Автор конспекта:
Автор(ы): — Орел Алла Евгеньевна

Место работы, должность: —

МСКОУ школа-интернат II вида №12, учитель физики, заместитель директора по УВР

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

познакомить учащихся с условием плавания тел в зависимости от плотности вещества и жидкости, формировать умение описывать и объяснять плавание тел.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ С.В.Громов, Н.А.Родина. -М.: Просвещение, 2008.

Используемая методическая литература: —

Поурочное планирование по физике: 7 класс: к учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной «Физика: учеб.для 7 кл. общеобразоват.учреждений» / Л.А.Прояненкова, Г.П.Стефанова, И.А.Крутова; под ред. Л.А.Прояненковой. – М.: Экзамен, 2006.

Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебникуС.В.Громова, Н.А.Родиной «Физика: учеб.для 7 кл. общеобразоват.учреждений»/ Н.К.Мартынова, И.Т. Бовин, Е.А.Коротаев и др. – М.: Просвещение, 2005.

Используемое оборудование: —

интерактивная доска StarBoard Hitachi

ПКIntel(R) Celeron (R) CPU 430
ЖК-проектор

Используемые ЦОР: —

Авторский ЦОР Урок физики. Плавание тел. (Занятие учителя физики)

https://docs.google.com/present/edit?id=0AVr-9LdRS1RTZGd6M3RrcDdfNTNnazl6OGRoZw&hl=ru

Краткое описание: —

Урок проводится на основе ЦОР, разработанного учителем. С помощью программы Power Point подготовлен материал для проведения урока в 7 классе по теме Плавание тел. В его состав входят: презентация, дидактические материалы. С помощью программы педагог шаг за шагом проходит вместе с учащимися все этапы урока. Пятнадцатый урок в теме Давление твердых тел, жидкостей и азов, проводится в форме урока с применением технологии дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии, учащиеся знакомятся с условием плавания тел, учатся предсказывать условия плавания тел, предсказывать плавание тел в конкретных ситуациях. В процессе урока осуществляется деятельностный подход к обучению.

Конспект урока по физике
Тема «Плавание тел».
Учитель физики А.Е.Орел.

Цель:познакомить учащихся с условием плавания тел в зависимости от плотности вещества и жидкости,формировать умение описывать и объяснять плавание тел.

Задачи:
Научить выводить формулы условия плавания тел; научить доказывать условие плавания тел, полностью погруженных в жидкость; научить доказывать условие плавания тел, частично погруженных в жидкость; сформировать умение применять для описания и объяснения плавания тел условия, при котором тело в жидкости тонет, и условие всплывания тел, полностью погруженных в жидкость.

Повторение: повторить действие жидкостей и газов на погруженные в них тела.

Ожидаемые результаты:

повышение познавательного интереса детей к изучению физики; учащиеся познакомятся с условием плавания тел в новой форме;научатся описывать и объяснять плавание тел; повысится качество усвоения материала.

Эффективность:

Использование презентации PowerPointобеспечивает максимальную наглядность при изучении темы "Плавание тел". Педагог поэтапно с помощью презентации проходит все этапы урока, демонстрируя все элементы, входящие в электронное пособие. Презентация очень удобна для обучения учащихся. Учащиеся с интересом участвуют в познании нового с красочными иллюстрациями и дидактическим материалом, заложенным в программу. Применение программы PowerPoint на уроке позволяет: стимулировать и развивать интерес учителя к использованию современного оборудования, формировать познавательную и практическую деятельность обучающихся, развивать потенциал педагога в области педагогического дизайна при создании электронных дидактических материалов,расширить образовательные возможности обучающихся и педагога.

Применение информационно-коммуникационных технологий, использование презентаций PowerPoint помогает концентрировать и удерживать внимание учащихся в течение всего урока, а так же решать ключевую проблему всех педагогов на любой ступени образования – повышение учебной мотивацииучеников.

Оборудование:

Microsoft Office Power Point 2003

ПК Intel(R) Celeron (R) CPU 430
интерактивная доска StarBoard Hitachi

ПК, ЖК-проектор, дидактический материал.

Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Речевая минутка.

За экраном:
•Какой сейчас урок? (физика)
•Какая тема урока? название урока на слайде презентации (плавание тел)

3. Актуализация знаний.

  • Назовите по картинкам и др. плавающие тела (айсберг, подводная лодка, корабль, утка, мяч, парафин и др.)

• Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? (сила тяжести и архимедова сила)

  • Как направлены эти силы? Как найти их равнодействующую? (сила тяжести направлена вниз, к центру Земли, а архимедова сила направлена вверх, чтобы найти их равнодействующую, надо найти их разность: из большей силы вычесть меньшую)
  • Что вы знаете о действии жидкостей и газов на погруженные тела? (если сила тяжести больше выталкивающей силы, то тело в жидкости тонет; если же выталкивающая сила больше, то тело всплывает)
  • До каких пор продолжается всплывание тела? (до тех пор, пока архимедова выталкивающая сила не уравновесится силой тяжести: Fт = Fа)
  • Зарисуйте действующие силы для трех случаев: тело тонет, всплывает, плавает внутри. Каково соотношение между силами тяжести и архимедовой в этих случаях? (учитель организует ответы учащихся).

4.Мотивационный этап.

Вопрос о плавании тел – очень важная практическая задача. Вы уже знаете, что в одной и той же жидкости, например в воде, одни тела плавают, а другие тонут. От каких свойств тел это зависит? И можно ли предсказать поведение тела в жидкости, не рассчитывая силу тяжести и выталкивающую силу? (учитель выслушивает мнение учащихся).

5. Объяснение новой темы.

Если в сосуд налить три жидкости: воду, подсолнечное масло и бензин, то как они расположатся? (учитель выслушивает мнения учащихся, правильный ответ иллюстрирует кадр презентации)

Внизу — вода, сверху — бензин, подсолнечное масло — между водой и бензином.

Опустим в сосуд с водой три шарика: парафиновый, железный и пробковый. Как они расположатся в данном цилиндре?(учитель выслушивает мнения учащихся, проводит демонстрационный опыт, правильный ответ иллюстрирует кадр презентации: железный шарик утонет, парафиновый и пробковый шарики всплывут). Слайд 6

Решите задачу: вычислите силу тяжести железного шарика и архимедову силу, действующую на него в воде, бензине и ртути.

Сила тяжести: Fт = 0,039 кг * 10 Н/кг = 0,39 Н

Архимедова сила: в воде: Fa= 0,05 Н; в бензине: Fa= 0,36 Н; в ртути: Fa = 0,68 Н

Производим сравнение величин сил, действующих на шарик, а также плотности вещества тела и соответствующей жидкости. Железный шарик тонет в воде Fт > Fa , плотность тела > плотности жидкости. Железный шарик всплывает в ртути Fт < Fa, плотность тела < плотности жидкости. Делаем вывод: а) если плотность вещества, из которого состоит тело, больше плотности жидкости (или газа), то тело тонет; б) если плотность вещества, из которого состоит тело, меньше плотности жидкости (или газа), то тело плавает. Получим математическое выражение для условия плавания тел в новой форме. Для того чтобы тело плавало, необходимо, чтобы действующая на него сила тяжести уравновешивалась архимедовой (выталкивающей) силой. Fт = Fa (1)

Архимедова сила: Fa= ρжVж g (2)

Сила тяжести: Fт= mg= ρVg(3)

Подставим выражения (2) и (3) в равенство (1):

ρVg= ρжVж g

Разделив обе части этого равенства на g, получим условие плавания тел в новой форме: ρV= ρжVж . Из полученного соотношения можно вывести следствия 1 и 2. Следствие 1. Для того чтобы тело плавало, будучи полностью погруженным в жидкость, необходимо, чтобы плотность тела была равна плотности жидкости. Доказательство: если тело полностью погружено в жидкость, то объем вытесняемой телом жидкости будет равен объему всего тела: Vж = V. Значит, эти объемы в в формуле ρV= ρжVж можно сократить. Останется ρ= ρж , что и требовалось доказать. Следствие 2. Для того чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, необходимо, чтобы плотность тела была меньше плотности жидкости. Доказательство: если тело плавает, частично выступая над поверхность жидкости, то объем вытесняемой телом жидкости будет меньше объема всего тела:Vж < V. Значит, для сохранения равенства в формуле ρV= ρжVж необходимо, чтобы плотность жидкости была больше плотности тела: ρ< ρж , что и требовалось доказать.

Формулируется итоговый вывод: Тело плавает на поверхности жидкости или всплывает в газе, если его средняя плотность меньше плотности среды. Тело плавает в среде, если его средняя плотность равна плотности среды. Тело тонет в жидкости или газе, если его средняя плотность больше плотности среды (учащиеся записывают вывод в тетради).

6. Применение новых знаний и контрольный этап.

На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. У какой жидкости плотность больше? Почему?

По рисунку определите, какой из брусков изготовлен из парафина, какой – из сосны, какой – из пробки (рисунок на слайде презентации). Слайд 12

Как расположатся в воде бруски из дуба и льда?

Каким должен быть стеклянный шар, чтобы он не утонул в воде?

При каком условии тело будет парить в воздухе?

7. Домашнее задание. Посмотрите на экран

На оценку «3»

п. 48, вопросы 1, 2, 3, 4 ,5 ,6 к параграфу

На оценку «4»

1) п. 48, вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6 к параграфу;

2) объяснить как зависит глубина погружения плавающего тела от его плотности;

3) решить задачу № 102 учебника

Дополнительный вопрос

На оценку «5»

Кусок пластилина бросили в сосуд с водой. Пластилин утонул. Каким образом добиться, чтобы этот пластилин плавал на поверхности воды, частично погрузившись в нее? Проверьте свой ответ на опыте.

Файлы: Своя игра.ppt
Размер файла: 116736 байт.

Рубрики: Физика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология