Автор конспекта:
Автор(ы): — Нестерчук Наталья Николаевна

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Ресурс содержит информацию о проведении районного семинара учителей обществознания в МОУ "ПЕРШИНСКАЯ СОШ"

«Использование ИКТна уроках обществознания»

(выступление Нестерчук Н.Н., учителя МОУ «Першинская СОШ»
на районном семинаре учителей истории и обществознания
24 февраля 2010 года)

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности, в том числе и в учебной. Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры — информационной культуре, причем овладение ею начинается с раннего детства. Это значит, что использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И мы учителя должны этому соответствовать.
С началом внедрения в систему образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)мне как учителю социально-гуманитарного профиля внедрять в свою работу новые элементы было очень сложно. Я была вынуждена за короткий срок освоить фактически новую для себя специальность, причем в двух смежных областях. Первая — это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая — применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по моему предмету.
Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Сегодня одним из таких средств стал компьютер. В образовательном процессе он может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении я отнесла бы следующие:
• побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;
• возможность конструирования материала для конкретного урока;
• возможность сочетания разных программных средств.

Для того, чтобы использовать компьютерную поддержку на уроке, я в первую очередь определяю:
• для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;
• какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;
• какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
• как организовать занятия с использованием компьютера.
Использование компьютера определяет три типа уроков:
1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование);
2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет). Проведение уроков второго и третьего типа очень затруднительно в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики, отсутствием необходимого количества ноутбуков – альтернативы стационарным компьютерам, отсутствием возможности выхода в Интернет вне кабинета информатики.
Компьютер я использую на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Мы часто задаёмся вопросом: зачем нам это нужно? Но освоив компьютерные технологии, я перестала сомневаться:
Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Например, на уроках обществознания использую разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Теперь нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. Достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой – а не только текстовый – материал, и в нужный момент использовать на уроке.
Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. И я это уже почувствовала.
Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся.
Для своих уроков я создаю учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д. Ученики работают с ними как на уроке, так и дома.
Сейчас я работаю над освоением возможностей программы EXCEL, очень хочется завести электронный журнал.
В-четвертых, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Что я и делаю.
Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. Все они имеют неоспоримые достоинства, но главным их недостатком, на мой взгляд, является невозможность систематического использования на уроках.
В 2007 году в Интернете появилась Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Ее адрес http://school-collection.edu.ru . В коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретному учебнику обществознания, экономики. Это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся исторических личностей, презентации, интерактивные карты, анимированные графики, тесты и др. Пользователи могут свободно скачать с сайта любой заинтересовавший их электронный ресурс, найти методическую рекомендацию по его использованию на уроке.

В-пятых, компьютер позволяет мне создавать свои образовательные ресурсы: создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.
В своей практической деятельности я создаю и использую презентации нескольких видов. Среди них:
1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги.
2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или дистанционном обучении учащихся.
3) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.
4) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома.
Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика.
Это создаст на уроке благоприятный психологический климат, сформирует умение работать в группе. Представление докладов, рефератов, проектов может (а в старших классах — должно) сопровождаться презентацией.В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры.
В-шестых, компьютер позволяет использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет.

Рубрики: Обществознание Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология