Автор конспекта:
Автор(ы): — уч. музыки Лонина Наталья Васильевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №16 уч. музыки

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов -Информационная – познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы. -Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского. -Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник "Музыка. 4 класс" (м. просвещение, 2007)

Рабочая тетрадь

хрестоматия музыкального материала

фонохрестоматия : Вступление к опере "Хованщина" М.П.Мусоргский — "Рассвет на Москве реке", Песня Марфы "Исходила младёшенька.." из оперы "Хованщина"

Используемая методическая литература: —

"История русской народной песни" состав У.Красев

"Обрядовые русские народные песни" сост. И.Ванина

"Русские композиторы 19 века" сост. А.Арсеньев

"100 опер"" сост .Н Иванов.

Используемое оборудование: —

Музыкальный центр,СД -диски

мультимедийная установка, слайды.

инструмент фортепиано."

Краткое описание: — Тема : Образ русской народной песни в музыке русских композиторов» Цель урока : Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов. Задачи : -Информационная – познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы. -Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского. -Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов. Тип урока: Изучение нового материала. Жанр урока : Тематический. Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне. Вид урока : Исследование. Методы урока – словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые

Ход урока:

Дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Симфония №4» (звучит фрагмент).

Учитель – Музыка ,которая сейчас прозвучала вам знакома ?

Интонацию какой песни знакомой вы услышали ? («Во поле береза стояла»)

- Учитель: А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням?

- Учитель :- Не только П, И. Чайковский , но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле.

Так почему же композиторы, обращались к истокам русской народной музыки мы попытаемся сегодня выяснить.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним с какими видами русской народной песни мы уже с вами знакомы. (хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые ит.д.)

-1-

-Учитель :Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди что- бы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. Семь нот ,но сколько они сохранили нам песен. Так давайте вспомним их и распоемся. (Исполнение гаммы ,канон на два, три голоса)

Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла» (канон на два, три голоса)

Обратить внимание на звуковедение, строй. Добиться чтобы учащиеся слушали и слышали друг друга.

- Учитель — А что характерно для народной песни.(многоголосие, подголоски, сольное пение)

Вспомним песню «Ты река ль, моя реченька»определите вид песни (Обрядовая).

- Учитель -Во время какого обряда исполняется песня? Кто исполняет ее? (свадебная песня)

Исполнение песни «Ты река ль ,моя реченька» .

-Учитель –Если мы с вами говорим о том, что для русской народной песни характерно многоголосие, подголоски, то давайте вспомним песню «Милый мой, хоровод».

(исполнение на два голоса)

- Учитель - «В песне душа народа»- слова великого просветителя А.И.Радищева

«Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях».

Песня это настоящий друг, который разделит радость и печаль.

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят)

- Какие чувства отражает песня, которая сейчас прозвучит, (русская народная песня «Исходила младешенька»- исполнение)\

(Чувства горести, печали, одиночества, обиды)

-Какими средствами музыкальной выразительности, отражает чувства русская народная песня. (мелодия плавная, протяжная , певучая)

Разучивание всем классом песни.

2 этап

- Учитель-А теперь внимательно прослушайте музыкальное произведение. Определите музыка народная звучит или композиторская?(Звучит фрагмент «Рассвет на Москве реке» М.П.Мусоргский)

Учитель- Звучит народный оркестр или симфонический? (Симфонический- Есть ли в музыке что – то общее с народной песней?

- И если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам. Какое время дня изобразил в музыке композитор? (Утро)

- Учитель – «Рассвет на Москве реке» так назвал композитор М.П.Мусоргский вступление к опере «Хованщина».Его музыку называют гениальной .Родился он 150 лет назад , в детстве любил слушать колокольные звоны.(Слушание вступление к опере)

- Учитель – Прослушав произведение на душе у вас от рассвета легко или тревожно?

Если тревожно, то почему? (Ответы ребят)

- Учитель- Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском Государстве. Отражает исторические события 17 века уходящая феодальная Русь и начало славных дел Петра 1 .

Главная героиня оперы – Марфа – какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами. (Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня – ария Марфы)

- Учитель –Знакома ли вам прозвучавшая сейчас музыка? (Ученики узнают в ней русскую народную песню «Выходила младешенька»)

- Учитель –Так почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?

Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?

3 этап

- Учитель –На уроке у нас прозвучали произведения р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Милый мой, хоровод» р.н.п. «Ой, река ,реченька», р.н.п. «Исходила младешенька», «Рассвет на Москве реке» М,П,Мусоргского.

- Что объединяет эти произведения?

- Учитель – Не только М.П.Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. Назовите мне с какими операми русских композиторов мы с вами уже знакомы?(ответы учеников)

Исполнение хора «Уж как помосту мосточку» П.И.Чайковский опера «Евгений Онегин», «Прощай зимушка» опера «Снегурочка» Н.А.Римский –Корсаков.

Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна как и русская народная песня. Русская народна песня бездонный кладезь для композиторов.

Файлы: D.Tuhmanov, YU.Entin — .mp3
Размер файла: 3291327 байт.

Рубрики: Искусство Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология