Автор конспекта:
Автор(ы): — Рожкова Ирина Сергеевна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №75 г. Саратова»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

  • Обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
  • Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 26

    Используемое оборудование: —

    -мультимедийны проектор;

    -доска.

    Используемые ЦОР: —

    Интерактивный тест "«Буквы О и Ё после шипящих в корне» №1 для 5 класса saharina.ru

    Краткое описание: — Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для обучающихся 5 класса.


    Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексикология»

    Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать знания обучающихся о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
  • Задачи:

    1.Знать о сферах употребления слов русского языка.

    2.Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

    3.Развивать умение работать в группах.

    4.Прививать интерес к изучению русского языка.

    5.Формировать умение применять на практике полученные теоретические знания.

    6.Развивать кругозор обучающихся.

    Тип урока: обобщение пройденного материала.

    Оборудование:

  • Лингвистическая сказка.
  • карточки с фразеологическими оборотами;
  • презентация к уроку;
  • презентация-тест «Спаси принцессу!»
  • Ход урока

    I.Мотивация.

    1) Определение темы урока. Составь слова из цифр (Задание 1): Приложение 1

    13,

    6,

    12,

    19,

    10,

    12,

    16,

    13,

    16,

    4,

    10,

    33.

    л

    е

    к

    с

    и

    к

    о

    л

    о

    г

    и

    я


    Необходимо в начале урока сообщить обучающимся о том. Что за каждое задание им необходимо будет проставлять оценку в графе «Самооценка», а также нужно будет сформулировать вывод по каждому заданию.Приложение 1

    2) Представление результатов проекта «Лингвистическая сказка». Приложение 2

    II.Организационный момент.

    Формулирование обучающимися целей и задач урока.

    III.Словарно-орфографическая работа.

    Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, архаизмы, историзмы, фразеологический оборот, неологизмы.

    VI.Повторение ранее изученного теоретического материала.

    1) Тест «Спасите принцессу?» Задание 2 Приложение 3

    2) Задание 3. Игра «Убери лишнее».

    Укажите лишнее слово: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь

    3) Задание 4. Игра «Кто больше?» Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

    4) Задание 5. «Четвертый лишний». Найдите (подчеркните) лишнее слово. В скобках укажите причину (например, пальто, плащ, шуба, кафтан(историзм);

    • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки ( );
    • ланиты, чело, выя, кафтан ( );
    • здание, постройка, сооружение, сарай ( );
    • воин, артиллерист, боец, солдат ( );
    • половцы, викинги, хазары, печенеги ( ).

    5) Задание 6. Замените устаревшие слова синонимами:

    брадобрей – очи –

    десница – ланиты –

    выя – чело –

    рамена – баталия –

    уста – перст –

    6) Задание 7. «А как это по-русски?» Замените иноязычные слова русскими синонимами (стрелочками):Приложение 4

    • алфавит Вселенная
    • абзац праздник
    • абсурд видения
    • прогресс беседа
    • космос красная строка
    • мираж развитие
    • диалог чепуха
    • шоу азбука

    V. Физминутка.

    Конкурс «Лицедеи». Как вы понимаете слово лицедеи?Задание 8.

    Попутное повторение:

    -лексическое значение слово (лицедеи);

    - определение фразеологизма.

    Выбирается ведущий актёр, который вытягивает карточку с заданием: Без слов изобразить фразеологизм, написанный на карточке.

    Висеть на телефоне

    Намылить шею.

    Ломать голову

    Сесть в калошу

    Попасть не в бровь, а в глаз.

    В рот воды набрал.

    Прикусить язык.

    Зарубить на носу.

    Вешать лапшу на уши

    VI. Историческое комментирование «Как возникают слова-исключения?».

    Задание 9. Вставьте пропущенные буквы:

    Откуда взялись исключения (дополните предложение)?

    Ж…ри, брош…ра, параш…т – это слова ….(заимствованные)

    Ц…ган, ц…почки, ц…плёнок, ц…кнуть, ц…ц– это слова ….(исконно русские)

    Задание 10. Всё в мире связано. Пройдите тестирование, укажите вид орфограммы.

    (Интерактивный тест. Сайт saharina.ru)

    1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

    1) ч…рточка 2) сильный ож…г 3) обж…г руку 4) ч…тное число

    2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

    1) ш…рох 2) ш…в 3) ч…рствый 4) ч..порный

    3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

    1) трущ…ба 2) пош…л 3) деш…вый 4) поч…тный

    4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

    1) ш…рты 2) ш…фёрский 3) пш…нка 4) капюш…н

    5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

    1) ш…кировать 2) ж…нглировать 3) прищ…лкивать 4) ш…колад

    Вывод: лексика связана с орфографией, морфологией (ожог-ожёг) и морфемикой (правописание о-ё в корне, суффиксе, окончании).

    VII. Работа с текстом. Приложение 4

    Задание 11. Прочитайте текст.Есть ли в тексте слова антонимы, синонимы, многозначные слова, слова, употребленные в переносном значении? Какова их роль в тексте?

    Синонимы:

    Антонимы:

    Многозначные слова:

    Слова в переносном значение:

    VII. Рефлексия. Чтение выводов после каждого задания.

    VIII.Домашнее задание.

    Стихотворение «Слова» Б. Шефнер Приложение 4

    - Как Вы понимаете основную мысль стихотворения?

    Задание 12. Напишите сочинение-миниатюру «Власть слова» (тип – рассуждение; привести аргументы).

    Начните своё сочинение с предложения:

    Каждый из нас несёт ответственность за каждое сказанное слово, потому что

    Файлы: pril4.ppt
    Размер файла: 89600 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология