Автор конспекта:
Автор(ы): — Долаберидзе Е.В

Место работы, должность: —

Красноярский край г. Норильск

Центр образования №1

Учитель истории

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — начальное профессиональное образование
Уровни образования: — среднее профессиональное образование
Уровни образования: — высшее профессиональное образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Данный урок выходит за рамки обычного школьного урока, поскольку целью является проведение исследовательской работы учащимися на территории Норильлага, изучение и составление план-схемы с различными объектами, исчезнувшими с территории города: лагпункты, лаготделения Норильлага. Проводя исследовательские работы, учащиеся знакомились с архивными и документальными материалами, схемами лагерей и других объектов Норильска в период сталинских репрессий: домик Урванцева, первое пожарное депо, управление железных дорог, первая пекарня, первая школа, эстакада углевозной узкоколейки, управление лагеря, кузница, первая дымовая труба, штольни…

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ И МЕТОДИКИ УРОКА:

Данный урок выходит за рамки обычного школьного урока, поскольку целью является проведение исследовательской работы учащимися на территории Норильлага, изучение и составление план-схемы с различными объектами, исчезнувшими с территории города: лагпункты, лаготделения Норильлага. Проводя исследовательские работы, учащиеся знакомились с архивными и документальными материалами, схемами лагерей и других объектов Норильска в период сталинских репрессий: домик Урванцева, первое пожарное депо, управление железных дорог, первая пекарня, первая школа, эстакада углевозной узкоколейки, управление лагеря, кузница, первая дымовая труба, штольни…

ТЕМА: Политические репрессии в СССР. Норильлаг.

ЦЕЛЬ УРОКА: более глубокое изучение истории политических репрессий на примере Норильлага, сохранение памяти о жертвах репрессий и преступлениях советского государства против человечности.

ЗАДАЧИ УРОКА: — объективное освещение названных проблем;

— формирование у учащихся чувства гражданской ответственности ;

— критическое осмысление учащимися отечественной истории ХХ века;

— активизация поисковой и исследовательской деятельности учащихся по теме в

своём регионе.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: подбор информационного материала о Норильлаге (архив города Норильска и музеи города). Примечание: все таблицы, схемы, презентации, слайды к уроку подготовлены учащимися.

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМЫ И МЕТОДЫ УРОКА: словесная, поисковая, с отработкой навыков ведения исследовательской работы, использование информационно-коммуникативных технологий (компьютерная презентация).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, выставка книг о «Неизвестный Норильск», план-схема расположения лагерей и других объектов Норильска в период сталинских репрессий, карта расположения исправительно-трудовых лагерей на территории СССР, выставка фотоматериалов, посвящённая деятельности заключённых

ПЛАН УРОКА:

  • Введение. Рассказ о появлении первых лагерей в СССР. Понятия «тоталитаризм», «Массовые репрессии».
  • Знакомство с картой Норильлага. Рассказ о Норильлаге.
  • Рассказ о людях Норильлага с применением таблиц и схем.
  • Заключение.
  • ЭПИГРАФ К УРОКУ:

    «Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого

    Были переданы забвению. То, что

    произошло, — предупреждение. Надо всё

    время напоминать о прошлом. Оно было,

    оказалось возможным, и эта возможность

    остаётся. Лишь знание способно

    предотвратить её. Опасность здесь в

    нежелании знать, в стремлении забыть и в

    неверии, что всё это действительно

    происходило».

    Карл Ясперс «Смысл и назначение истории».

    1. Рассказ учителя.

    Первые лагеря появились в 1918 года. В январе 1918 года Советское правительство предписывает «принять меры к увеличению мест заключения» А позже предписало необходимым «обезопасить Советскую Республику от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях». Глава Советского правительства В.И. Ленин потребовал от местных органов власти «провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев, сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».

    Официально появление новых карательных учреждений закрепил декрет Совета Народных Комиссаров от 5 сентября 1918 года «О красном терроре». Согласно этому документу, лица, «прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам», подлежали расстрелу, а «классовые враги» — заключению в концентрационные лагеря.

    В 1919 году в Советской России согласно декрету СНК большевиками оборудуется Холмогорский концентрационный лагерь, который становится главной тюрьмой России.

    К концу 1921 года на территории РСФСР функционировало 122 лагеря.

    В 1930 году было сформировано Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения. Это Главное управление, несмотря на многократные последующие переименования, всегда сохраняло свою первоначальную аббревиатуру – ГУЛАГ.

    Эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и бесправия.

    5 ноября 1934 года был образован внесудебный орган Особого совещания, просуществовавший до сентября 1953 года. В начале 40-х годов Особое совещание обладало правом не только осуждать к 25-летним срокам заключения, но и приговаривать к расстрелу.

    Система карательных органов для преследования инакомыслящих – надёжная опора тоталитарного режима.

    Массовый террор в Советском Союзе во второй половине ХХ века – одна из величайших трагедий нашего времени. Погибшие отцы и матери, искалеченные судьбы их детей, травмированная психика свидетелей террора, горькие воспоминания его жертв, оставшихся в живых, — всё это оставило неизгладимый след в сознании ныне живущих людей, повлекло за собой многосторонние, пока ещё полностью не изученные социальные, политические и психологические последствия.

    Введение новых понятий:

    Тоталитарный режим — это политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой-либо одной группы, уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. При таком режиме правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения.

    Тоталитаризм – это модель соединения давно известных методов подавления оппозиции с привлекательными для масс лозунгами. Умело используя пропаганду и массовый террор, правители Советского Союза приблизились к осуществлению тоталитарного идеала, создали принципиально новые общественные порядки, основанные на почти полном подчинении личности государству.

    Одним из элементов тоталитарной системы – массовые репрессии – карательные меры, наказания. До начала 30-х годов репрессии развёртывались под флагом борьбы с классово-враждебными элементами, но после 1934 года в эту страшную репрессивную машину попадали и совершенно случайные люди, число заключённых росло с каждым годом.

    В марте 1935 года состоялось совещание Политбюро, где было принято решение о создании комиссии при ВСНХ по норильской проблеме (строительство никелевого комбината). 10 мая были даны указания Гулагу НКВД, и началось составление заявок на необходимые материалы, оборудование, снаряжение и продовольствие для строительства. В 1935 году в Дудинку прибыло 1200 человек, кормили «затирухой» (вода из Енисея, соль, мука). Порция – 3 черпака на душу. Алюминиевые ложки отобрали, деревянные не выдали, наливали еду кому во что: в ботинок, фуражку … Ели по собачьи, вылизывали языком, кипятка и хлеба не давали.

    Перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Как это случилось, почему? Как вы понимаете эти слова, написанные А. Жигулиным. По какому поводу они были написаны? О чём с болью говорит поэт?

    Как случилось такое,

    Понять не могу,

    Я иду под конвоем, увязая в снегу.

    Не в неволе немецкой,

    Не по чёрной золе.

    Я иду по советской, По любимой земле.

    Работа с таблицами (интерактивная доска).

    ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЁННЫХ ПО ГОДАМ СУЩЕСТВОВАНИЯ НОРИЛЬСКОГО ИТЛ

    год

    месяц

    численность

    1935

    июль

    1200

    1936

    январь

    1251

    1937

    январь

    9139

    1938

    декабрь

    12440

    1939

    январь

    11560

    1941

    январь

    18773

    1942

    среднегодовая численность

    26421

    1944

    январь

    34572

    1945

    октябрь

    36984

    1948

    октябрь

    49822

    1951

    март

    71331

    1953

    декабрь

    около 120000

    С начала 30-х годов «население» ГУЛАГА увеличилось с 200000 до 1,6 миллиона человек.

    С 1936 по 1940 год по статье «контрреволюционные преступления» осуждено 445000 человек.

    По состоянию на 1 марта 1940 года в систему ГУЛАГа входили: 53 исправительно-трудовых лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний, а также тюрьмы, 50 колоний для несовершеннолетних, 90 домов младенца. Заключённые были обязаны работать безвозмездно.

    По состоянию на 1948 год, из общего числа заключённых Норильского ИТЛ – 49 тысяч 822 человека – по политическим статьям 58 и 59 УК РСФСР и без указания статьи была осуждена меньшая часть всех заключённых, а именно:

    статья

    Название статьи

    численность

    Ст.58 п.1»а» и 1»б» УК

    Измена родине

    10153

    Ст.58 пп.1»а», 1»б» и ст.193 п.24 УК

    шпионаж

    135

    Ст.58 п.8 УК

    террор

    216

    Террористические намерения

    29

    Ст.58 п.9 УК

    диверсия

    21

    Ст.58 п.7 УК

    вредительство

    69

    Ст.58 п.14 УК

    Контрреволюционный саботаж (кроме осужденных за отказ от работы в лагере и побеги)

    234

    Ст.58 п.14 УК

    Контрреволюционный саботаж (за отказ от работы в лагере)

    645

    Ст.58 п.14 УК

    Контрреволюционный саботаж (за побеги из мест заключения)

    1660

    Ст.58 пп. 2,3,4,5,11 УК

    Участие в антисоветских заговорах, антисоветских организациях и группах

    735

    Ст.58 п.10, ст.59 п.7 УК

    Антисоветская агитация

    4071

    Ст.58 п.2, ст.59 пп. 2,3,3»б» УК

    Повстанчество и политбандитизм

    146

    Ст.58 пп.1»в» и 12 УК

    Члены семей изменников родине

    65

    Без указания ст.ст. УК

    Социально-опасный элемент

    138

    Прочие контрреволюционные преступления

    238

    ВСЕГО

    18555

    Нетрудно подсчитать: заключённых Норильлага на тот период, осуждённых по другим статьям УК РСФСР – за хищение, должностные, хозяйственные и прочие преступления, — было 31267 человек.

    По срокам осуждения от одного до пяти лет лишения свободы было осуждено 8494 человека, от пяти до десяти лет – 34340 человек, от десяти до двадцати лет – 4818 человек, свыше двадцати лет – 2170 человек.

    Из общего числа заключённых:

    Мужчин – 43980

    Женщин – 5842

    Несовершеннолетних – 249.

    Также разношёрстным был и национальный состав заключённых.

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ЗАКЛЮЧЁННЫХ НОРИЛЬСКОГО ИТЛ

    ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ОКТЯБРЯ 1948

    НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

    ЧИСЛЕННОСТЬ

    армяне

    285

    афганцы

    1

    башкиры

    68

    белорусы

    1083

    греки

    45

    грузины

    212

    евреи

    378

    иранцы

    4

    казахи

    437

    киргизы

    43

    китайцы

    25

    корейцы

    44

    латыши

    530

    литовцы

    507

    молдаване

    205

    монголы

    1

    немцы

    778

    поляки

    493

    румыны

    38

    русские

    33365

    Таджики

    77

    татары

    813

    турки

    10

    туркмены

    201

    Тюрки азербайджанские

    275

    удмурты

    49

    узбеки

    337

    украинцы

    7904

    Финны и карелы

    82

    эстонцы

    380

    японцы

    68

    прочие

    1084

    2. Знакомство с картой Норильлага (проектор). Рассказ о Норильлаге (показ слайдов на проекторе).

    Лагерь создан ради убийства. Он нацелен на уничтожение в Человеке его главного – внутреннего мира, то есть мысли, совести, памяти. Из докладной записки Ягоды Г.Г.: «Заболеваемость и смертность спецпереселенцев велика… Месячная смертность равна 0,8 процента в Норильском крае. В числе умерших особенно много детей младших групп. Так, в возрасте до 3 лет, умирает в месяц 8-12 процентов этой группы… Большая смертность зависит от жилищного и бытового неустройства и в связи с отсутствием необходимого питания»…

    3. Рассказ о людях Норильлага. Показ таблиц на интерактивной доске. Показ слайдов о содержании детей в Норильлаге (проектор).

    Очень часто следователи списывали преступления на несовершеннолетних и детям специально изменяли год рождения, чтобы их можно было осудить как взрослых. Например, Доренской Юлии Фёдоровне, бывшей заключённой Норильлага, было 14 лет (родилась она в 1030 году), когда её арестовали в 1944. Следователь ей добавил 3 года, чтобы осудить наравне со взрослыми.

    Труд несовершеннолетних в Норильлаге начали использовать тогда, когда вышел приказ по Норильскому строительству и ИТЛ НКВД № 168 от 21 июля 1936 года о прибывающей рабочей силе и её использовании. Малолетки от 14-16 лет должны были работать 4 часа ежедневно с 50% нормированием, в возрасте от 16-17 лет – 6 часов с применением 80% норм полноценного рабочего, в остальное время они должны были быть использованы на школьных занятиях по обучению грамоте не менее 3-х часов ежедневно, а также в культурно-воспитательной работе.

    В 1943 году число малолетних лагерников заметно прибавилось, и речь шла уже о трудовой колонии. 13 августа 1943 года при Норильском комбинате была организована трудовая колония, начальником которой был назначен Кочеров Иван Никитич.

    На территории Норильска находились и дома младенцев. Всего в 1951 году в этих домах было 534 ребёнка, 59 из них умерли. Детишки носили маленькие телогреечки и ватные брючки с номерами на спине и на груди, как у их матерей-заключённых. А на фасаде этого дома висела надпись: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»

    В 1952 году должны были появиться на свет 328 детей, и общая численность составила бы 803 ребёнка, но в документах значится 650, то есть смертность была очень высокой. До сих пор неизвестна точная цифра умерших в Норильске детей.

    По сути дела, возникнув как инструмент и место изоляции контрреволюционных и уголовных элементов в интересах защит укрепления «диктатуры пролетариата», ГУЛАГ быстро превратился в фактически самостоятельную отрасль народного хозяйства. Обеспеченная дешёвой рабочей силой эта «отрасль» эффективно решала задачи индустриализации восточных и северных регионов.

    Рабочий день взрослых заключённых длился до 18 часов. Официально за работу осуждённым шла по ведомости заработная плата, которая до них не доходила, а оседала в карманах лагерного начальства.

    С 1935-1939 гг. от цинги, истощения, паралича сердца и туберкулёза умерло около 400 заключённых.

    НОРМЫ ПИТАНИЯ, УТВЕРЖДЁННЫЕ ГУЛАГОМ

    800 гр. хлеба в день

    1600 гр. солёного мяса в месяц

    БОЛЬНЫЕ В СТАЦИОНАРЕ

    260 гр. ржаного хлеба в день

    260 гр. пшеничного хлеба в день

    80 гр. мяса в день

    ОТКАЗЧИКИ И ПОДСЛЕДСТВЕННЫЕ

    300 гр. хлеба в день

    200 гр. мяса в месяц

    200 гр. сахара в месяц

    В августе 1951 года появляется женский лагерный пункт усиленного режима на 300 человек, далеко от Норильска – на строительстве железной дороги стандартной колеи Норильск-Дудинка.

    ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАКЛЮЧЁННЫХ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО ЛАГЕРЯ В ЛАГПОДРАЗДЕЛЕНИЯЗ НОРИЛЬСКОГО КОМБИНАТА ПО СОСТОЯНИЮ НА 1951 год.

    ЛО №1 – 3185 чел.

    ЛО №2 – 2446 чел.

    ЛО №3 – 4091 чел.

    ЛО №5 – 5074 чел.

    ЛО №6 – 3626 чел.

    ЛО №7 (женск.) – 2904 чел.

    ЛО №9 – 5345 чел.

    ЛО №10 – 1950 чел.

    ЛО №11 – 2949 чел.

    ЛО №12 – 2727 чел.

    ЛО №13 (строгого режима) – 1955 чел.

    ЛО №15 – 3316 чел.

    ЛО №16 – 2059 чел.

    ЛО №17 – 3230 чел.

    ЛО №18 (планир. строит. лаггородка) – 9000 чел.

    ЛО №19 (планир. строит. лаггородка) – 2500 чел.

    Лагпункт «Нагорный» (женский) – 380 чел.

    ОЛП «БОФстрой» — не выяснено

    Лагпункт №1 «Цемстрой» — 160 чел.

    Лагпункт «Совхоз» (женский) – 122 чел.

    Лагпункт «Валёк» — 149 чел. (муж.), 73 че. (жен.)

    ОЛП «Западный» — не выяснено

    ОЛП «Кислородный» — не выяснено

    ОЛП «Круглое озеро» — 318 чел.

    ОЛП «Алевролиты» (строгого режима) – 559 чел.

    ОЛП «Средний» (штрафного режима) – 505 чел.

    ОЛП «Купец» (штрафного режима) – не выяснено

    ОЛП «ЦБЛ» (с января 1945 года по март 1948 года) – не выяснено

    ОЛП «ЦБЛ» (с марта 1948 года – Больничный городок) – 506 чел.

    ОЛП «ТЭЦстрой» — не выяснено

    ОЛП «Конбаза» — не выяснено

    ОЛП каторжан (при бывшем ЛО Горлага) – около 500 чел.

    Норильская детская трудовая колония – 987 чел.

    Лагкомандировка рудника № 3/6 – не выяснено

    Лагкомандировка рудника №9 – не выяснено

    Лагкомандировка «Бургородок» — 85 чел.

    Но никакие ужесточения, никакие «наполнения» зон, уже не могли остановить процесса разложения системы ГУЛАГ. И хотя 1951-1952гг. были самыми массовыми по количеству заключённых в Норильских лагерях, но уже в 1954 году Норильлаг уменьшается на 30000 человек, а в 1955 году – на 15000 человек.

    ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАКЛЮЧЁННЫХ В ОТДЕЛЕНИЯХ ГОРЛАГА ПО СОСТОЯНИЮ НА МАЙ 1953 года

    ЛО №1 – 3488 чел.

    ЛО каторжан №3 – 3911 чел.

    ЛО №4 – 3919 чел.

    ЛО №5 – 3177 чел.

    ЛО №6 (женск.) – 3021 чел.

    На 1 января 1956 года – уменьшается ещё на 8000 человек, и в августе того же года – ЗАКРЫТ.

    ВСЁ. ПОСТАВЛЕНА ТОЧКА В УЖАСАЮЩЕЙ ИСТОРИИ ГЕНОЦИДА НА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ ТЕРРИТОРИИ.

    Страшна картина тоталитаризма, поэтому эту эпоху, этот отрезок нашей истории нужно знать, об этом нужно помнить, чтобы, помня, вновь не совершать подобных ошибок.

    Наше поколение счастливо тем, что мы можем свободно высказываться по поводу политики нашего государства, не боясь, что ночью приедет «воронок»; мы можем читать книги по душе, а не те, которые диктует время и цензура. Наступила новая эпоха в жизни нашего государства, но уже не Советского Союза, а России. И мы надеемся, что с уходом образа Советского Союза навсегда исчезнет для нашего государства угроза тоталитаризма.

    Ужель всё это повторится на планете?

    Немеет тут язык, а хочется кричать.

    Смотрите, люди, в оба!

    Нынче все в ответе

    За жизнь.

    /Виктор Гадаев./

    Учащийся читает стихотворениеИрины Ратушинской:

    Ненавистная моя родина!

    Нет постыдней твоих ночей.

    Как тебе повезло

    На юродивых,

    На холопов и палачей!

    Как плодила ты верноподданных,

    Как усердна была, губя

    Тех – некупленных и непроданных,

    Обречённых любить тебя!

    Нет вины на твоих испуганных –

    Что ж молчат твои соловьи?

    Отчего на крестах поруганных

    Застывают слёзы твои?

    Как мне снятся твои распятые!

    Как мне скоро по их пути

    За тебя – родную, проклятую –

    На такую же смерть идти!

    Самой страшной твоей дорогою –

    Гранью ненависти и любви –

    Опозоренная, убогая,

    Мать и мачеха, благослови!

    Заключительное слово учителя: составить общую картину репрессий, определить точное количество арестованных трудно, т.к. не полностью открыты и изучены архивы. Тема репрессий не заканчивается для нас рамками этого урока. Только сказав правду, можно узнать о мужестве тех, кто до последней минуты своей жизни оставался Человеком! Ценою своей жизни, ценою жизни своих близких, навечно оставаясь в памяти.

    Это нужно нам, живущим. Это нужно тем, кто только родился. Это нужно нашим потомкам, чтобы они учили летопись преодоления, борьбы, ошибок и побед. У них должны быть душевные мускулы героев того времени, их жертвенность, их высокая убеждённость, их совесть…

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Толстов В.А. Летопись Норильска: Популярная энциклопедия. – Норильск: АПЕКС, 2003.

    2. Добровольский И.В. ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. Франкфурт/Майн-Москва, 2001.

    3. Рогозин А.В. Трагические страницы прошлого. История политических репрессий. Волгоград, 2009.

    4. Клокова Г.В.История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Москва «Права человека», 2005.

    5. Материалы архива города Норильска и документальные материалы музеев города.

    Файлы: Межпредметная контрольная работа.doc
    Размер файла: 40448 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология