Автор конспекта:
Автор(ы): — Хохлова Нина Борисовна

Место работы, должность: — Педагог дополнительного образования

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — Пробудить у учащихся образовательной школы интерес к регулярным занятием в объединении «Костюмерия»

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемая методическая литература: —

1. Андреева А.Ю. Русский костюм. Путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева. – СПб.: «Паритет», 2005.

2. Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия. X- XXвв. – М.: Изд-во Эксмо,2005.

3. Зайцев В. Этот многоликий мир моды / В. Зайцев. − М.: Советская Россия, 1982.

4. Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебно-методическое пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ,2003.

5. Журнал “Школа и производство” №№2000-2005 г, изд-во “Школа-Пресс”.

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор экран, звездочки разного цвета (красного, зеленого, желтого), плакат «Карта звездного неба», клей, фломастеры.

Краткое описание: — Мир полон удивительных моментов, событий, вещей. Мы часто восхищаемся природными явлениями (горы, океаны, небо, дождь и др.) и произведениями искусства (картины, скульптуры, предметы роскоши и т.д.). Природа удивляет и поражает нас, но не позволяет возвыситься над своими творениями, но она не запрещает прикоснуться к чудесному и прекрасному, позволяя сотворить свое маленькое чудо, имя которому — произведение искусства. Каждый человек рожден талантливым, полным разнообразных способностей, но не каждому удается их в себе раскрыть и развить. Не стоит думать о том, что поздно увидеть в себе что-то новое, творческое, непредсказуемое. Позвольте себе сотворить особое произведение искусства своими руками. Данное занятие — приглашение в объединение декоративно-художественного творчества «Костюмерия».

Тема занятия: «Об игле-волшебнице и портняжном искусстве»

Цель занятия: пробудить интерес к регулярным занятием в объединении «Костюмерия»

Задачи занятия:

· развитие кругозора учащихся путем экскурса в историю швейного ремесла;

· воспитывать уважение, любовь к швейному делу;

· познакомить с направлениями работы объединения и результатами его деятельности.

Тип занятия: сообщение новых сведений.

Форма занятия: беседа с использованием видеоряда и игровыми моментами.

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска.

Приемы: рассказ, объяснение, демонстрация, дидактическая игра, релаксация, рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Слайд 1

Учитель. Здравствуйте девочки, дорогое гости! Мы рады приветствовать вас в нашей мастерской по созданию образа современного костюма.

Давайте познакомимся в форме «Комплимента»: назовите свое имя и сделайте себе комплимент на начальную букву своего имени. Например, я – Маша, я – мудрая и т.д.

А я Нина Борисовна, я – новая для вас, но надеюсь пока, и еще я — руководитель объединения «Костюмерия».

Сегодня после рассуждений мы совместно должны ответить на следующие вопросы: что нового я хочу узнать; чему я хочу научиться; чего я хочу добиться?

Но прежде мне хочется поинтересоваться с каким настроением вы пришли на занятие. Прикрепите на половинку листа ватмана лепесток цветка согласно «Цветку настроения» (Приложение 1).

А сейчас, разрешите предложить вам выбрать звездочки того цвета, который вам больше нравится.

(Предлагаются звездочки красного, зеленого и желтого цветов).

Теперь, я попрошу вас образовать группы в соответствии с выбранным вами цветом звездочек.

(Учащиеся пересаживаются, группируясь по цвету звездочек).

Благодарю. Дайте название своей группе и выберите лидера и представьте свою группу.

(Учащиеся совещаются и сообщают названия своих групп).

II. Сообщение новых сведений.

Слайд 2

Учитель. Тема нашего занятия «Об игле-волшебнице и портняжном искусстве».

Надо ли говорить, что швейное ремесло — одно из древнейших и необходимейших ремесел на земле, что оно, как и всякое другое рукоделие, во все времена славилось мастерами, настоящими художниками своего дела? История шитья насчитывает уже более 20 тысяч лет. Первобытные люди прокалывали шкуры доисторическим подобием шила из шипов или обтесанных камней, через отверстия продевали сухожилия животных и таким образом сооружали себе "костюм".

Слайд 3

Самые первые иголки с ушком, сделанные из камней, костей или рогов животных, были найдены на территориях современной Западной Европы и Средней Азии около 17 тысяч лет назад. В Африке иголками служили толстые жилки пальмовых листьев, к которым привязывались нитки, сделанные также из растений. Считается, что первая стальная иголка была сделана в Китае. Там же, в III веке до нашей эры, придумали наперсток. Племена, населявшие Мавританию (в древности область на северо-западе Африки, западная часть территории современного Алжира и восточная часть территории современного Марокко), донесли эти изобретения на Запад. Массовое производство иголок началось только в XIV веке в Нюрнберге, а потом и в Англии. Самую первую иголку с помощью механизированного производства сделали в 1785 году.

Слайд 4,5

Первого прадеда современных ножниц нашли в руинах Древнего Египта. Сделанные из цельного куска металла, а не из двух скрещенных лезвий, эти ножницы датируются XVI веком до нашей эры. А ножницы в том виде, в котором они известны сейчас, изобрел Леонардо да Винчи. А вот ещё один незаменимый помощник портного, угадали? Сантиметровая лента, ему столько же лет, сколько и портняжному искусству.

Слайд 6

Особенно мне хочется рассказать о наперстке. Это приспособление, служащее для защиты пальцев от проколов. В настоящее время наперсток стал предметом декоративного искусства и коллекционирования.

Слайд 7

Кроме того наперсток-«Золотой наперсток»- высшая награда портновского искусства. Первое вручение Золотого наперстка состоялось в 1976 году. По приблизительным подсчетам золотых наперстков не так уж и много: около 67 штук. Данной премией были награждены в разные годы

из российских кутюрье и В. Зайцев (кстати, он первый из российских модельеров получил эту премию), и В. Юдашкин, и М. Воронин. Золотой наперсток — это награда, которая вручается в Париже за самую оригинальную и элегантную коллекцию сезона. Но не за коллекцию картин или фарфора, как вы сами понимаете, а за коллекцию одежды, созданную художником-модельером. Показы "От кутюр" (Haute Couture) в Париже проходят два раза в год на Неделе Высокой моды, где демонстрируются коллекции одежды сезонов "весна-лето" или "осень-зима". Вот тогда-то победителю и вручается Золотой наперсток. Лучшего кутюрье тайным голосованием выбирает международное жюри, состоящее из 30 журналистов, пишущих для журналов мод. Идея этой традиции принадлежит журналисту Пьеру Ив Гелену, а учредителем премии стала супруга Жака Ширака (мэра Парижа, а затем с 1995 по 2007 год президента Франции) Бернадетт Ширак. По традиции супруги Ширак открывали конкурс, в заключительный момент мадам Ширак вручала Золотой наперсток победителю.

Портные, постоянно причастны к счастью многих людей. Они помогают раскрыть обаяние и красоту человека. И в успехе актрисы, и в радости молодоженов, и в прелести выпускницы, и в хорошем настроении пожилых людей вложены частицы стараний и искусства портного.

Совершим короткий экскурс в историю костюма.

Слайд 8

Перед вами модель костюма первобытного человека, выполненная из плохо выделанной шкуры мамонта. Это один из моднейших стилей эпохи Великого обледенения. Костюм может иметь два решения — глухой и распашной. В первом случае полотнище шкуры перегибают вдоль основы и сшивают по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук, а в центре сгиба вырезают отверстие для головы. Костюм такого фасона надевают через голову. Во втором случае спереди делается разрез сверху донизу по типу «распашонка». Костюм незаменим в ненастную и холодную погоду, удобен в применении, а главное — очень практичен.

Следующие модели, предлагаемые вашему вниманию, ярко показывают, что с веками одежда не остаётся просто одеждой, а становится особым видом искусства.

Взгляните на костюм эпохи 7 века до н. э., являющийся классическим одеянием для того времени. Основой для этого хитона, служит драпировка, которая прекрасно выявляет благородную простоту и достойную осанку, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений. Модель выполняется из прямоугольного куска ткани, произвольной длины и ширины и драпируется на теле, подчеркивая гармонию тела и одежды. При желании хитон можно украсить вышивкой или аппликацией, выполненной из ткани другого цвета.

Слайд 9

Следующая модель пришла к нам из 15 века, она отражает стиль раннего средневековья, для которого характерны острые социальные противоречия и мрачное влияние церкви на все стороны жизни. Как вы видите, здесь значительно меняются пропорции женского костюма. Линия талии переносится под грудь. Юбка значительно удлиняется за счет шлейфа, который достигает несколько метров длины, а спереди как бы вздернуто в центре талии. Это позволяет увидеть украшенный подол нижнего платья и создает модную постановку фигуры. Новинкой являются вшивные рукава, выкроенные отдельно от переда и спинки. Костюм дополняется конусообразным головным убором с вуалью, высота которого достигает 70 сантиметров.

Слайд 10

Современные модели, которые вы видите сейчас, говорит о том, что её обладательница лишена каких либо предрассудков. В её наряде присутствуют все атрибуты моды предшествующих веков. Здесь вы найдете и кокетку, и драпировку, и «рубашечные рукава».

Слайд 11

И трудно сказать, что же ещё придумает наша изобретательная современница в скором будущем.

Предлагаю вам написать в группе сочинение-миниатюру на тему «Наш взгляд на моду». Какой, по-вашему, она должна быть в 21 веке?

(Сбор сочинений)

А вот так увидели моду будущего модельеры «Костюмерии». Наша коллекция «Инопланетяне», 2009 г.

Слайд 12

А знаете ли вы столицу портных? Конечно, Париж! Стаж Парижа в качестве диктатора моды вызывает почтение. Ещё в 17 веке французы каждый месяц высылали в Англию, Германию, Италию, Россию по две восковые куклы, облаченные в модные туалеты. В 1672 году вышел из печати первый французский журнал мод, который назывался «Галантный Меркурий». Большинство терминов касающихся швейного дела, пришло к нам из французского языка, давайте попробуем разгадать их.

Слайд 13

Апаш (от фр. "хулиган, уличный грабитель") — просторная рубашка, воротник свободно ложится на плечи и грудь, оставляя открытой шею. Носится без галстука.

Бюстье — блузки, уменьшенные до размеров бюстгалтера, шьющиеся из различных тканей, из кожи, носящиеся самостоятельно либо с жакетами просторного кроя. Впервые предложены Жаном Полем Готье.

Жабо — съемное кружевное украшение на грудь, которое может дополнять и украшать блузку или платье.

Со многими другими деталями и видами одежды, а также швейными терминами вы познакомитесь на наших занятиях.

Франция — родина многих известных сортов тканей, решите кроссворд (Приложение 2). Хорошо, подробнее о них и других вы узнаете, посещая занятия объединения.

А что же Россия? И в Париже, и во всем мире, считалось, что русские портные - одни из лучших. Они славились большой аккуратностью в шитье и своим необычным умением создавать уникальные по художественному совершенству отделки нарядов.

Слайды 14 — 16

«В шитье они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, и их работы вывозились в далекие страны», — писал шведский дворянин Петерей, посетивший Россию в конце 16 начале 17 века.

В старину говорили: «Шить одежду — это иголками колодец копать». Этим хотели подчеркнуть, что работа портного трудоёмкая, требует старания и терпения.

Слайд 17

На наших занятиях мы тоже уделяем место изготовлению современного русского костюма, ведь это наши корни, наша культура. Ведь уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…

Что же изменилось в работе портного? Многое. Например, швейные машины.

Слайд 18

В 18 веке на помощь труженикам с иглой пришел француз Б. Тимонье. Он создал машину, которая приводилась в движении ногой и делала 200 стежков в минуту. Это была первая швейная машина, выпущенная массовым тиражом 80 штук. Потребовалось около 100 лет, чтобы она утвердила своё право на существование. Посмотрите, как изменялась и совершенствовалась швейная машина с тех времен и до наших дней.

Швейному делу вообще свойственно изобретательство, созданы научно-исследовательские институты, которые разрабатывают различные ткани для самых различных профессий: это непродуваемая одежда рыбаков; горновой мастер может вплотную подходить к огню и не опасаться ни искр, ни жара, потому что в его одежде заложена асбестовая негорючая основа, кроме того, одежда, имеет радиатор искусственного охлаждения. Матрос падает за борт, и его ярко-оранжевая куртка автоматически раздувается в воде, она может продержать человека на поверхности и спасти от переохлаждения.

Мы в нашей мастерской по созданию образа современного костюма тоже стараемся попробовать себя в разных сферах портняжного искусства и в связи с этим, позвольте пригласить вас на фото-шоу нашего объединения., которое существует два года. Мы возрождаем традиции народных мастеров. Мы позволяем творческому потенциалу каждого ученика не только раскрыться, но и получить свое развитие. Мы ценим индивидуальный подход к любому виду творчества. Мы своими руками творим настоящие произведения искусств, вкладывая в них частичку своей души.

Слайды 19-20

III. Обобщение ранее полученных знаний.

Учитель. А теперь, мы проверим вашу наблюдательность и начитанность. Узнайте литературного героя по одежде. Работаем в группах, посовещавшись, отвечаем.

1. «Мужчины, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны. На ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами. Остроконечные шляпы украшали хрустальные шарики, а под широкими шляпами нежно звенели маленькие бубенчики».

Ученики. Живуны. Волков «Волшебник Изумрудного города» Слайд 21

2. «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».

Ученики: «Старик Хоттабыч» Л. Лагин Слайд 23

3. «Он ему на этот раз показался похожим на медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны…»

Ученики: Собакевич. Н. Гоголь «Мертвые души» Слайд 24

4. «На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

Ученики: Старуха. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Слайд 25

5. «Он был в синей кепке и кожаной куртке, которую не снимал даже летом — ведь в ней он выглядел заправским комсомольским активистом».

Ученики: Миша. Рыбаков «Бронзовая птица» Слайд 26

6. «Он одевался в обноски с плеча взрослых людей; одежда его была испещрена разноцветными пятнами и так изодрана, что лохмотья развевались по ветру. Шляпа его представляла собою развалину обширных размеров; штаны висели на одной подтяжке и сзади болтались пустым мешком, а внизу были украшены бахромой и волочились по грязи…».

Ученики: Гекльбери Финн. М Твен «Приключения Тома Сойера» Слайд 27

7. «Молодой человек… Постараемся набросать его портрет: представьте

себе Дон-Кихота в 18 лет, Дон-Кихота без доспехов, без лат и

набедренников, в шерстяной куртке, синий цвет которой приобрел

оттенок, средний между рыжим, и небесно голубым. Продолговатое

смуглое лицо; выдающиеся скулы — признак храбрости; челюстные

мышцы чрезмерно развитые — неотъемлемый признак, по которому

можно определить гасконца».

Ученики: Д’Артаньян. А Дюма «Три мушкетёра» Слайд 28

Учитель. Благодарю вас, я думаю, что вы прекрасно справились с этой задачей. Группа … самая наблюдательная и читающая, а если кто-то еще не читал этих произведений, то я советую вам прочитать их.

IV. Выявление ожидаемого результата. Рефлексия.

Учитель. Поскольку вы впервые присутствуете в нашей мастерской по созданию образа современного костюма, я хотела бы знать: чего вы ожидаете от занятий в нашем кружке «Костюмерия». В этом нам поможет метод незаконченного предложения.

Слайд 29

Начало предложения вы прочитаете на слайде, а его окончание записываете под номером у себя на звездочке.

1. Я хочу узнать…

2. Я могу…

3. В кружке «Костюмерия» я могу научиться…

( Учащиеся записывают свои предположения на своих карточках-звездочках).

Учитель. А сейчас, я попрошу вас подойти к нашему небосводу (лист ватмана, разделенный на несколько секторов, отмеченных маленькими звездочками красного, зеленого, желтого цветов) и прикрепить свою звездочку на любое место в указанном секторе, обязательно пожеланиями вверх.

(Девочки накалывают свои звездочки на лист ватмана).

Учитель. Лидеров я попрошу взять в руки фломастеры, соединить звездочки прямыми линиями и дать им название своей группы.

( Учащиеся выполняют просьбу)

Учитель. Отлично. Посмотрим, что у нас получилось!

Я должна сказать вам, что сегодня на нашем небосклоне загорелись три новых созвездия (называю созвездия по именам). Это созвездие ………., созвездие ………. и созвездие ……… .

Созвездие…считает, что мода будущего станет…. Созвездие…считает, что мода будущего станет…. И т.д. (зачитываются мини- сочинения)

Созвездие … хочет узнать о … . Созвездие … хочет узнать о … . И т.д.

Созвездие … хочет добиться… . Созвездие … хочет добиться… . И т.д.

Созвездие … считает, что на занятиях кружка «Костюмерия» они могут научиться … . И т. д.

Все верно девочки, этому и многому другому вы научитесь на наших занятиях: познакомитесь с историей развития русского и зарубежного костюма, научитесь самостоятельно проектировать и изготавливать одежду, украшать её вышивкой и аппликацией, а так же придумывать и изготавливать всевозможные аксессуары к своему костюму: шляпки, сумочки, бижутерию из кожи и бисера. Кроме того, вы будете участвовать в различных конкурсах и выставках. Я надеюсь, что среди этих звездочек, загоревшихся на нашем сегодняшнем занятии, когда-нибудь вспыхнет новая, яркая звезда и на очередном показе Высокой Моды будут представлены творческие идеи участницы нашего объединения «Костюмерия»

Слайд 30

Я вас жду с заявлением о вашем желании заниматься в нашем объединении по средам и пятницам к 14.00 здесь в этом кабинете № 6.

Перед расставанием оставьте лепесток своего настроения после нашего занятия, сравним два плаката: «до» и «после» занятия.

(Учащиеся выполняют просьбу)

Спасибо вам за работу. До свидания.

Файлы: Инструкционная карта по изготовлению картинок из лент Цветочная поляна.doc
Размер файла: 486912 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология