Автор конспекта:
Автор(ы): — Гусева Елена Васильевна

Место работы, должность: — МОУСОШ №49, учитель начальных классов

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Используемая методическая литература: —

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. (М. Народное образование 1998г.)

2. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно ориентированное образование в начальной школе.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. (М. Интор, 1996г.)

Краткое описание: — Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций.

«Использование элементов технологии проблемногообучения на уроках литературного чтения».

Осуществляя личностно – значимое обучение на уроках чтения, я использую элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

1. Проблемная ситуация с удивлением.

Приемы:

— одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения;

— столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием.

2. Проблемная ситуация с затруднением.

Приемы:

— дать практическое задание, не выполнимое вообще;

— дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

На уроках чтения ставлю перед детьми проблемные вопросы. Чтобы помочь осознанию восприятия учащимся, я продумываю систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих ребенка к осмыслению своих чувств.

Покажу на примере рассказа Л.Толстого «Акула» возможности совместной исследовательской работы учителя и учеников на уроках чтения.

Основными этапами изучения произведения будут:

1) выявления общего читательского восприятия;

2) постановка проблемы и решение её через анализ текста;

3) выводы, идеи.

После прочтения рассказа выясняю общее впечатление.

— Понравился ли рассказ? Чем?

— Какие эпизоды запомнились лучше всего?

Далее ставлю первый проблемный вопрос:

— Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?

а) радостное, весёлое настроение, связанное с забавами детей и спасением их;

б) тревожное настроение; вызванное опасностью, грозившей мальчикам.

Разрешение этой проблемы.

— Прочитайте описание природы в начале рассказа про себя.

— Какова его основная мысль? С помощью каких слов она выражается?

( День прекрасный, «словно из натопленной печки», «душно»)

— Прочитайте описание природы так, чтобы слушатели почувствовали жару.

— Найдите эпизод купания мальчиков.

— Найдите слова, которыми передано веселье. Прочитайте.

(«плыли, как ящерицы », глаголы « перегнал, отставать, любовался, смеялись, кричали»).

— Найдите предложения, возвещающие об опасности – приближение акулы. Прочитайте его, передав тревогу.

— Как вы понимаете выражение « Артиллерист, бледный как полотно»?

— Как Толстой усиливает мотив опасности? (ребята не сразу увидели акулу)

— Какой момент в рассказе самый напряженный? (ожидание выстрела)

— Какими словами передано чувство страха?

— Как Толстой передаёт ликование команды по случаю спасения детей? (постепенным нарастанием радости: ропот стал сильнее – громкий, радостный крик).

Выводы.

— Какое настроение преобладает в рассказе? (тревожное)

— Какую роль играет радость, веселье, связанное с купанием в море в жаркую погоду? (усилить тревогу и выразить радость от избавления акулы).

Второй проблемный вопрос:

— Кто является главным героем рассказа?

— Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (старый артиллерист).

— Какой герой переживает сначала радость, потом тревогу, страх, а потом облегчение? (старый артиллерист).

— Чьи черты характера переданы наиболее полно?

а) Посмотрите описание купания мальчиков. Как отражено отцовское отношение к сыну? (гордость за сына).

— Как это передано? (репликой « Не выдавай!»)

б) Почему Толстой называет его « старый артиллерист»? Какой смысл скрывается за этими словами? (опытный).

в) Перечитайте описание поведения артиллериста в момент опасности. Какие слова передают последовательность его действий? (глаголы: сорвался, побежал, повернул…)

Третий проблемный вопрос.

— Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела? ( Солдат мог убить детей или акулу)

— Как Толстой передаёт страх людей за ребят, близко от которых находилась акула? Прочитайте.

— Как переданы переживания артиллериста?

— Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?(мастерство, решительность, смекалка, храбрость, любовь к сыну).

— Так кто на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)

— Кого можно просто назвать действующими лицами? (мальчика, матросов)

— Зачем они нужны в рассказе? (для того, чтобы раскрыть черты характера артиллериста)

— Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)

На данном уроке, как мне кажется, принципиально важна исследовательская направленность в работе, которая побуждала детей к осмысливанию текста, а так же к выборочному и выразительному чтению.

Ставя перед своими учениками проблемные вопросы, стараюсь говорить просто и ясно. Успех такого урока зависит от умения вести диалог, поэтому учусь слушать и слышать учеников, находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов. Не допускаю при этом категоричность, нетерпимость к иным суждениям.

Файлы: Свиридов Метель тройка лошадей .mp3
Размер файла: 6603882 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология