Автор конспекта:
Автор(ы): — Ахметзянова Эльвира Канафиевна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ №3 им.Ю.А.Гагарина, учитель музыки, заместитель директора по воспитательной работе.

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Данный план-конспект урока предназначен для учителей музыки средних школ, работающих по программе Критской, Сергеевой.К уроку прилагается презентация П.И.Чайковскийс музыкой увертюры Ромео и Джульетта

ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ В 9 КЛАССЕ.

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.

ТЕМА 4 УРОКА: музыка – как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические связи в произведениях П.И.Чайковского.

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование музыкального вкуса учащихся посредством восприятия музыки П.И.Чайковского.

Интонационно – образное восприятие музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

ЗАДАЧИ:

1.Развитие у учащихся самостоятельной, творческой деятельности.

2.Использование на уроке информационно – коммуникационных технологий.

3. Овладение учащимися практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

4. Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Повторение и закрепление темы.

3. Тема. Основная часть.

4. Физ.минутка.

5. Творческая работа группы №3, презентация, слушание музыки.

6. Исполнение песни.

7. Итог урока, домашнее задание.

ОФОРМЛЕНИЕ: на экране – тема, эпиграф к уроку.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, экран, проектор, магнитофон, диск СД с фонограммой песни.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Повторение пройденного.

На экране – тема четверти: «Образ человека в мировой художественной культуре»

3. Тема. Основная часть.

На экране высказывания П.И.Чайковского: «Я – человек, страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть», «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям радость, утешение и подмогу»

Это слова русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского. Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве этого композитора. Через его музыку попытаемся выявить жизненные истоки музыки, отражение противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические связи в произведениях.

· Назовите произведения П.И.Чайковского какие знаете.( запись на обратной стороне доски для сравнения в конце урока)

Творчество П.И.Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных произведений для детей «Детский альбом», «Времена года». Наверное, не зря композитор старался охватить как можно больше жанров музыки. Ведь это даёт больше возможности передать настроение, раскрыть внутренний мир человека с его переживаниями, чувствами, состоянием души. Тонкий и глубокий психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и убедительностью отразил духовный мир современников. Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные — опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубинные процессы внутреннего мира человека, сложные движения души, раскрывающиеся в острых и напряженных драматических столкновениях. Однако и в этих жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского — певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя. Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры — любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, — обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран. С 1957 года, 1 раз в 5 лет проводится международный конкурс имени П.И.Чайковского.

4. Физ.минутка: потянулись в стороны. Вверх. Упражнение для глаз: закрыли глаза, открыли глаза, посмотрели вверх, вниз, закрыли глаза, поморгали, закрыли. Послушаем тишину. Садитесь.

5. Сегодня мне помогает творческая группа №3. Они подготовили презентацию о жизни и творчестве П.И.Чайковского.

· Просмотр презентации. Слушание музыки.

В презентацию включены биографические данные о композиторе, характерные черты творчества, фрагмент из увертюры «Ромео и Джульетта»

Значительное место в творчестве композитора заняли программные симфонические произведения. Одно из них - увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869), по одноимённому произведению В.Шекспира.

Содержание: два уважаемых и гордых семейства Монтекки и Капулетти находятся в длительной вражде. Никто не хочет первым остановить вражду, а тем более уступить друг другу. К несчастью их дети Ромео и Джульетта полюбили друг друга. Их не останавливает семейная вражда, но всё складывается против них. Молодые люди погибают во имя любви к друг другу. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.

Анализ музыки увертюры «Ромео и Джульетта». Ответы учащихся:

чувствуется глубина и трагичность произведения, сильные чувства, любовь и смерть. Каков характер музыки? (ответы учащихся) эта тема взята из жизни? Так может случиться в наше время? (ответы учащихся)

Вы послушали программное произведение – увертюру – фантазию «Ромео и Джульетта».

· Что значит программное произведение?

Программное произведение – это чаще всего симфоническая музыка, в основе которой лежит тематическая программа, некий конкретный сюжет. Программность произведения задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.

· Что такое увертюра? Что необычного здесь?

Увертюра – это оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму. В данном случае произведение самостоятельное, т.е. это не вступительная часть и здесь нет продолжения.

Удалось ли композитору раскрыть образ человека через многоплановость своего произведения? Да.

Обсуждение работы третьей группы. Если есть замечания, запишите их в тетради, затем скажете ребятам после уроков.

6. Исполнение песни.

А сейчас мы с вами вспомним песню «Алые паруса». Исполнение песни в сопровождении гитары. (может быть фонограмма)

7. Итог урока.

Сегодня мы с вами погрузились в мир прекрасной музыки русского композитора 19 века П.И.Чайковского. Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока? Какова основная мысль урока?

Основная идея произведений П.И.Чайковского – протест и борьба против тёмных сил жизни, воздвигающих препятствие на пути человека к счастью.

Музыка Чайковского создана для людей, чтобы они сопереживали вместе с ней, находили в ней красоту и гармонию. Музыка П.И.Чайковского отличается особой теплотой и задушевностью, она понятна миллионам людей разных стран, и остаётся популярной по сей день.

Так что же хотел сказать нам композитор этими словами? (вернуться к начальному слайду – слова композитора) Как вы их понимаете?

Музыка должна приносить радость, душевный покой, стройность мыслей, оказывать помощь в трудную минуту.

К какой музыке обратились бы вы в трудный момент? Есть ли в вашем багаже такая музыка? Об этом вы расскажете мне на следующем уроке. Наш сегодняшний урок хочется завершить словами советского композитора 20 века

Д.Шостаковича: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие»

Файлы: П.И.Чайковский 2ч.ppt
Размер файла: 257024 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология