Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева Юлия Алексеевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ с.Новая Отрадовка Стерлитамакского района РБ Учитель начальных классов

Регион: — Республика Башкортостан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Естествознание
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

Научить правильно устанавливать связи между различными явлениями природы.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 1

Используемые учебники и учебные пособия: —

«Окружающий мир» 1 класс (Н.Ф.Виноградова) Москва. «Вентана-Граф».2008

Используемое оборудование: —

— фонограмма «Утро» Э. Грига;

— мультимедиа проектор;

— презентация в MicrosoftOfficePowerPoint

Используемые ЦОР: —

тесты, карточки для работы в парах

Краткое описание: — На уроке обучающиеся обобщают знания о периодах осени и выясняют, почему ноябрь называют братом зимы.

Урок на тему «Ноябрь – зиме родной брат» (Окружающий мир. УМК «Начальная школа 21 века» , 1 класс)

Цель Научить правильно устанавливать связи между различными явлениями природы.

Задачи

Образовательная : закрепить знания об изменениях в природе, связанных

с различными периодами осени;

Развивающая: развитие наблюдательности и умения делать выводы

Воспитательные: — воспитывать аккуратность, усидчивость, правильное отношение к общечеловеческим ценностям и окружающей среде.

Планируемый результат:

— повышение активности на уроке;

— расширение кругозора учащихся

Инновационные технологии:

— личностно — ориетированное обучение;

— объяснительно — иллюстративное обучение.

Методическое оснащение:

— фонограмма «Утро» Э. Грига;

— мультимедиа проектор;

— презентация в MicrosoftOfficePowerPoint

Литература:«Окружающий мир» 1 класс (Н.Ф.Виноградова) Москва. «Вентана-Граф».2008

. Введение

1. Создание атмосферы психологического комфорта

(На фоне музыки «Утро» Э.Грига) Слайд 2

-Ребята, посмотрите в окно. Какое сегодня великолепное утро! Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.

— Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг)

— Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, помахать кистями)

— Здравствуй, вольный ветерок! (помахать кистями рук перед лицом)

— Здравствуй, маленький дубок!(поднять руки верх и помахать ими)

— Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Т.Синачева.

2. Послушайте стихотворение

Все вокруг – большой наш дом,

Мы совместно в нем живем.

Все в нем может поместиться:

Человек, и зверь, и птица.

Дерево, трава, цветок,

И река, и ручеек,

Солнце, звезды и луна…

Колыбель у нас одна.

Это надобно понять,

Жизнь любить и охранять.

— О каком предмете идет речь? (Окружающий мир)

Правильно, сейчас у нас урок «Окружающий мир».

3. Речевая разминка Слайд 3

(Схема – опора и рисунок в нем: снежинки, катание на лыжах)

— Отгадайте, о чем я думаю?

Ребята, наш разговор сопровождала музыка Э.Грига «Утро».

. Основная часть

1. О каком времени года я говорю?

Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. (Осень)

2. Игра «Вспомни названия осенних месяцев» Слайд 4

1. Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

2. Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

3. Поле черно – белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковала воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

3. Чтение учителем стихотворения А. С. Пушкина
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

— Название какого месяца прозвучало в стихотворении?

4. Формулирование темы и цели урока

— Кто скажет, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (Об осени, о ноябре)

Да, мы сегодня повторим признаки осени и поговорим о последнем месяце осени — ноябре. Попробуем выяснить, почему его называют родным братом зимы.

5. Влияние главного признака осени на объекты живой и неживой природы

Слайд 6

— Как же сказывается этот признак на объектах живой и неживой природы?

а) В природе начинается листопад

С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают.

— Какое значение листопад имеет в жизни дерева? (Дереву, сбросившему листву, не страшен снегопад)

— Что произойдет с деревом зимой, если оно не сбросит листву? (Ветки под тяжестью снега обломятся)

б) Птицы улетают в теплые края Слайд 7

Жизнь птиц сильно меняется по сезонам, т.к. они питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Обитатели водоёмов зарываются в ил. Это и заставляет многих птиц улетать в теплые края.

Птицы, совершающие перелеты из наших мест в теплые страны и весенние возвращения, называются перелетными (ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, журавли, …). Птицы, постоянно живущие в нашей местности, называются осёдлыми (голуби, воробьи, сороки, галки, рябчики, тетерева, совы, ястребы, …).

Слайд 8

Наши перелетают на юг, с севера в конце ноября к нам прилетают кочующие птицы – снегири и свиристели.Им есть чем полакомиться. Вон сколько ягод на рябине!

— Как вы думаете, какие птицы улетают раньше – насекомоядные или водоплавающие?

— Почему водоплавающие улетают позже всех?

в) Изменения в жизни животных Слайд 9

— Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки? Почему? Слайд 10

- Кто из этих животных осенью залегает в спячку и проспит до весны? Слайд 11

6. Физкультминутка. Танец со зверятами. Скачать: "Финская зарядка трицаца" Слайды 12-19

г) Изменения в жизни людей Слайд 20

д) Работа в парах Слайд 21

7. Наблюдение

Дети подходят к окну.

— Что изменилось в саду? (Высказывания детей)

— Да, кажется, вся природа замерла. С берез облетели последние листья. Значит, наступила глубокая осень. На дворе – ноябрь.

О ноябре говорят так: Слайд 22

— О какой главной примете ноября в нём говорится? (Выпадает первый снег)

— А когда обычно идёт снег? (Зимой)

Вот почему о ноябре говорят, что он зиме родной брат!

Первый снег, конечно, еще растает. Морозы в ноябрьские дни часто сменяются оттепелями. Все же – с первого снега начинается предзимье.

8. Периоды осени

Таким образом, осень подразделяется на 4 периода: Слайд 23

1 — Начало осени – появление первых желтых листочков на березе

2 — Золотая осень – время листопада

3- Глубокая осень – все деревья стоят обнаженные. Он длится до первого снега.

4 – Предзимье – осадки в виде дождя и дождя со снегом.

Выходит, в природе наступило предзимье. Скоро наступит настоящая зима.

Ребята! Вот что интересное я заметила, когда готовилась к уроку.

Если взять первые буквы названий осенних месяцев, то получится слово …(сон). И на самом деле, природа засыпает в Сентябре, Октябре, Ноябре и будет отдыхать до наступления весны.

. Итог. Тест «Помоги Незнайке» Слайд 24

Подведем итог нашего урока. Поможет нам в этом письмо от Незнайки, которое я получила сегодня утром. Оно адресовано вам.

«Дорогие ребята! Пишет вам письмо ваш хорошо знакомый сказочный герой Незнайка. Я очень люблю природу. Сейчас на дворе осень, и я решил написать рассказ об этом сезоне. Когда я прочитал его своим друзьям из Цветочного города, они долго смеялись, а потом сказали, что у меня в письме много ошибок. Помогите мне разобраться в них. С уважением ваш друг Незнайка»

Я буду читать предложения, а вы определяете, есть в них ошибки или нет. Если есть ошибка, то в своем листочке вы ставите знак «-», а если нет – «+».

1. Осенью все растения укрыты белым пушистым снежным покрывалом.

2. Тихо в осеннем лесу. Только слышен шелест падающих на землю листьев да шорохи – это некоторые животные заготавливают запасы на зиму.

3. На деревьях лопаются почки. Еще немного – и из-под коричневой кожицы появятся молодые зеленые клейкие листочки.

4. Птицы собираются в стаи. Им предстоит долгий перелет в теплые страны. На этом пути их подстерегают разные трудности: непогода, охотники, голод.

5. У медведицы в берлоге появляются медвежата. Они очень маленькие, размером с варежку. Как правило, у медведицы бывает один или два медвежонка, а три – очень редко.

6. Жабы, лягушки, змеи стараются найти себе уютное убежище на зиму. В ямах, под корнями они зимуют целыми группами. Вместе со змеями могут зимовать лягушки и ящерицы.

7. В сентябре наступает золотая осень. На деревьях, кустах, в полях и лугах вместо привычной зеленой краски появляется желтая, красная и оранжевая.

8. В сильный мороз скрипит снег под ногами.

9. Готовятся к зиме лесные жители. Заяц одел светлую шубку, белочка сменила яркую рыженькую шубку на серенькую, незаметную.

10. Пригрело солнце, заплакали сосульки, радостно зажурчали ручейки.

. Рефлексия Слайд 25

Вы на уроке хорошо работали, были активны.

А теперь каждый из вас оценит свою активность на уроке, свою память.

(Раскрашивают смайлики в «Дневнике первоклассника» «Образовательная система Школа 2100»)

Слайд 26

. Домашнее задание.

Вас ожидает интересная игра «Лабиринт». Вам нужно провести Белочку по лабиринту к грибам, чтобы она нашла сделанные на зиму запасы.

Кстати, в народе 24 ноября называют «Федор Студеный». Если в этот день будет дождь или снег – будет тепло до 4 декабря. Проверим!

Спасибо за урок. Слайд 27

Файлы: ОМ Ноябрь зиме родной брат.rar
Размер файла: 9516197 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

ООО АТОН отзывы о работе компании.