Автор конспекта:
Автор(ы): — Шабалина Тамара Александровна

Место работы, должность: — МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл, учитель музыки

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

формирование музыкального вкуса учащихся посредством восприятия музыки С.С.Прокофьева.Интонационно – образное восприятие музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: —

проектор, музыкальный центр, аудиозаписи

Краткое описание: — Данный план-конспект урока предназначен для учителей музыки средних школ, работающих по программе Красильниковой М.В.

Слушание фрагмента «Вступление»

показ слайда

«…Я хотела б поведать вам о печальном событии, об одном ужасном несчастье, происшедшем в нашем городе с двумя благороднейшими влюбленными.

Во времена сеньоров дела Скала, в Вероне, среди горожан, известных своим богатством и знатностью, славились два семейства – Монтекки и Капулетти». Между ними, не знаю уж по какой причине, возникла жестокая и кровавая вражда».

Узнали? Правда, странно немного читать об этом событии в прозе, но я напомню вам сейчас и другое начало этой истории:

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

Их жизнь, и страсть, и смерти торжество,

И поздний мир родни на их могиле

На два часа составят существо

Разыгрываемой пред вами были…

И уже, наверное, многие из вас вспомнили еще две стихотворные строчки:

Но не было судьбы грустней на свете,

Чем выпала Ромео и Джульетте.

Так кончается трагедия Шекспира. А теперь нужно ли говорить, что сегодня мы вновь на уроке встретимся с главными героями этой истории.

Тема урока «Образ Джульетты». Сегодня мы продолжим знакомство с балетом С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта». Проследим за развитием музыкального образа Джульетты на примере литературного, музыкального и художественного материала.

Ребята, единственные ли это произведения (трагедия, балет — прикрепляем на доску) в которых рассказывается о чувствах двух влюбленных?

У.Шекспир ~ С.С. Прокофьев ~…

Проверим правильность наших размышлений.

показ слайда

Встретившись впервые с Ромео в балете, мы говорили, что его образ — загадочный, мечтающий, влюбленный.

прослушивание фрагмента «Ромео»

А вот какой образ Джульетты – как музыкальный, как живописный, так и литературный нам придется определить сегодня вместе с вами.

Начнем с живописного портрета. Слово Юле Кукаревой.

У итальянских женщин считался красивым высокий лоб, по­этому волосы надо лбом сбривали на ширину двух пальцев. Особенно модным был золотистый цвет волос, поэтому модни­цы их высветляли.

Женская прическа иногда бывала очень сложной и пред­ставляла собой изысканную комбинацию из кос и локонов, ук­рашенных жемчугом, вуалями, лентами.

Замужние женщины носили шляпы в виде тюрбана (мягкой подушкообразной формы). Девушки украшали себя вуалями и плетеными из шнурков сетками (часто золотыми).

Прически в разных областях Италии различались. Моло­дые девушки носили волосы распущенными. Любимой при­ческой венецианок была прическа с двумя валиками надо лбом, напоминавшими по форме полумесяц — эмблему богини Дианы.

Это живописный портрет. Познакомимся с музыкальным портретом Джульетты.

Я предлагаю вам прослушать три музыкальных фрагмента.

Выберите тот, который, по вашему мнению, может принадлежать Джульетте.

прослушивание фрагментов «Улица просыпается», «Джульетта девочка», «Ссора».

Первый и третий фрагменты нам уже знакомы. Это – «Улица просыпается» и «Ссора».

пропеваем главную тему «Улицы».

Тема ссоры очень сложна для воспроизведения голосом. А вот вторая тема нам незнакома. Конечно это тема Джульетты.

проигрываю тему, припеваем.

Обратили ли вы, ребята, что мелодия летит вверх, не стоит на месте, как бы играет.

Можно ли по одному этому музыкальному фрагменту рассказать какая по характеру Джульетта? Описать ее внешний вид? Конечно, нет. Поэтому обратимся к имеющимся у нас источникам.

Работа по карточкам:

Кокетливый и изящный пассаж скрипок – и шаловливая тоненькая девочка выпорхнула из-за кресла, мягко, словно по воздуху, перебежала комнату, легкий прыжок – и девочка Джульетта на коленях у кормилицы.

Светло и беззаботно перекликаются скрипки с флейтой. Вся музыка наполнена прозрачной легкостью. Милые шалости Джульетты совсем не раздражают кормилицу. Она только для вида качает головой и грозит пальцем – ты ведь уже не маленькая девочка.

И музыка сразу стала лиричнее, мягче, плавнее. Кларнет повел теплую поэтичную мелодию, и мы видим новую Джульетту – пленительную девушку в самом начале своей девичьей весны. Движения ее становятся ласковыми и нежными, но, увы, ненадолго.

Коротенький, озорной взлет скрипки – и пленительное видение юности исчезло. Перед нами снова озорная, веселая, даже чуть-чуть угловатая девочка Джульетта.

1.Выписать слова, дающие музыкальную характеристику образу Джульетты.

2.Выписать слова раскрывающие характер и внешний облик Джульетты.

Первый вариант: кокетливая, изящная, шаловливая, лиричная, мягкая, плавная, поэтичная, ласковая, нежная, озорная, веселая.

Второй вариант: шаловливая, тоненькая, легкая, пленительная, ласковая, нежная, озорная, веселая и чуть – чуть угловатая.

Мы с вами создали живописный, словесный и музыкальный портрет Джульетты. Соответствует ли он тому портрету Джульетты, который существует в балете?

Просмотр видеофрагмента

Озорна, весела, кокетлива… Нужно ли, перечислять это все вновь?

Кто из вас узнал балерину, исполнительницу роли Джульетты?

Танцует эту роль великая русская балерина Галина Сергеевна Уланова. Она была первой исполнительницей роли Джульетты. И Джульетта была признана всем миром лучшей в ее репертуаре.

Историческая справка

УЛАНОВА Галина Сергеевна (08.01. 1910-23.03.1998 гг.) — русская балерина, народная артистка СССР (1951 г.), дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980 гг.).

Партия Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (1940 г.) принесла ей мировую известность.

Как вы думаете, сколько лет было Джульетте? (без двух недель 14 лет)

Это взрослая или юная по вашим понятиям девушка?

А вот во времена Джульетты это был возраст взрослой женщины, которая уже могла и должна быть замужем.

Сеньора Капулетти:

Так о замужестве пора подумать.

В Вероне многие из знатных дам

Тебя моложе, а детей имеют.

Что до меня – в твои года давно уж

Я матерью твоей была.

О времена! О нравы!

А теперь, после того как мы представляли, слушали, припевали, скажите, чем интересен для вас образ Джульетты? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Закрепление нового материала. Работа в тетрадях.

показ слайда

  • Кто из героев обладает этими чертами характера:
  • Кокетство, озорство, поэтичность, лиричность.

    Загадочность, мечтательность, влюбленность.

  • Найдите ошибку в соотношениях:
  • У.Шекспир. трагедия

    М.Банделло новелла

    П.Чайковский увертюра

    Ш.Гуно мюзикл

    С.Прокофьев балет

    Р.Уайз опера

    Что же объединяет все представленные нам образы Джульетты?

    Юность, чистота души, стремление к счастью.

    Естьли такие качества у современных девушек?

    Можем ли мы увидеть среди них Джульетт?

    Конечно, да. Таких же чистых, непредсказуемых, жизнерадостных и в то же время гордых недотрог. Таких же, какой была Джульетта для окружающих ее людей.

    Песня «Недотрога»

    Файлы: Образ Джульетты.ppt
    Размер файла: 1015808 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология