Автор конспекта:
Автор(ы): — Малина Елена Васильевна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ №1 р.п.Степное, учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Образовательные: 1. Дать понятие художественного образа; 2. Умение раскрывать художественный образ через сравнительную характеристику героев; 3. Определить значение образа в творчестве драматурга 4. Обобщить изученный материал (проведение компьютерного тестирования, основанного на материале урока) Развивающие: 1.Формировать коммуникативные и интеллектуальные способности. 2 .Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов. 3.Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету. Воспитательные задачи: воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

проектор, компьютер

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Данный урок является примером использования компьютерных технологий на уроках литературы, что позволяет обобщить изученный материал, систематизировать знания учащихся и делает занятие динамичным, насыщенным. Применение компьютерных технологий рекомендуется в данном случае и для повышения мотивации учащихся к изучению литературы. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности Урок по данной теме проводился с целью выявить историко – литературные предпосылки создания образа; дать характеристику нравственно – психологическому облику героини; обозначить место Катерины среди действующих лиц пьесы; рассмотреть критические высказывания современников А.Н. Островского; определить значение образа в творчестве драматурга. При планировании урока я учитывала психологические особенности учащихся, продумывала обоснованные чередования работ: работа с художественным текстом, с отдельным образом. Классические произведения являются одним из основных источников, помогающих воспитывать личность. Прикосновение к классическим произведениям не оставляет учащихся равнодушными, создает эмоциональный настрой, повышает интерес к уроку, их интеллектуальный и эстетический уровень.

I. Проверка домашнего задания.

1 .«Город Калинов глазами героев пьесы»

Действие — явление

Действующее лицо

Реплики о городе Калинове, нравах и образе жизни его обитателей

2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке литературных критиков.

II. Изучение нового материала.

Слово подготовленному ученику. Положение женщин в России в 1

половине 19 века.

В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль — роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

Словарная работа

«Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий

собой свод правил семейного быта.

Слово учителя. Эпоха перемен.

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения — люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.

В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Между тем назревала потребность в герое, в соотносимом с привычным положительным героем предшествующей литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

III. Беседa по тексту.

Мечта Катерины.

(I действие. Монолог Катерины).

- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

- В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

Слово учителя. Уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошие отношения, но и делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!…Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы…».

Из дальнейшего разговора становится понятно, почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла….»

Искренность и честность.

Катерина — по-гречески «всегда чистая».

- Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.

Слово учителя. По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи»

- Охарактеризуйте образы Варвары и Тихона.

- Как они относятся к домостроевским правилам?

Слово учителя. И Варвара и Тихон только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

- Как Катерина относится к обману?

Слово учителя. Катерина, наоборот, не умеет обманывать: « Обманывать -

то я не умею, скрыть — то ничего не могу».

Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину — то терпеть кому же

приятно!»

Образное восприятие действительности.

Слово учителя. Для Катерины характерно поэтическое, образное восприятие

действительности. Докажем это примерами из текста.

- Какое значение в ее жизни имеют сны? (Действие 1, явл.7)

- О какой любви мечтает Катерина?

- Осуждает ли Варвара Катерину?

«Горячее сердце».

Слово учителя. Катерина обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она сама говорит об этом еще в начале пьесы (Действие 2, явл.2). Диалог между Варварой и Катериной.

- Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера
Катерины раскрываются в разговоре с Варварой? (Действие 2, явл.2).

Внутренний конфликт.

Слово учителя. Слова Катерины о Волге оказываются пророческими. Она

отказывается притворяться перед собой — отсюда знаменитый монолог с

ключом (Действие 4, явл.6)

А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим — отсюда

знаменитая сцена признания (Действие 4,явл.6)

- Почему Катерина полюбила Бориса?

- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?

- Каково значение сцены?

Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на протяжении всей пьесы.

- Как вы думаете, в чем причина?

Слово учителя. Причина — в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех.

Внешний конфликт(Катерина и Кабаниха,Катерина и Варвара,Катерина и Борис, Катерина и Кулигин). Слово учителя. Как и другие герои пьесы, Катерина по своему происхождению принадлежит патриархальному миру. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.

- Что сближает Катерину с Кабановой, Варварой и в чем отличие этих
образов?

Слово учителя. Вывод. С Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова — блюститель окостеневших форм старого уклада; ее поведение в семье и обществе лицемерно. Катерина, напротив, действует вопреки установленным в обществе правилам, ложь для нее неприемлема. Неумение и нежелание обманывать отличает Катерину и от Варвары. Дочь Кабановой не хочет жить так, как ее мать, но, в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним.

- Способен ли Борис на глубокие чувства?

- Защищает ли он свою любовь?

- Похож ли образ Кулигина на образ Катерины? Докажите.

Слово учителя. Вывод. Борис, как и Катерина, способен на глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, Безусловно, есть у его возлюбленной.

Похож на Катерину и механик — самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая, творческая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин — мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни.

Проблема христианской этики.

- Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»?

- Кто любуется природой? Случайно ли это?

- Каково отношение героини к природе?

- Какое значение имеют религиозные обряды в жизни Катерины?(Действие 4, явл.4)

- Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины? (Действие 4, явл.4,5)

- Какие чувства теперь испытывает Катерина? (Действие 4, явл.6)

IV.Катерина в оценке русской критики.

(Выступления учащихся и дополнения учителя)

V.Значение образа Катерины в творчестве А.Н. Островского

Слово учителя. Катерина Кабанова заметно выделяется на фоне героинь Островского, описанных в предыдущих пьесах. С оной стороны, она продолжает линию «москвитянинского» периода, поскольку выражает веру в

творческие начала национального характера; с другой стороны -противостоит, поскольку отрицает застойные явления патриархального быта.

VI. Итог урока.

- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе?

- Почему?

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность — таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.

VII. Оценки.

VIII.Домашнее задание.

1 .Современные психологи используют специальные психологические
механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких
механизмов вам известен, так как может использоваться не только в
кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения — это
составление двух списков. В один список записываются позитивные
последствия решения, в другой — негативные последствия. Составьте два
списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы.
Например:___________________________________________

Позитивные стороны

Негативные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет…»

«Найдут, силой поволокут домой…»

2.Мини — сочинение «Как А.Н.Островский относится к своей героине?»


Файлы: Образ Катерины.ppt
Размер файла: 775168 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология