Автор конспекта:
Автор(ы): — Ожерельева Л.И.

Место работы, должность: — Григорьевский филиал МБОУ Шпикуловской СОШ старшая вожатая

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

Определить уровень усвоения материала по теме «Грибы»; обобщить и систематизировать знания о грибах (их классификации, строении, размножении, роли в природе и жизни человека).

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

Природоведение 5 класс Пакулова Иванова

Используемое оборудование: —

компьютер, интерактивная доска, муляжи грибов

Краткое описание: — Обобщающий познавательно — развлекательный урок по теме «Грибы»

Обобщающий познавательно — развлекательный урок

по теме «Грибы»

Цель урока: определить уровень усвоения материала по теме «Грибы»;

обобщить и систематизировать знания о грибах (их классификации, строении, размножении, роли в природе и жизни человека).

Задачи:

  • образовательная: закрепить полученные знания о грибах /особенностях их строения, питания, размножения/; определить их роль в природе и жизни человека, подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.
  • развивающая: развивать познавательные способности и интересы, интеллект /логическое мышление, речь/, эмоциональную сферу у учащихся.
  • воспитательная: формировать у учащихся правильное отношение к природе, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
  • Тип урока:обобщающий

    Форма проведения: Интеллектуальный марафон.

    Оборудование: таблицы « Съедобные и несъедобные грибы», «Строение шляпочного гриба», муляжи грибов, интерактивная доска, компьютер.

    Ход урока.

    I. Оргмомент

    II. Вступительное слово:

    Что за чудище такое?

    Есть как мизер, есть большое.

    Можно встретить под берёзой,

    На пеньке, среди травы.

    Можно в баночке литровой,

    И на хлебе те дары.

    Могут паразитом быть-

    Злаков урожай сгубить.

    Могут портить древесину,

    Поселившись на стволах.

    Могут в тесте размножаться,

    Если тесто на дрожжах.

    Есть плодовые тела

    И разросшиеся клетки.

    Так о ком же речь была?

    Догадались ли, вы, детки?

    Вы теперь знаете, чтоГрибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

    Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы.

    Некоторые грибы могут достигать больших размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.)

    Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов со­держат витамины, белки и прочие полезные вещества.

    Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы ча­ще находим в дубовых и березовых ле­сах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплета­ет корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

    Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после выруб­ки. Эти грибы — лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

    III.Проверка домашнего задания.

    Вам на дом было задано подготовить интересные сообщения из жизни грибов (Выступления 3 обучающихся).

    http://www.classtools.net/widgets/diamond9_5/y0cpV.htm

    IV.Закончить стихотворение в рифму:

    Вдоль лесных дорожек
    Много белых ножек
    В шляпках разноцветных,
    Издали заметных,
    Собирай, не мешкай:
    Это… (сыроежки.)
    Растут на опушке
    Рыжие подружки,
    А зовут их… (волнушки.)
    Из-под травки прошлогодней
    Вылезают на свободу
    Неразлучные сестрички –
    Рыжеватые… (лисички.)
    Царь грибов на толстой ножке
    Самый лучший для лукошка.
    Он головку держит смело,
    Потому что гриб он… (белый.)

    Наш урок позволит проверить, насколько хорошо усвоен материал по этой теме: как же устроены грибы, особенности их жизнедеятельности, отношения с другими организмами.

    V.Задание на Интерактивной доске (слайд№2)

    Игра «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в дом несут»

    http://LearningApps.org/display?v=pyjzgr4d5 – найди парную картинку фрукта

    VI. Следующий этап урока «Вопрос –ответ»

  • Подземная часть шляпочного гриба – ГРИБНИЦА
  • Оплетение и проникновение нитей грибницы внутрь корней деревьев приводит к образованию – ГРИБНИЦЫ (МИКОРИЗЫ)
  • Если спороносный слой шляпки гриба пронизан многочисленными трубочками, то такие грибы называют – ТРУБЧАТЫЕ, а если покрыт пластинками,
  • то – ПЛАСТИНЧАТЫЕ
  • Грибы, живущие на других организмах и питающиеся за их счёт, называются – ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ
  • Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов. Оно же имеется в покровах раков, пауков, насекомых – ХИТИН
  • Надземная часть шляпочного гриба – ПЛОДОВОЕ ТЕЛО
  • http://www.classtools.net/widgets/diamond9_5/y0cpV.htm

    VII.Задание на Интерактивной доске (слайд№2)

    Рассмотрите рисунок и запишите, что обозначено на нем цифрами. (1 – шляпка; 2 – пенек; 3 – грибница)

    VIII. Физкультминутка

    Мы листики осенние,

    На ветках мы сидим.

    Дунул ветер — полетели.

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели.

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели.

    IX.Тест « Хорошо ли мы знаем грибы ?»Грибы – это живые организмы которые, занимают промежуточное положение между растениями и животными.

  • Грибы растут всю свою жизнь?
  • Все грибы это многоклеточные организмы?
  • Дрожжи – это грибы, которые человек использует в хлебопечении?
  • Грибы, это организмы, которые растут на протяжении всей жизни?
  • Грибы питаются готовыми органическими веществами?
  • Собрались мы с вами, ребята, в лес за грибами. Нашли грибную полянку, срезали грибы, а через неделю пришли опять на это же место. Найдём мы здесь грибы?
  • Из чего состоит плодовое тело?
  • Как называется часть гриба находящаяся в почве?
  • Что является главной частью гриба?
  • Самопроверка.

    X. Задание на Интерактивной доске (слайд№3).

    «Разгадайте кроссворд»

    XI. А сейчас я вам загадаю загадки:

    1.Пока дети – каждый в берете

    Повзрослели — шляпы надели (грибы)

    2. Без зубов, а дерево грызёт (трутовик)

    3. Под деревцем, под осинкой

    стоит мальчик с пальчик,

    На нём сер кафтанчик,

    красна шапочка (подосиновик)

    4.Есть грибы и не в лесу –

    В тесте, пиве и квас (дрожжи)

    5. Не спорю, не белый –

    Я, братцы, попроще …

    Расту я обычно

    В берёзовой роще (подберёзовик)

    6. Выросли на полочке кисточки метёлочки,

    Кисточки зелёные – лекари хвалёные (пеницилл)

    7. Шапочка красная, пуговки белые,

    Работа напрасная;

    Осталось всё целое – никто не берёт (мухомор )

    8. Он пузатенький сидит,

    Из-под кустика глядит

    С белой ножкою внизу

    С тёмной шляпкой наверху. ( Белый гриб)

    XII.Задание на Интерактивной доске (слайд№4)

    Игра «Третий лишний»

    XIII.Чтобы собирать грибы нужно знать правила, давайте составим вместе памятку грибника

    Памятка сборщику грибов

  • Отправляясь в лес по грибы, не забудь взять с собой: корзину, нож, часы.
  • Не забудь одеть сапоги, головной убор, взять с собой плащ.
  • Сделай во время прививку против клещевого энцефалита.
  • Если не уверен, что гриб съедобный – не бери его!
  • Срезая гриб, не оставляй больших «пеньков»! Лучше всего гриб осторожно выкрутить из грибницы, образовавшуюся ямку присыпьте листьями или хвоей.
  • Не собирайте старые и червивые грибы – в них может быть яд.
  • Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.
  • Не ешьте в лесу грибы и ягоды.
  • Никогда не ведите себя как грабители на том месте, где вы нашли грибы!
  • XIV.Задание на Интерактивной доске (слайд№5).

    « Мозговой штурм»

    http://www.classtools.net/widgets/dustbin_7/juy2e.htm — игра «Съедобные и несъедобные грибы»

    XV. Итог урока.

    Путешествие по царству «Грибы» закончилось. Самыми внимательными и сообразительными путешественниками оказались … .

    Понравился ли вам урок?

    Что понравилось?

    Что не понравилось?

    Какие задания были несложными для вас?

    Какие задания вызвали затруднения?

    Всем спасибо за активную работу на уроке.

    Файлы: курсы 2013.zip
    Размер файла: 1220009 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология