Автор конспекта:
Автор(ы): — уч. музыки Лонина Наталья Васильевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №16 уч. музыки
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов -Информационная – познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы. -Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского. -Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник "Музыка. 4 класс" (м. просвещение, 2007)
Рабочая тетрадь
хрестоматия музыкального материала
фонохрестоматия : Вступление к опере "Хованщина" М.П.Мусоргский — "Рассвет на Москве реке", Песня Марфы "Исходила младёшенька.." из оперы "Хованщина"
Используемая методическая литература: —
"История русской народной песни" состав У.Красев
"Обрядовые русские народные песни" сост. И.Ванина
"Русские композиторы 19 века" сост. А.Арсеньев
"100 опер"" сост .Н Иванов.
Используемое оборудование: —
Музыкальный центр,СД -диски
мультимедийная установка, слайды.
инструмент фортепиано."
Краткое описание: — Тема : Образ русской народной песни в музыке русских композиторов» Цель урока : Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов. Задачи : -Информационная – познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы. -Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского. -Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов. Тип урока: Изучение нового материала. Жанр урока : Тематический. Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне. Вид урока : Исследование. Методы урока – словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые
Ход урока:
Дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Симфония №4» (звучит фрагмент).
Учитель – Музыка ,которая сейчас прозвучала вам знакома ?
Интонацию какой песни знакомой вы услышали ? («Во поле береза стояла»)
- Учитель: А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням?
- Учитель :- Не только П, И. Чайковский , но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле.
Так почему же композиторы, обращались к истокам русской народной музыки мы попытаемся сегодня выяснить.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним с какими видами русской народной песни мы уже с вами знакомы. (хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые ит.д.)
-1-
-Учитель :Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди что- бы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. Семь нот ,но сколько они сохранили нам песен. Так давайте вспомним их и распоемся. (Исполнение гаммы ,канон на два, три голоса)
Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла» (канон на два, три голоса)
Обратить внимание на звуковедение, строй. Добиться чтобы учащиеся слушали и слышали друг друга.
- Учитель — А что характерно для народной песни.(многоголосие, подголоски, сольное пение)
Вспомним песню «Ты река ль, моя реченька»определите вид песни (Обрядовая).
- Учитель -Во время какого обряда исполняется песня? Кто исполняет ее? (свадебная песня)
Исполнение песни «Ты река ль ,моя реченька» .
-Учитель –Если мы с вами говорим о том, что для русской народной песни характерно многоголосие, подголоски, то давайте вспомним песню «Милый мой, хоровод».
(исполнение на два голоса)
- Учитель - «В песне душа народа»- слова великого просветителя А.И.Радищева
«Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях».
Песня это настоящий друг, который разделит радость и печаль.
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят)
- Какие чувства отражает песня, которая сейчас прозвучит, (русская народная песня «Исходила младешенька»- исполнение)\
(Чувства горести, печали, одиночества, обиды)
-Какими средствами музыкальной выразительности, отражает чувства русская народная песня. (мелодия плавная, протяжная , певучая)
Разучивание всем классом песни.
2 этап
- Учитель-А теперь внимательно прослушайте музыкальное произведение. Определите музыка народная звучит или композиторская?(Звучит фрагмент «Рассвет на Москве реке» М.П.Мусоргский)
Учитель- Звучит народный оркестр или симфонический? (Симфонический- Есть ли в музыке что – то общее с народной песней?
- И если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам. Какое время дня изобразил в музыке композитор? (Утро)
- Учитель – «Рассвет на Москве реке» так назвал композитор М.П.Мусоргский вступление к опере «Хованщина».Его музыку называют гениальной .Родился он 150 лет назад , в детстве любил слушать колокольные звоны.(Слушание вступление к опере)
- Учитель – Прослушав произведение на душе у вас от рассвета легко или тревожно?
Если тревожно, то почему? (Ответы ребят)
- Учитель- Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском Государстве. Отражает исторические события 17 века уходящая феодальная Русь и начало славных дел Петра 1 .
Главная героиня оперы – Марфа – какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами. (Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня – ария Марфы)
- Учитель –Знакома ли вам прозвучавшая сейчас музыка? (Ученики узнают в ней русскую народную песню «Выходила младешенька»)
- Учитель –Так почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?
Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?
3 этап
- Учитель –На уроке у нас прозвучали произведения р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Милый мой, хоровод» р.н.п. «Ой, река ,реченька», р.н.п. «Исходила младешенька», «Рассвет на Москве реке» М,П,Мусоргского.
- Что объединяет эти произведения?
- Учитель – Не только М.П.Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. Назовите мне с какими операми русских композиторов мы с вами уже знакомы?(ответы учеников)
Исполнение хора «Уж как помосту мосточку» П.И.Чайковский опера «Евгений Онегин», «Прощай зимушка» опера «Снегурочка» Н.А.Римский –Корсаков.
Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна как и русская народная песня. Русская народна песня бездонный кладезь для композиторов.
Файлы: D.Tuhmanov, YU.Entin — .mp3
Размер файла: 3291327 байт.