бы маленькими биолого-химическими фабриками по производству азотных удобрений, которыми они делятся с бобовыми, а те взамен обеспечивают такие бактерии приготовленными в процессе фотосинтеза органическими веществами.

Подавляющее большинство растительных организмов не способно усваивать атмосферный азот. Они могут поглощать из почвы азот только в связанном виде, т.е. в виде ионов. Часть такого азота возвращается в почву в виде остатков растений и животных, в виде птичьего помета, навоза или компоста. Последние, если они вносятся в почву человеком, называются органическими удобрениями.

Часть связанного азота поступает в почву во время гроз в виде образовавшейся при этом азотной кислоты.

Однако в процесс круговорота азота в природе вмешался человек. Снимая урожаи, человек уносит с ними огромные количества связанного азота. Эту убыль он покрывает внесением в почву минеральных удобрений. В случаях избыточного внесения в почву азотных удобрений, нитраты накапливаются в различных частях растения, в том числе в плодах, попадающих на стол к потребителю. Избыток нитратов может вызвать негативные последствия: отравления, различные соматические заболевания. Существует понятие о предельно допустимой концентрации (ПДК) нитратов в продуктах. Овощи и фрукты, содержащие нитраты, превышающие ПДК, не могут употребляться в пищу.

Летом мы проводили исследования по содержанию нитратов в продуктах, продающихся на рынке Мариенбурга. Сегодня мы попробуем установить, насколько соответствуют стандартам овощи и фрукты в зимний период.

Лабораторный опыт. Содержание нитратов в овощах и фруктах.

Приборы и оборудование: индикаторная бумага на нитрат-ионы, пинцет, кусочки овощей и фруктов.

Ход работы: 1) измельчить в ступке предложенный образец; 2) смочить кусочек индикаторной бумаги соком, через три минуты сравнить окраску с эталоном, определить концентрацию нитрат-иона; 3)внести данные в сводную таблицу, сравнить с ПДК.

Свойства нитратов

Учитель подчеркивает, что общими свойствами для всех нитратов будет их хорошая диссоциация в водных растворах и реакции ионного обмена, в основном для катионов. А вот нитрат-анионы распознают опосредованно: если к соли или ее раствору добавить медь и серную кислоту и смесь подогреть, то выделяется бурый NO2 (учитель проводит демонстрацию взаимодействия смеси NaNO3, Cu и H2SO4 при нагревании в пробирке).

Учитель проводит демонстрацию.

1. Горение черного пороха. В фарфоровую чашку помещается тщательно смешанные калийная селитра, уголь и сера, которые поджигаются длинной горящей лучинкой

2. Горение бенгальского огня

Этот эффект является следствием общего свойства нитратов разлагаться при нагревании с выделением кислорода. Характер других продуктов зависит от положения металла, образующего нитрат, в ряду напряжений:

Левее Mg

Нитрит + O2

Нитрат

Mg – Cu

Оксид металла + NO2 + O2

Правее Сu

Металл + NO2 + O2

В заключение этой части урока учащиеся записывают уравнения реакций разложения нитратов (тренировочные упражнения)

Применение нитратов.

1. Все селитры: NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2 используют, главным образом, как минеральные удобрения.

2. KNO3 – также для изготовления черного пороха.

3. NH4NO3 – в смеси с порошками алюминия и угля - для изготовления взрывчатки (аммонала)

4. AgNO3 – в медицине для прижигания (ляпис)

Тест.

1. При нагревании в нитрит превращается следующий нитрат:

А) цинка,Б) меди,В) серебра, Г) натрия

2. Для удаления бородавок применяют ляписный карандаш, содержащий нитрат серебра. На коже от него образуется черное пятно, представляющее собой частички:

А) оксида серебра,

Б) металлического серебра,

В) самого нитрата серебра,

Г) нитрита серебра

3. Какие из указанных нитратов называют селитрами?

А) Cu(NO3)2

Б) Ca(NO3)2

В) Al(NO3)3

Г) NaNO3

4. Соотнесите:

Нитрат

Продукты разложения

1) NaNO3

А) оксид металла + NO2 + O2

2) Ca(NO3)2

Б) нитрит + О2

3) Cu(NO3)2

В) металл + NO2 + O2

4) AgNO3

5. Дополните:

А) Формулы продуктов реакции

Al(NO3)3 → …

Б) формулы продуктов реакции

KNO3 → …

Заключение.

Подводя итоги урока, учитель вместе с учащимися называет основные особенности нитратов, области их применения и биологическое значение.

Приложение: Презентация урока «Нитраты»

Файлы: 03. Нитраты.ppt
Размер файла: 584192 байт.

Рубрики: Химия Метки:, ,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология