Автор конспекта:
Автор(ы): — Шут Галина Львовна

Место работы, должность: —

ТМОУ "Усть-Портовская СОШ-И" Красноярского края, учитель русского языка и литературы

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

  • актуализация опорных знаний и умений, сформированных при изучении вводных слов и предложений;
  • закрепление умения различать значения вводных конструкций, определять способы их выражения;
  • выработка навыков использования вводных слов как средства
  • выражения субъективной оценки высказывания.
  • Пробуждение интереса к личности и творчеству А.С. Пушкина.
  • Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 10

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    1. Русский язык . Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Русский язык. Учебник для8 кл. .- М.: Просвещение, 2007.

    Используемая методическая литература: —

    1. Журнал "Русский язык в школе", № 5, 2001.

    2. Ожигов С.И. Толковый словарь. — М.: Просвещение, 1984

    3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по рускому языку. 8 класс. -М.: "ВАКО", 2010

    4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1990.

    Используемое оборудование: —

    Видеопроектор, портрет А.С.Пушкина, карточки-тесты, словари,

    Краткое описание: —

    Урок на основе стихотворения А.С.Пушкина, учащиеся определяют значения вводных слов, толкование лов из текста стихотворений, применяются тесты на соответствие, анализ текста о А.С.Пушкине — книгалюбе.

    Ход урока:

    Вступительное слово учителя.

    Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку стали слова А.С. Пушкина : «Чтение – вот лучшее учение». Сказаны они были поэтом его младшему брату Льву, которого Александр Сергеевич очень любил. Он хотел, чтобы Левушка стал образованным человеком и как главное к тому средство посоветовал чтение.

    А.С. Пушкин еще лицеистом посвятил прекрасные, радостные, веселые стихи любимым книгам:

    …Укрывшись в кабинет, Над полкою простою

    Один я не скучаю Под тонкою тафтою

    И часто целый свет Со мной они живут,

    с восторгом забываю. Певцы красноречивы,

    Друзья мне – мертвецы, Прозаики шутливы

    Парнасские жрецы; В порядке стали тут.

    Лексическая работа.

    Парнас –1. Гора в Греции, на которой, по поверьям древних греков, жили музы – покровительницы искусств.

    2. Символическое обозначение мира поэтов и поэзии.

    Жрецы- 1. У язычников: служитель божества, совершающий жертвоприношение.

    2. Тот, кто посвятил себя служению искусству или науке.

    Тафта- Тонкая глянцевитая шелковая и хлопчатобумажная ткань.

    Знакомясь с фрагментами биографии А.С. Пушкина, мы постараемся повторить и обобщить изученное по теме « Вводные слова и предложения».

    Актуализация прежних знаний.

    1. Индивидуальная работа по карточкам (3 ученика)

    2. С какой целью мы употребляем в речи вводные слова и предложения?

    — Они необходимы для того, чтобы говорящий мог выразить различную степень уверенности, свои чувства, показывают порядок следования и способ оформления мыслей, указывают на источник сообщения.

    3. Как вводные слова и предложения выделяются в устной речи?

    -Отделяются паузами, произносятся быстрее, чем другие слова в предложении.

    4. Как выделяются на письме все вводные конструкции?

    Проверка домашнего задания

    Учащиеся читают фрагменты сочинений, в которых советуют другу прочесть ту или иную книгу.

    Задание для класса: назвать вводные конструкции, употребленные в сочинении, краткий устный отзыв о сочинении товарища.

    Анализ текста о Пушкине (заранее распечатанный текст раздается учащимся).

    1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

    2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

    3. Найдите в тексте вводные конструкции и укажите их смысловую группу.

    4.Выпишите указанное учителем предложение, сделайте общий синтаксический разбор.

    Страстным собирателем книг и читателем был А. Пушкин. По воспоминаниям современников, умирая, он обратил последние слова к книгам своей библиотеки: «Прощайте, друзья!»

    По подсчетам ученых, в библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Во — первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. Во — вторых словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.

    Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.

    Проба пера.

    В стихотворных отрывках А.С.Пушкина вставьте пропущенные вводные слова.

    1 Свет мой, зеркальце! Скажи

    Да всю правду доложи:

    «Я ль на свете всех милее,

    Всех румяней и белее?»

    И ей зеркальце в ответ:

    «Ты,(уверенность) спору нет…

    2 Ты богоматерь,(уверенность),

    Не та, которая красой

    Пленила только дух святой,

    Мила ты всем без исключенья…

    3.Как это объяснить? Мне нравится она(осень),

    Как,(предположение), вам чахоточная дева порою нравится…

    4 Поэма,(источник сообщения) готова,

    Плод новый умственных затей…

    5 (Выражение чувства), Наталья Павловна совсем

    Своей хозяйственною частью не занималася, затем,

    Что не в отеческом законе

    Она воспитана была,

    А в благородном пансионе

    У эмигрантки Фальбала…

    6.Как пировал я с гостем ненавистным,

    (степень уверенности), мнил я, злейшего врага

    Найду…

    7 (Вывод, итог), решите, жду я слова:

    Назначьте сами цену ей…

    Проверочная работа (тестирование).

    Тест

  • Определите значение вводных слов:
  • К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены.

    Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало.

    Лошадка Касияна, к удивлению моему, бежала довольно быстро.

    а) источник сообщения;

    б) порядок мыслей и их связь;

    в) меньшая степень уверенности;

    г) различные чувства.

  • В каком предложении слово кажется является вводным, а в каком – членом предложения?
  • Кажется шепчут колосья друг другу.
  • Мир кажется мне книгой бесконечной.
  • а) вводное слово; на письме выделяется запятыми;

    б) член предложения и запятыми не выделяется.

  • Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания:
  • а) Дождь казалось, зарядил надолго.

    б) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

    в) Ты, сказывают, петь великий мастерище.

    г) Дождь прекратился, но должно быть, временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

    д) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.

    Подведение итога урока.

    Домашнее задание:

    1.Из повести Пушкина «Капитанская дочка» (эпизод- описание бурана) выписать три предложения, сделать их синтаксический разбор.

    2. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольному диктанту.

    1. Свет мой, зеркальце! Скажи

    Да всю правду доложи:

    «Я ль на свете всех милее,

    Всех румяней и белее?»

    И ей зеркальце в ответ:

    «Ты,(уверенность) спору нет…

    2. Ты богоматерь,(уверенность),

    Не та, которая красой

    Пленила только дух святой,

    Мила ты всем без исключенья…

    3. Как это объяснить? Мне нравится она(осень),

    Как,(предположение), вам чахоточная дева порою нравится…

    4. Поэма,(источник сообщения) готова,

    Плод новый умственных затей…

    5. (Выражение чувства), Наталья Павловна совсем

    Своей хозяйственною частью не занималась, затем,

    Что не в отеческом законе

    Она воспитана была,

    А в благородном пансионе

    У эмигрантки Фальбала…

    6. Как пировал я с гостем ненавистным,

    (степень уверенности), мнил я, злейшего врага

    Найду…

    7. (Вывод, итог), решите, жду я слова:

    Назначьте сами цену ей…

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    Домен lapras.ru: купить в магазине доменных имен Рег.ру