Автор конспекта:
Автор(ы): — Шалыгина Мария Фёдоровна (по материалам О.П.Власенко)
Место работы, должность: — МКОУ СОШ №3, учитель начальных классов
Регион: — Приморский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
Расширить представления детей о праздновании Нового года в России и других странах; развивать сценические способности детей.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 29
Используемое оборудование: —
Класс украшен к празднику (все, кроме елки); костюм для Снеговика; бумага, ножницы, краски и кисти); элементы костюмов для Санта-Клауса, Сегацу-Сана, Пера Ноэля и снежинок, презентация о праздновании Нового Года в разных странах, созданная детьми.
Используемые ЦОР: —
Мультимедийная установка
Краткое описание: — Театрализованное представление, мастерская снежинок и морозных узоров.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Беседа по вопросам.
– Что такое Новый год?
– Как мы празднуем Новый год?
– Кто приходит к нам в гости?
– Как мы украшаем свои дома?
II. Основная часть.
1. Театрализованное действие.
Учитель. Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоемы сверкают зеркальным блестящим льдом. Спят глубоким сном растения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.
Буря мглою небо кроет, — Вихри снежные крутя, — То, как зверь, она завоет, — То заплачет, как дитя…
Появляется Снеговик.
Снеговик. Здравствуйте, дети! Как у вас здесь красиво! И для чего же вы так оформили свой класс? (Ответы детей.)
Да, Новый год – долгожданный и всеми любимый праздник, но не всегда в России этот день праздновался 1 января, вот послушайте: «На Руси до 1700 г. Новый год праздновали 1 сентября, когда завершались основные работы по уборке урожая. В новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая.
В 1700 г. Петр I своим указом перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято в европейских странах. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
Обычай дарить подарки под Новый год пришел к нам из Древнего Рима. Говорят, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в будущем году».
Звучит католический Рождественский гимн. Выходят Пер Ноэль и Санта-Клаус.
Снеговик. Кто к нам пришел?
Пер Ноэль. Я – Пер Ноэль. Живу во Франции, каждый год в новогоднюю ночь я прихожу к французским детишкам и приношу им подарки.
Снеговик. А куда ты складываешь эти подарки?
Пер Ноэль. Я оставляю их в детских башмачках. А еще в новогодний пирог я кладу боб (фасолину). Тот, кому достанется этот боб в кусочке пирога, получает звание «бобового короля», и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.
Снеговик. Вот это здорово! (Обращается к Санта-Клаусу.) А ты кто такой? — Санта-Клаус. Я – Санта-Клаус, английский Дед Мороз. Я расскажу вам, как празднуют Новый год детишки в Англии. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты английских сказок. Лорд Беспорядок ведет за собой веселое шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Мартовский заяц, Шалтай-Болтай, Панч и др. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. В Англии же возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.
Выходит Сегацу-Сан.
Сегацу-Сан. А про меня забыли?
Снеговик. А кто ты? Откуда?
Сегацу-Сан. Я – Господин Новый год, прибыл из Японии, зовут меня Сегацу-Сан. Это я прихожу в Новый год к японским ребятишкам.
Снеговик. А как же празднуют Новый год в Японии?
Сегацу-Сан. Сто восемь ударов колокола возвещают приход этого праздника в Японию. Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Считается, что это принесет здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь японские дети прячут под подушку изображение парусника, на котором плывут семь сказочных волшебников – семь покровителей счастья. Под Новый год в северных японских городах строят ледяные дворцы, замки, огромные снежные скульптуры сказочных героев, а двери домов жители украшают ветками сосны (долголетие), бамбука (верность) и сливы (жизнелюбие). В каждой семье готовят новогоднее украшение моти-колобки или лепешки из рисовой муки. В домах ставят ветки, украшенные шариками моти, новогоднее деревце мотибана.
Снеговик. А во что больше всего любят играть ваши детишки в новогодние праздники?
Сегацу-Сан. Девочки играют в воланы, а мальчики в дни празднеств запускают традиционного змея.
Снеговик приглашает Сегацу-Сана, Пера Ноэля и Санта-Клауса посмотреть выступление девочек-снежинок. Звучит «Адажио» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», выходят девочки-снежинки.
Первая Снежинка. — Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Вторая Снежинка. — Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится…
Третья Снежинка. — Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Четвертая Снежинка. — Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Пятая Снежинка. — Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Шестая Снежинка. — Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая! — К. Бальмонт
2. Творческая мастерская.
Учитель. Отгадайте загадку:
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.
(Морозный узор.)
Я приглашаю всех гостей и ребят посетить нашу творческую мастерскую.
Скажите, дети, как получаются такие красивые узоры на окне?
Если внимательно присмотреться, то увидим, что каждый узор особенный: то крупные прямые веточки, то закругленные, то мелкие иголочки побежали в разные стороны. А получается это так.
Теплый влажный воздух, выдыхаемый вами, соприкасается с очень холодным стеклом, замерзает и превращается в ледяные кристаллики! Они-то и образуют сложный рисунок. Хотите проверить? Приложите ладонь к замерзшему стеклу, а потом подышите на него, и вы увидите, как растут иглы ледяных кристаллов. А разбегаются в стороны они всегда под одним и тем же углом! Когда ледяные иглы встречаются между собой, они срастаются, образуя узор, состоящий из многих кристалликов.
Дети самостоятельно проделывают этот опыт.
Учитель. Тихо и красиво падают из облаков на землю снежинки. Планируя, как маленькие парашютики, кружатся они при самом легком ветре в завораживающем танце. Можно подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только надо прикрыть нос и рот рукой, чтобы от теплого дыхания снежная звездочка не растаяла. А теперь внимательно рассмотрите эти ледяные кристаллики:
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Какое разнообразие форм! Кажется, нет и двух одинаковых. Но ученые, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: звезда, пластинка, столбик, игла, пушинка, еж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка крупновидная.
Если быть наблюдательным, то можно заметить, что морозные узоры цветные: то голубые – в пасмурную погоду, то желтые на солнце, то розовые и лиловые – на закате. Только успевай, зарисовывай!
Сегодня в нашей мастерской мы изготовили свои снежинки и нарисуем морозные узоры. А наши гости нам в этом помогут.
После практической работы можно устроить выставку.
III. Итог занятия.
– Что нового вы сегодня узнали?
– Кто поздравляет детей с Новым годом в других странах?
– Попросим Пера Ноэля, Сегацу-Сана и Санта-Клауса поздравить детей в их странах с Новым годом. До новых встреч!
Файлы: Внеклассное мероприятие.docx
Размер файла: 201087 байт.