Автор конспекта:
Автор(ы): — Кропотова Маргарита Ивановна
Место работы, должность: — Учитель начальных классов.
Регион: — Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Цель: Создать условия, в которых дети будут действовать способом кооперации при решении проектной задачи.
Цель для учащихся: Выполняя задания, создать итоговый продукт – опору по теме «Глагол».
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. "Русский язык" 4 класс.
Е.В. Бунеева. "Проверочные и контрольные работы по русскому языку".
Используемая методическая литература: —
А.Б. Воронцов "Проектные задачи в начальной школе".
Используемое оборудование: —
Оборудование: 1) Мультимедиа, 2) конверты с заданиями, 3) Экспертные листы.
Краткое описание: — Предмет Русский язык. Название задачи Обобщение изученного материала по теме «Глагол (Опора) Класс, время 4 класс, апрель. Вид задачи Предметная, рефлексивная одновозрастная. Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) 1. Использование детьми знаний по теме «Глагол». 2. Создание условий, в которых дети будут действовать способом кооперации при решении проектной задачи. 3. Введение таких педагогических средств как карточки-задания, экспертные листы. 4. Одновозрастное сотрудничество учащихся. 5.Формирование коммуникативных компетентностей. Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача Знания по теме «Глагол»: — Умение определять глаголы по их признакам. – Знания форм глаголов. — Умение изменять глаголы по лицам и числам . — Умение определять спряжение. Общеучебные умения: – Умения и навыки работы в сотрудничестве — Умение инициировать учебное взаимодействие. — Презентационные умения и навыки. — Навыки оценочной самостоятельности. Планируемый педагогический результат • Демонстрация учащимися усвоения предметного материала по теме «Глагол» и возможностей применять его в нестандартных условиях. • Создание ¬ продукта — Обобщение материала по теме «Глагол». • Освоение навыков совместной работы в группе. • Способ представления результатов работы. Способ и формат оценивания результатов работы 1. Оценка знаний и умений учащихся (по выполненным заданиям) методом экспертного наблюдения. 2. Оценка коммуникативных и презентационных способностей учащихся и группы в целом методом экспертного наблюдения.
Тип урока: Проектная задача.
Тип проектной задачи: рефлексивная, предметная одновозрастная. Форма работы: Групповая.
Тема: Обобщение изученного материала по теме «Глагол».
Цель: Создать условия, в которых дети будут действовать способом кооперации при решении проектной задачи.
Цель для учащихся: Выполняя задания, создать итоговый продукт – опору по теме «Глагол».
Задачи:
1.Обобщить и закрепить знания по глаголу.
2.Формировать деятельность учащихся на основе внутренней мотивации, умение оценивать.
3.Воспитывать доверительные отношения, чувства взаимопомощи, поддержки. Оборудование: 1) Мультимедиа, 2) конверты с заданиями, 3) Экспертные листы.
Ход урока:
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.(Слайд№1)
Как много яркого сиянья
Прошло сквозь оконное стекло!
Через какое расстоянье
До сердца солнышко дошло!
Дошло! Сверкнуло! Озарило!
Расцеловало! Обожгло!
И все вокругпреобразило
Как будто впрямь уже тепло!
— Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?
(Оно такое светлое, радостное, доброе.)
— Я желаю всем вам доброго дня. Пусть этот день, как и многие другие, несет нам радость общения, радость познания нового.
II. Включение в деятельность. Определение темы, целей.
— Какие слова показывают действия солнца?
— Какой они части речи?
- Всё ли мы изучили о глаголе?
— Зачем же опять будем говорить о глаголе? (Нам пригодятся знания в 5 классе и в дальнейшем, т.к. без глагола в речи не обойтись).
– Какую цель мы поставим на уроке? (Обобщить и закрепить знания о глаголе) (слайд 2).
- Как сформулируем тему? (Глагол)
III. Этапы решения проектной задачи.
1.Определение способа работы.
— Вы сегодня работаете в группах. В каждой группе свой эксперт, который будет руководить вами, оценивать выполненные задания. В результате выполнения заданий вы создадите свой продукт в любой форме — Обобщение материала по теме «Глагол», который публично представите. Продукт будет служить вам опорой в будущем на уроках. Вы должны продемонстрировать умение работать вместе так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. Я тоже в своём экспертном листе отмечаю наблюдения и выставляю баллы группам по 5-бальной системе.
2. Практическая работа в группах.
— Итак, мы отправляемся в страну «Глаголия». Невидимые жители страны будут чинить препятствия – проверять наши знания о глаголе. (слайд 3)
Задание№1. «Глаголы ли…»? (слайд 4)
— Обозначьте действия словами и докажите: — Глаголы ли слова «сидит»(1гр.), «лежала»(2гр.), «побегут»(3гр.)?
(Ученик: На этот вопрос я могу ответить. Когда люди лежат они ничего не делают. Значит, лежать – это не действие. Это не глагол. А бег и ходьба – это действия. Эти слова — глаголы.
Учитель: Ребята, верно ли это рассуждение?)
— На слайде дан план, который поможет вам построить ответ. (Слайд№5)
1) На какой вопрос отвечает.
2) Что обозначает.
3) Как изменяется.
— Давайте послушаем ответы. (Работа в группах)
(Сидит (что делает?) обозначает действие, глагол — изменяется по временам, лицам, числам. Сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят. ; в пр.в. — по родам – сидела, сидел, сидело.)
Задание№2. «Три дорожки» (слайд №6) - На пути во дворец стоит частый лес, через который надо проложить три дорожки. Такими дорожками должны стать три группы глаголов, взятые из текста. — Определите в тексте три группы глаголов, которые приведут ко дворцу, назовите их. Мы весной сажали сад, А Семен лежал у гряд. Вот мы яблоки едим, Но Семену не дадим. В 1 группу — глаголы прошедшего времени (сажали, лежал) (слайд №7) во 2 группу — глаголы настоящего времени (едим) В 3 группу — глаголы будущего времени (не дадим)
Задание№3. «Одеть глаголы». (слайд №9) - У парадного входа дворца стоят глаголы в неопределённой форме: блестеть, сверкать, сиять. Этим глаголам нужно надеть свою форму, чтобы пройти в нужный зал. Для каждого слова определён свой зал. Вспомните, как изменяются глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени. В какую одежду глаголы можно одеть? Укажите все варианты. — Запишите глаголы во всех вариантах. Пример: 1гр. — наст.вр. –, блещу, блестишь, блестит, блестим, блестите, блестят. 2гр. — буд.вр. – Засверкаю, засверкаешь, засверкает, засверкаем, засверкаете, засверкают. 3гр. — пр. вр – сияла, сиял, сияло, сияли.
Вывод: глаголы изменяются: Настоящее, будущее время — лицо, число. Прошедшее время – род, число. - В какой форме первоначально были глаголы? (в неопред. ф.) — Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)- Да, действительно, окончания разные. — С чем это связано? (Это связано с особенностями спряжения глаголов. В зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения) — Почему у глаголов настоящего и будущего времени блестеть, сверкать, во 2- м и 3-м лице окончания разные, хотя по неопределённой форме их можно отнести к 1спр.)
Задание№4. Определить спряжение глаголов. (слайд №10) - Вот мы и оказались в стране «Глаголия». Нам нужно выполнить ещё несколько заданий, чтобы всё узнать об этой стране. Определить спряжение глаголов. прогнать- 1гр., строите – 2гр., задержим – 3гр .
Памятка: «Как действовать при написании гласной в личных окончаниях глаголов?» (слайд №11)
Задание№5. «Что же произойдёт с глаголами?» (слайд №12) — Загадочные человечки утверждают, что после окончания глаголов может быть еще не менее важная часть слова. А вы как думаете, возможно, ли это? — Хотели глаголы погулять по стране, вышли из дома, но на дороге стояли суффиксы – ся-сь - Что же произойдёт с глаголами? Записать только с данным глаголом:веселит — 1гр., радуют – 2гр., удивлял – 3гр (Стали глаголы с возвратным значением).
Вывод: К глаголу, после его окончания, приклеивается частичка — это значимая часть слова, суффикс, который придает такой смысл, которого без него у слова не было, т.е. возвращение действия. -Какое грамматическое правило вспомнили? (Тся-ться) Вывод: в конце глаголов, никогда не пишется – ца!
3.Создание продукта. - Создавая продукт, вы должны подвести итог всей проделанной работы. Для этого у вас имеются все необходимые материалы. Подготовьте выступающего.
4. Демонстрация продуктов (выступление участников групп).
IV. Рефлексия. — Вы сегодня преодолели серьёзную научную работу. — Эксперты, оцените работу участников групп на уроке. (Эксперты на экспертных листках записывали оценку участников урока)
VI Итог урока. Оценка работы групп учителем (сводная ведомость для учителя). — Мне хотелось бы услышать ваши впечатления от урока. — Нравится вам работать в такой форме?
Файлы: тексты для элективного курса 2.docx
Размер файла: 58855 байт.