Автор конспекта:
Автор(ы): — Акимова Светлана Александровна

Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 80 г. Хабаровска

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — 1. Обобщить знания по орфографии наречий. 2. Совершенствовать орфографические умения и навыки. 3. Обогащать лексический запас учеников.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебный комплекс В.В.Бабайцевой

Используемое оборудование: —

интерактивная доска, раздаточный материал, карточки

Используемые ЦОР: —

интерактивная доска

Краткое описание: — Данный урок способствует обобщению и систематизации знаний учеников по основным орфограммам наречий

Ход урока.
Наречие живописует глагол.
А.С.Пушкин.
— 1. Слово учителя.
12 Апреля 1961 года весь мир облетело сообщение о том, что человек — совершил полет в космос. Всего один виток вокруг Земли сделал русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток», но он навсегда останется в памяти людей первым землянином, побывавшим в космосе. Прошло уже более сорока лет, освоение космоса продолжается. Накануне праздника Дня космонавтики мы тоже отправимся с вами в космическое путешествие по Галактике Орфография. Представьте, что мы на космодроме «Части речи», с которого отправляются разные ракеты. Какие ракеты отправляются с этого космодрома? ( Перечисляют части речи.) Мы полетим в космос на ракете «Наречие». Если Галактика называется «Орфография», а ракета «Наречие». Попробуйте сформулировать тему и цель урока. — 2. Работа с эпиграфом.
− Как понимаете смысл высказывания А.С.Пушкина? (Наречия распространяют глаголы, делают их более живыми, красочными.)
Задание:
произведите морфемный разбор слова живописует;
дайте толкование данного слова при помощи наречий (ярко, живо, красочно, метко, точно, выразительно);
сделайте вывод о роли наречий в речи.
Слово учителя.
Мы готовы отправиться в полет. Садимся в ракету. Отсчет пошел. 3, 2, 1 …старт. (Звучит фонограмма ансамбля «Space».) … Мы приземлились на планете Венера. — 3. Распределительное письмо. — Разбил нечаянно вазу; поступил нехорошо; плакал не редко, а часто; далеко не_ ласково; совсем не_ громко; говорить невежливо; произнести не_ громко, а тихо; выглядеть нелепо; сделать неаккуратно, неумело; не по-товарищески.
— Задание:
распределить в две колонки словосочетания, обозначая орфограмму;
привести по 2 –3 примера существительных и прилагательных с — НЕ
(не_ друг, а враг; некрасивый берет; далеко не_ хороший гриб; невзрачный костюм; он был невежда; говорить неправду);
сделать вывод о правописании «Не- с существительными, прилагательными и наречиями на о-е».
— Слитно Раздельно
Разбил нечаянно (не употр.)
Поступил нехорошо (плохо)
Говорить невежливо (грубо)
Выглядеть нелепо (не употр.)
Сделать неаккуратно, неумело (грязно, плохо) Плакал не_ редко, а часто
Далеко не_ ласково
Совсем не_ громко
Произнести не_ громко, а тихо
Не_ по-товарищески (не на о-е)
Слово учителя.
На Венере мы погостили, пора отправляться в дорогу. Вместе с героями м/ф «Тайна третьей планеты» мы полетим на Марс. Садимся в ракету. Отсчет пошел. 3, 2, 1… старт. (Видеозапись м/ф.) Что-то нерадостно встречает нас эта планета. Подождите, кто-то приближается к нам… Да это космические пираты – суффиксы наречий О и А. (Появляются на доске рисунки)
Чтобы освободиться от космических пиратов, нужно выполнить их требование.
4. Игра «Молчанка».
Раздаются карточки, на которых записаны буквы О – красного цвета, А – зеленого цвета. Интерес вызывает основное условие игры: «Тишина!» После объяснения, упражнение выполняется молча. Учитель указывает на одно из слов, записанных на доске с пропущенной буквой, дети поднимают карточку с соответствующей буквой. Если весь класс поднял нужные карточки, учитель показывает карточку с красной цифрой «5». Если есть ошибки, то учитель показывает карточку с черной цифрой «2». Ученик, допустивший ошибку, выходит к доске и вписывает нужную букву, выделяет морфему и условие орфограммы. Слова, разобранные на доске, записываются в тетрадь.
(Один ученик выполняет аналогичную работу за компьютером.)

Изредк… издавн…
Снов… начист…
Досух… влев…
Засветл… сначал…
Досыт… нанов…
Надолг… вправ…
— Слово учителя.
Основное требование космических пиратов выполнено, и мы отправляемся на Уран. (Звучит фонограмма.) Гуманоиды этой планеты оставили нам советы и наставления, чтобы мы больше никогда не оказались в сложной ситуации.
— 5. Комментированное письмо. (На партах раздаточный материал.)
1. Скажеш__ не воротиш__, отрубиш_ — не приставиш_ . 2. С грамотой вскач_, а без грамоты хоть плач_ . 3. Тот хорош_, у кого поспеет рож_. 4. Лежит Кондрат навзнич_, раскинув руки по-богатырски. — — Задание:
обозначьте орфограмму в словах с пропущенными буквами;
определите в данных словах части речи;
сделайте вывод о правописании Ь после шипящих.
Слово учителя.
(Звучит фонограмма. Установку не даю. Бросаю кубики из бумаги.)
Опасность опять поджидает нас в космосе – метеоритный дождь, который прекратится только в случае верного выполнения следующего упражнения. (На кубиках написаны слова весенний, точный, русский, первый.)
6. Упражнение.
Задание:
подберите к данным прилагательным однокоренные наречия (во-первых, точь-в-точь, по-русски, по-весеннему);
объясните написание подобранных наречий;
составьте предложение с любым наречием, произведите синтаксический разбор полученного предложения;
перестройте предложение так, чтобы наречие «превратилось» в омонимичное прилагательное.
По-весеннему пахнет воздух. Во-первых, прочитай текст и раздели его на части. Джек плохо говорил по-русски. У Лены появилась ручка точь-в-точь как у меня. По весеннему небу плывут облака. В первых числах сентября мы поедем в лес.
7. Лингвистический эксперимент. — Справившись с метеоритным дождем, мы продолжим космическое путешествие. Наш курс – на Луну, где нас ожидает творческая работа в группах. (На доске прикрепляется плакат с текстом или через проектор.)
Задание:
на месте пропусков вставить подходящие по смыслу наречия;
обозначить орфограмму.
Трудно светиться и петь (…),
Там, где черемухи светятся (…),
Там, где пичужки поют (…),
Кратенький век проживая (…).
Только и видно, только и слышно
Трудно светиться и петь (…).
Слова для справок: нелегко, пышно, высоко, бескрышно, нелегко.
Слово учителя.
Наше путешествие по Галактике «Орфография» на ракете «Наречие» подошло к концу, нам пора возвращаться на Землю. (Подведение итогов.) — 8. Домашнее задание. Написать миниатюру «Мое путешествие в Галактику
«Орфография» или «Как я путешествовал на ракете «Наречие» по Галактике «Орфография».

— —

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология