Автор конспекта:
Автор(ы): — Рожкова Ирина Сергеевна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №75 г. Саратова»
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 26
Используемое оборудование: —
-мультимедийны проектор;
-доска.
Используемые ЦОР: —
Интерактивный тест "«Буквы О и Ё после шипящих в корне» №1 для 5 класса saharina.ru
Краткое описание: — Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для обучающихся 5 класса.
Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексикология»
Цель урока:
Задачи:
1.Знать о сферах употребления слов русского языка.
2.Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
3.Развивать умение работать в группах.
4.Прививать интерес к изучению русского языка.
5.Формировать умение применять на практике полученные теоретические знания.
6.Развивать кругозор обучающихся.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Оборудование:
Ход урока
I.Мотивация.
1) Определение темы урока. Составь слова из цифр (Задание 1): Приложение 1
13,
6,
12,
19,
10,
12,
16,
13,
16,
4,
10,
33.
л
е
к
с
и
к
о
л
о
г
и
я
—
Необходимо в начале урока сообщить обучающимся о том. Что за каждое задание им необходимо будет проставлять оценку в графе «Самооценка», а также нужно будет сформулировать вывод по каждому заданию.Приложение 1
2) Представление результатов проекта «Лингвистическая сказка». Приложение 2
II.Организационный момент.
Формулирование обучающимися целей и задач урока.
III.Словарно-орфографическая работа.
Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, архаизмы, историзмы, фразеологический оборот, неологизмы.
VI.Повторение ранее изученного теоретического материала.
1) Тест «Спасите принцессу?» Задание 2 Приложение 3
2) Задание 3. Игра «Убери лишнее».
Укажите лишнее слово: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь
3) Задание 4. Игра «Кто больше?» Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?
4) Задание 5. «Четвертый лишний». Найдите (подчеркните) лишнее слово. В скобках укажите причину (например, пальто, плащ, шуба, кафтан(историзм);
- кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки ( );
- ланиты, чело, выя, кафтан ( );
- здание, постройка, сооружение, сарай ( );
- воин, артиллерист, боец, солдат ( );
- половцы, викинги, хазары, печенеги ( ).
5) Задание 6. Замените устаревшие слова синонимами:
брадобрей – очи –
десница – ланиты –
выя – чело –
рамена – баталия –
уста – перст –
6) Задание 7. «А как это по-русски?» Замените иноязычные слова русскими синонимами (стрелочками):Приложение 4
- алфавит Вселенная
- абзац праздник
- абсурд видения
- прогресс беседа
- космос красная строка
- мираж развитие
- диалог чепуха
- шоу азбука
V. Физминутка.
Конкурс «Лицедеи». Как вы понимаете слово лицедеи?Задание 8.
Попутное повторение:
-лексическое значение слово (лицедеи);
- определение фразеологизма.
Выбирается ведущий актёр, который вытягивает карточку с заданием: Без слов изобразить фразеологизм, написанный на карточке.
Висеть на телефоне
Намылить шею.
Ломать голову
Сесть в калошу
Попасть не в бровь, а в глаз.
В рот воды набрал.
Прикусить язык.
Зарубить на носу.
Вешать лапшу на уши
VI. Историческое комментирование «Как возникают слова-исключения?».
Задание 9. Вставьте пропущенные буквы:
Откуда взялись исключения (дополните предложение)?
Ж…ри, брош…ра, параш…т – это слова ….(заимствованные)
Ц…ган, ц…почки, ц…плёнок, ц…кнуть, ц…ц– это слова ….(исконно русские)
Задание 10. Всё в мире связано. Пройдите тестирование, укажите вид орфограммы.
(Интерактивный тест. Сайт saharina.ru)
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч…рточка 2) сильный ож…г 3) обж…г руку 4) ч…тное число
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш…рох 2) ш…в 3) ч…рствый 4) ч..порный
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) трущ…ба 2) пош…л 3) деш…вый 4) поч…тный
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш…рты 2) ш…фёрский 3) пш…нка 4) капюш…н
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш…кировать 2) ж…нглировать 3) прищ…лкивать 4) ш…колад
Вывод: лексика связана с орфографией, морфологией (ожог-ожёг) и морфемикой (правописание о-ё в корне, суффиксе, окончании).
VII. Работа с текстом. Приложение 4
Задание 11. Прочитайте текст.Есть ли в тексте слова антонимы, синонимы, многозначные слова, слова, употребленные в переносном значении? Какова их роль в тексте?
Синонимы:
Антонимы:
Многозначные слова:
Слова в переносном значение:
VII. Рефлексия. Чтение выводов после каждого задания.
VIII.Домашнее задание.
Стихотворение «Слова» Б. Шефнер Приложение 4
- Как Вы понимаете основную мысль стихотворения?
Задание 12. Напишите сочинение-миниатюру «Власть слова» (тип – рассуждение; привести аргументы).
Начните своё сочинение с предложения:
Каждый из нас несёт ответственность за каждое сказанное слово, потому что
Файлы: pril4.ppt
Размер файла: 89600 байт.