Автор конспекта:
Автор(ы): — Степаненко Лариса Викторовна

Место работы, должность: — МОУ «Лицей № 3 г. Минеральные Воды Ставропольского края»

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — обобщение знаний по теме

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, презентация урока

Краткое описание: — Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Земноводные» для 7 класса. В рамках урока обобщаются знания по земноводным, развивается представление об эволюции животных на Земле на примере «рыбы-земноводные». В уроке использованы различные методы проверки знаний: заполнение сравнительных таблиц, тестовый опрос, графический диктант, прием незаконченных предложений. Воспитывается бережное отношение к природе.

ЗООЛОГИЯ 7 КЛАСС. Тема: Земноводные (урок обобщения знаний). Цель: 1. обобщение и укрепление знаний по теме. 2. воспитание бережного отношения к природе. 3. укрепление знаний по эволюционному развитию животных рыбы-земноводные (далее з-в). Оборудование: 1. таблицы: «Внешнее и внутреннее строение з-в». 2. раздаточный материал: а). мозг з-в (мозаика). б). перфокарты в). листочки для перфокарт, графического диктанта. 3. крупная идеограмма «Мозг рыбы». 4. экологическая шкатулка. 5. магнитофон. 6. презентация к уроку (Приложение 1). На доске: «Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась». А.Брем. Таблица №1. Органы тела Особенности з-в по сравнению с рыбами 1. голова 2. позвоночник. 3. конечности. 4. покровы тела. Таблица №2. признаки лягушка головастик 1. местообитание 2. передвижение. 3. части тела. 4. способ питания. 5. органы дыхания. 6. строение сердца. 7. боковая линия. 8. кровообращение 9. хорда. Вступление: Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что касается земноводных (слайд 1). Лягушкам не повезло, правда, в далекие времена, некоторые народы считали их причастными к сотворению мира. Но эти времена для лягушек прошли давно, и сейчас отношение к ним более чем прохладное. «Бр-р! Мокрая, скользкая, холодная!». Самым страшным проклятием считается – Чтобы на тебя напала саранча, вредные мухи и жабы. Хотя одно время, врачеватели готовили из жаб лекарства от болезней, закапывали в землю – для урожая и совали в рот больному, чтобы излечить его от лихорадки. Один из героев «Мертвых душ» Собакевич сказал: «Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот!» (слайд 2). Вот такие нелестные мнения об этом классе животных, и все же давайте попытаемся доказать, что вовсе не такое бесполезное это животное жаба. Для начала проведем небольшую разминку, и посвящена она будет внешнему строению з-в, приспособленности их к среде обитания. 1. В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов з-в, а в тропиках до 15 тыс. видов. Какие условия ограничивают распространение з-в по земле? 2. Какое значение в дыхании з-в имеет кожа? 3. Какое влияние на мускулатуру оказала потеря относительной невесомости тела при выходе на сушу? 4. Какие признаки приобрели з-в в связи с наземным образом жизни? 5. Почему у класса такое двойное название? 6. По какому признаку класс относится к типу Хордовые? 7. Закончите предложения (на доске): В отличие от рыб, тело з-в покрыто … кожей, которая богата …, выделяющими …. Через увлажненную кожу осуществляется …. У некоторых з-в кожа обладает … свойствами и служит … против врагов. При изучении зоологии, да и не только ее, мы часто сталкиваемся с загадками, с неразрешенными фактами. Например, тритоны Сибирские углозубы – их находили в вековых отложениях льда – и это была загадка. Профессор Банников считает, что «во время зимовки углозубы заползали в трещины в почве, иногда очень глубоко. Так попадали они в слой вечной мерзлоты и в трещины ископаемого льда. Он замывался, и животное замуровывалось, вводя ученых в заблуждение». Так как ультразвуковое исследование показывало их истинный возраст – 75-105 лет. Вопросов очень много, но мы с вами тоже можем ответить на некоторые из них. Вот, например, ЗАЧЕМ? 1. краснобрюхая жерлянка при опасности переворачивается на спину, демонстрируя ярко окрашенное брюшко? 2. з-в обладают максимальным среди позвоночных зрением в 360º? Но у разных видов она имеет разную направленность: у квакши – вниз, у прудовой лягушки – вверх, у серой жабы – горизонтально. Или ПОЧЕМУ? 1. Слизь, покрывающая тело лягушки, является приспособлением, как к наземной, так и к водной среде обитания? 2. Кое-где в деревнях сажают в бидон с молоком лягушку, когда хотят, чтобы молоко долго не скисло? 3. У з-в нет боковой линии, хотя вода так же является их местом обитания? За это время мы с вами несколько раз упомянули рыб, давайте попытаемся все вместе заполнить таблицу №1 на доске (змейкой), (слайд 3). Теперь я предлагаю вам перейти к следующей части нашего урока – повторению особенностей внутреннего строения з-в. «Даже натуралисты, не отступающие ни перед чем, всегда проявляли некоторое отвращение к ближайшему наблюдению жаб» (Арман Лейриц начало 20 века). Мы с вами так же не будем уподобляться хирургу, и следующий этап своей работы проведем ни со скальпелем и жабой, а с бумагой и ручкой. Графический диктант: + да, — нет. Вопросы (слайд 4): 1. Можем ли мы назвать основной причиной изменения скелета з-в переход к наземному образу жизни? 2. Плечо, голень, стопа – все это составные части передней конечности. 3. В черепе з-в лучше развит лицевой отдел, чем мозговая коробка. 4. Отсутствие ребер у лягушек связано с появлением конечностей. 5. У з-в так же, как у рыб, отсутствует пояс задних конечностей. 6. Подвижность головы з-в связана с наличием шейного позвонка. Ответ: (слайд 5)+-++-+. А теперь я снова хочу обратиться к эпиграфу нашего урока: «Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась». И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном, а почему я выбрала именно ее, я хочу услышать от вас (слайд 6). Задача: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года? Ответ: 1 млн. 260 тысяч. — Как называется такой способ борьбы с вредителями? Где еще вы с ним встречались? — Какая система органов з-в здесь работает, прежде всего? (зарисуйте ее на доске и кратко расскажите о ней – проследить сходство и различие с рыбами). Герой «Отцов и детей» Тургенева Базаров на вопрос мальчишки о том, зачем ему лягушка, отвечал: «Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, и я буду знать, что у нас внутри делается». Уже сотни лет с первых опытов Спаллациани, возможно, и раньше, лягушки работают на человека как классические подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке, второй – в Токио на деньги студентов. В школе, к счастью, нет острых опытов, а потому наши знания по кровеносной системе мы проверим по перфокартам. — работа с перфокартами. Итак, в чем же проявляется сходство и различие сердца и кровеносной системы рыб и з-в? Каково значение двух кругов кровообращения? Давайте заполним схемы на доске (слайд 7-8): РЫБЫ: сердце-тело-сердце З – В : …-…-… …-…-… А теперь мы с вами перейдем к повторению системы, которая регулирует у всех животных работу органов – к нервной системе. Попытайтесь из частей мозаики правильно воссоздать строение головного мозга з-в. (работа с мозаикой) 1. Какие отделы мозга развиты у з-в лучше, чем у рыб? 2. С чем это связано? Лягушки после удаления переднего мозга продолжают нормально плавать, могут переворачиваться со спины на брюшко, способны глотать мух. Почему? 3. Каким образом головной мозг связан с остальными частями тела? 4. Если лягушку приучить брать корм с деревянной палочкою то в дальнейшем, она будет хватать за палочку, даже если на ней нет корма? 5. Какие органы чувств помогают з-в ориентироваться во внешней среде? Какое значение имеет расположение их на верхней части головы? Только в России под колесами автомобилей гибнет 10 млн. лягушек и жаб. В некоторых странах (Германия) стали вдоль автострад устанавливать специальные барьеры из проволоки, которые направляют животных к определенным местам перехода, где установлен знак: «Осторожно, лягушки!». Но все же это гибель взрослых особей… А мне кажется, что лягушка может погибнуть еще до того, как станет лягушкой. Какие экологические условия являются благоприятными для их размножения? В период размножения окраска тритонов становится яркой, от затылка до хвоста вырастает гребень с окрашенной каймой и голубой полоской с перламутровым блеском. Какое значение имеют такие изменения во внешнем облике тритона? Почему оплодотворение з-в называют внешним? А икру они мечут не мелкими группами, а комком? Икра травяной лягушки может развиваться от 8 до 28 дней. От чего это зависит? Заполним таблицу №2 змейкой на доске (слайд 9-10). О чем, с точки зрения эволюции, мы можем с вами сказать, глядя на эту таблицу? Заключение: (слайд 11). Кривин в своей экологической сказке «Почему вы не любите жабу?» сказал: « Неужели жабу нельзя полюбить? Конечно, если судить по внешности… Но ведь по внешности можно и не судить… Можно любить и не только за внешность, есть и другие хорошие качества, и у жабы они тоже есть.» Теперь, ребята, вы многое знаете о земноводных. Давайте попробуем подвести итог нашим знаниям. Кто из вас попробует это сделать? возвратившись к основному вопросу урока: В чем проявилось эволюционное усложнение земноводных по сравнению с рыбами? Подведение итогов урока, выставление оценок. РЕЗЕРВ: Загадки: 1. Не вручали приз ни разу Мне друзья в своем кругу. А ведь я отличным брасом Многих переплыть смогу. (лягушка) – (слайд 12). 2.Повелось уж так издревле, Что живу я не в воде. Обитаю на деревьях, А икру мечу в воде. (квакша) – (слайд 13). 3.Кто в пруду под ряской пышной Под раскидистым кустом. Как всегда свободно дышит Черным сплюснутым хвостом. (тритон) – (слайд 14). 4. Перепутав, вроде, сроки Средь прудов и там и тут У кого сначала ноги Ноги задние растут? (головастик.) – (слайд 15). 5. У какой лесной лягушки Яд такой, друзья мои Что куда сильнее яда Ядовитейшей змеи. ( лягушка кокон – Ю.Америка). Кроссворд: ЖАБ КВАКШ ЛЯГУШК А ЖЕРЛЯНК САЛАМАНДР (слайд 16 — 17). Составьте название земноводного: Я ШАГ ЛУГ Лягушка КОЛ ИВА СТОГ Головастик РАНА САД МОЛ Саламандра ЖАР ЯК ЛЕН Жерлянка ВАШ КАК Квакша (слайд 18 -19). Степаненко Л.В. Ставропольский край город Минеральные Воды МОУ лицей № 3
Файлы: Приложение 1.ppt
Размер файла: 763392 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология