Автор конспекта:
Автор(ы): — Кунцевич Наталья Владимировна

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цели урока: — углубить знания учащихся о понятии: романтический

герой.

— проанализировать стихи М.Ю.Лермонтова: «Молитва»,

«Парус».

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Образ романтического героя в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Парус».(9класс).

Образ романтического героя в лирике М.Ю.Лермонтова.

Стихотворения «Молитва», «Парус».

Цели урока: — углубить знания учащихся о понятии: романтический

герой.

— проанализировать стихи М.Ю.Лермонтова: «Молитва»,

«Парус».

Ход урока.

1.Слово учителя.

— Какие слова самые главные в теме нашего урока?

— Назовите основные черты романтического героя.

Приведите примеры романтического героя из лирики М.Ю.Лермонтова.

Ответы учащихся.

( Например :Мцыри, Демон, Тамара, Кирибеевич ).

Основные черты романтического героя:

— раздвоенность внутреннего мира;

— жажда борьбы;

— противостояние среде;

— стремление к свободе;

— поиск счастья;

— невозможность осуществления мечты;

— неминуемое поражение.

2.Сеголня на уроке мы обратимся еще к двум романтическим стихотворениям М.Ю. Лермонтова: «Молитва» и «Парус».

Выразительное чтение заранее подготовленным учеником стихотворения «Парус».

Анализ стихотворения по вопросам.

— Что вы почувствовали?

— Из скольких четверостиший состоит стихотворение?

— Изменяется ли лирический герой от 1-го четверостишия к последнему?

Докажем это.

1- ое четверостишие.

— Какая картина возникает в 1- ых строках? Можно ли её назвать обыкновенным пейзажем? Почему?

Ответы учащихся.

( В мире пустоты (море) возникает одинокий предмет – парус (лирическое «я» героя).

Слово «туман» усиливает неопределенность внутреннего состояния героя — не известно ни будущее, ни прошлое героя.

— На какие раздумья наводит образ паруса?

Цели?: — Что ищет?

— Что кинул он в краю родном?

Ответы учащихся.

2 – ое четверостишие.

— Нарисуйте, какая картина возникает в 1 – ых строках?

— Слова какой части речи используются для описания бури? Почему?

Ответы учащихся.

( Стихия свободна и игрива, в ней есть нечто страшное и прекрасное Реакция паруса не определена. То ли подчиняется ( мачта гнется), то ли выходит победителем ( нет описания гибели ).

— Как отвечает на вопрос 1 – го четверостишия 2 –ая часть стихотворения?

Объясните.

Выходит, что герой ни к чему не стремится, ничего не ищет?

Почему увы? Действительно ли поят сожалеет о пути, избранным своим героем?

Ответы учащихся.

( Возникает состояние абсолютного разлада. Герой уходит от мира, но ни к чему не стремится, он ищет возможности реализовать свои титанические силы, но получив такую возможность, оказывается не способен реализовать свою мечту).

Посмотрим, как объясняет этот разлад 3 – е четверостишие.

Ответы учащихся.

( Это картины абсолютной гармонии ).

— Стремится ли герой к этой гармонии? Докажите.

— Почему «парус» назван « мятежный»?

Ответы учащихся.

( Парус жаждет подвига, ищет схватки с миром. А в результате — невозможность этой борьбы).

Структура стихотворения. ( Учитель рисует на доске).

Состояние покоя – 1 – ое четверостишие

Бунтарство — 2- ое четверостишие

Отрицание 1 –го и 2 –го — 3-е четверостишие

— Кто же такой «парус»?

— О чем это стихотворение?

Ответы учащихся.

Анализ стихотворения « Молитва».

— Что такое молитва?

— В какие моменты жизни человек обращается к молитве?

Ответы учащихся.

Выразительное чтение стихотворения « Молитва» учеником.

— Каков лирический герой этом стихотворении?

— Что вы можете сказать о его душевных переживаниях?

— Изменяется ли его внутреннее состояние от начала стихотворения к концу?

Ответы учащихся.

! – ое четверостишие.

— Что чувствует герой в 1 –ых строках?

— Почему молитва названа «чудной»?

— Какое действие оказывают эти слова на душу героя в последнем четверостишии?

— Какое значение имеет завершение стихотворения безличными глаголами?

( «Я» твердит молитву, всё остальное совершается само по себе).

— При каком условии мятежная душа героя может обрести покой и спасение?

Начертите самостоятельно схему стихотворения.

Хаос, дисгармония, разлад – 1-ое четверостишие

Обращение к божественному началу – 2-ое четверостишие

Восстановление утраченной гармонии – 3-е четверостишие

— Как вы понимаете слова Д.С.Мережковского : « А.С.Пушкин = дневное, М.Ю.Лермонтов – ночное светило русской поэзии»?

( Поэзия М.Лермонтова, как и сама ночь ,полна таинственности. Мечты и грёзы лирического героя м.Лермонтова сродни сновидению

Но Д.Мережковский в эти слова вкладывает ещё одну мысль: « К М.Лермонтову человек стремится на закате жизни, в преддверии вечного сна»).

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: выучить стихотворения М.Ю.Лермонтова « Парус» и «Молитва» наизусть.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология