Автор конспекта:
Автор(ы): — Фатхрахманова Дания Гумеровна

Место работы, должность: — Тюлячинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель директора, учитель географии

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: — Обобщать и систематизировать, углубить теоретические знания по теме, развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, воспитывать основы географической культуры и мировоззрения.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2005 .
Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. — М.: Дрофа, 2001.
Плицеский Е.Л. Социально-экономическая география России, справочное пособие. М. Дрофа, « Издательства ДИК», 2004.
Толмачева Е.В. География 10 класс. Издательство « Учитель – АСТ» 2000.
Баринова И.И, Горбанев В.А, Душина И.В. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.

Используемая методическая литература: —

Литература.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2005 .
Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. — М.: Дрофа, 2001.
Плицеский Е.Л. Социально-экономическая география России, справочное пособие. М. Дрофа, « Издательства ДИК», 2004.
Толмачева Е.В. География 10 класс. Издательство « Учитель – АСТ» 2000.
Баринова И.И, Горбанев В.А, Душина И.В. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.

Используемое оборудование: —

Политическая карта мира, экономическая карта Зарубежной Европы, репродукции картин известных зарубежных художников: Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Диего Веласкес « Пряхи», «Менины», Клод Лорен « Пейзаж с Аполлоном и Меркурием», музыкальные произведения европейских композиторов, презентации о странах Зарубежной Европы.

Краткое описание: — Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма.

Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня мы обобщим и закрепим знания о странах Зарубежной Европы. Начнем с разминки.
2.Географическая разминка.
— Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.
-Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона в первую очередь — страны « Большой Семерки».
3. Работа в группах. Обобщение знаний об отраслях промышленности. Группам дается следующие задания.
1 группа. Охарактеризуйте природные ресурсы стран Зарубежной Европы.
2 группа. Дайте полную характеристику электроэнергетики стран.
-Электроэнергетика стран Европы представлена тремя видами электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС. Электроэнергия преимущественно вырабатывается на ТЭС в Польше, Чехии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, на ГЭС — в Норвегии, Швеции, Швейцарии, на АЭС — в Франции, Бельгии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии. Геотермальные электростанции работают в Италии, Исландии.
3 группа. Охарактеризуйте черную металлургию стран Зарубежной Европы.
Крупнейшими производителями сегодня являются Германия, Италия, Франция, Великобритания, причем везде наблюдается падение или стабилизация объемов производства в связи с политикой ресурсосбережения.
4 группа. Охарактеризуйте цветную металлургию, алюминиевую промышленность стран Зарубежной Европы.
Алюминиевая промышленность развивается в странах имеющих свое сырье: это Франция, Италия, Венгрия, Румыния. Алюминиевая промышленность одна из самых энергоемких отраслей мирового хозяйства. Поэтому она развивается в странах, имеющих дешевую электроэнергию. Норвегия, Швеция, Австрия, Германия обладают высоким гидропотенциалом и следовательно дешевой электроэнергией. Лидеры в производстве алюминия — Германия, Норвегия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды.
5 группа. Охарактеризуйте медную промышленность стран.
Медная промышленность ориентирована на собственное и импортное сырье. Лидеры в производстве меди — Германия, Италия, Бельгия, Польша.
6 группа. Дайте полную характеристику развития машиностроения.
Особенно популярны следующие марки автомобилей: «рено»(Франция), « фольксваген» и «мерседес» (Федеративная Республика Германи), ФИАТ («Фабрика итальяна аутомобиле Торино), «вольво» (Швеция), «Татра» ( Чехия), автобус «Икарус» (Венгрия) и другие. В Великобритании, Бельгии, Испании работают заводы компании «Форд-мотор». Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.
7 группа. Характеристика легкой промышленности стран.
-Легкая промышленность утратила свое былое значение. Основные центры отрасли смещаются из северных районов (Великобритания, Франция, Бельгия) в южные, где больше дешевой рабочий силы. Португалия стала крупнейшим центром швейной промышленности, Италия — кожевенно — обувной, Греция- меховой.
8 группа. Какие три типа ведения сельского хозяйства развиты в странах Зарубежной Европы.
-Европа полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции и заинтересована во внешних рынках сбыта. После второй мировой войны произошел переход от мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основной тип сельскохозяйственного предприятия – ферма, хотя на юге преобладают помещичье землевладение.
9 группа. Экологическая ситуация стран Зарубежной Европы.
-В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем. Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды.
10 группа. Экономическая интеграция в странах. Внешние экономические связи России со странами Зарубежной Европы.
Экономическая интеграция в странах Зарубежной Европы направлена на решение следующих задач: формирование территорий активных интеграционных процессов, формирование единой транспортной системы, развитие крупных портовых комплексов, усиление хозяйственных связей в приграничных районах (создание предприятий в соседних странах и развитие пограничных маятниковых миграций), развитие приоритетных сфер сотрудничества: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения и других отраслей.
4. Заслушивание ответов учащихся. Самооценка и взаимооценка работы школьников.
5. Физминутка. Слушание музыкальных произведений композиторов Зарубежной Европы.
6. Назовите имена известных художников Италии, Франции, Испании и других стран.
В Италии работали великие мастера ренессансной культуры-Эпохи Высокого Возрождения-Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело эпохи Ренессанса. Перед вами самое известное произведение Рафаэля: алтарный образ для монастыря Святого Сикста в Пьяченце — Сикстинская Мадонна.Известный испанский художник Диего Веласкес создал загадочные картины «Менины», « Пряхи».
7. Показ презентаций учащихся о Великобритании, Франции, Германии, Италии.
8. Итог урока. Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма.
Тема. Научно- исследовательская игра « Нил».
Проведен в 9 в классе Тюлячинской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов. Учитель географии Фатхрахмановой Д.Г.
Цель.1) закрепление знаний по географии,2) развитие логического мышления и кругозора, 3) воспитание активной, социально- адаптированной личности.
Оборудование. Карточки с заданиями.
Ход игры.
Организационный момент.
Приветствие команд.
Решение географической задачи 1. Значение стереотипов в жизни человека переоценить невозможно. Очень часто наши стереотипы являются следствием банальных заблуждений и несуразностей. Если Вы спросите у прохожих на улице, какой цвет кожи у китайцев, то девять из десяти тут же Вам скажут, что она желтая. Мы с детства помним сказку Андерсена о Китае, уроки географии и рисунки с изображением детей белой, черной и желтой расы. Но вот с точки зрения ученых, а тем более с точки зрения этнографов, все не так очевидно. Как Вы думаете, правильно ли утверждение, что цвет кожи китайцев – желтый? Почему возникло и распространилось это утверждение? Объясните свой ответ. (15 баллов)
Решение географической задачи 2.
Давайте разовьем предыдущую тему. Есть вопросы, ответ на которые, казалось бы, известен любому мало-мальски образованному человеку. Но не все так просто. Вот, например, мысы. На вопрос о южной оконечности африканского континента многие из Вас сразу вспомнят о мысе Доброй Надежды, но забудут о мысе Игольном, расположенном на 65 километров южнее. Такие же примеры можно найти и на других континентах. Какой мыс является самой южной точкой Южной Америки? Объясните свой ответ. (10 баллов)

Решение географической задачи 3.
Канадские прерии считаются одной из наиболее важных сельскохозяйственных районов всего мира. Отбросив передовые принципы ведения сельского хозяйства и уровень технического оснащения, приходим к выводу об уникальности сочетания местных черноземов и благоприятного климата. Хотя – как же так?! Почему в Канаде граница произрастания пшеницы расположена значительно севернее, чем в Европе и уж тем более в Азии? Хотя прерии «упираются» в Скалистые горы, но расположены они в меридиональном, а не широтном направлении. Что является причиной этого феномена? Объясните механизм этого явления на схеме (15 баллов)

Решение географической задачи 4.
Вплоть до середины XV века важнейшим фактором, определявшим жизнь человечества в течение тысячелетий, был знаменитый Великий Шелковый Путь. Благодаря ему города возникали, богатели, умирали, начинались и прекращались войны, появлялись невиданные доселе товары. Не секрет, что постоянных очертаний Пути не существовало – под воздействием многих факторов его маршрут постоянно видоизменялся. Обычно это были политические и экономические факторы, но зачастую на этот процесс влияли (прямо или косвенно) и природные факторы. Нарисуйте варианты маршрутов Великого Шелкового Пути на карте. Проанализируйте, как менялся его маршрут под воздействием природных факторов, как менялась структура торговли также в зависимости от природы. (25 баллов)

Подведение итогов.

Файлы: Приложение к уроку по теме "Озёра".ppt
Размер файла: 995840 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология