Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова М.М. Козлова Т.И.

Место работы, должность: — п.Сулук МОУ СОШ №20 Хабаровск МОУ СОШ №80

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Организовать деятельность учащихся по осознанию образа учительницы в рассказе как символа человеческой отзывчивости.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Б.Ланин. Литература 7 класс

Г.Меркин Литература 8 класс

Используемая методическая литература: —

Ресурсы Интернет

Используемое оборудование: —

проектор

интерактивнвя доска

Толковый словарь С.И.Ожегова

Словарь литературоведческих терминов (любой)

Используемые ЦОР: —

Фрагмент урока по литературе

Краткое описание: — Данный урок может быть использован при изучении творчества В.Распутина по программам Б.Ланина и Г.Меркина, позволяет учителю наиболее полно рассмотреть образ учительницы, развивать навыки критического мышления, коммуникативные, межпредметные и метапредметные компетентности.

Содержание урока

1. Проверка домашнего задания. Дома вы подготовили письменные размышления о том, какой жизненный урок получил герой в первой части рассказа. Прочитайте ваши домашние работы. - А кроме мальчика, кто ещё присутствует на страницах произведения? — Кто из героев оказал влияние на формирование характера мальчика и на его судьбу? ( уч-ся называют нескольких героев, в том числе учительницу, и отмечают, что именно она оказалась очень значимой в судьбе мальчика) 2. Работа с интерактивной доской ( Приложение 1, фрагмент №1) ( Слайд №2.) В форме кластера представьте основные черты характера Лидии Михайловны.( учащиеся заполняют кластер с помощью стилуса ) Открываем контрольный кластер (слайд № 3) и выявляем, что ведущим качеством учительницы является отзывчивость. Выясняем лексическое значение прилагательного «отзывчивый». (слайд № 4) Индивидуальное задание: с помощью литературоведческого словаря актуализировать понятие «символ», «образ». 1. Формулирование темы урока — Попробуем сформулировать тему нашего урока (В.Г.Распутин «Уроки французского». Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости) - Как соотносится эпиграф с темой урока, хотя слова принадлежат другому писателю? Учитель: - Почему именно отзывчивость можно назвать основной чертой личности Лидии Михайловны? Как это подтверждается содержанием рассказа?(слайд № 6) Путём погружения в текст докажем это. 2. Работа над текстом 1) Выразительное чтение фрагментов текста с описанием внешности учительницы. (ученик читает) - Какая она в восприятии мальчика? Почему в её присутствии мальчик чувствует себя скованно? — О чём и как она беседует с учеником? Выделить ключевые слова из фрагмента текста. 2) — Какие поступки характеризуют Лидию Михайловну как человека отзывчивого? ( Ученики перечисляют) - Для чего она это делает? - Почему её попытки оказываются безуспешными? - Какой необычный ход предпринимает учительница, чтобы помочь мальчику? 5. Анализ эпизода «Игра «Замеряшки ( учащиеся в паре получили предварительное задание - инсценировать фрагмент игры и прокомментировать её правила) — Игра на деньги: это хорошо или плохо? Почему же мы не осуждаем Лидию Михайловну и мальчика? - Прочитайте эпизоды «Лидия Михайловна подыгрывает» и «Лидия Михайловна «мошенничает». Объясните, почему она так играет? — Благодаря чему, по-вашему, мальчик преодолел трудности с французским языком? - Как и почему прервались «занятия французским»? 6.- Почему учительница не сумела объяснить директору школы смысл её игры с учеником на деньги? — А возможно, она не захотела этого сделать? Почему? Запишите короткий ответ на один из двух вопросов. ( три-четыре предложения) 7.Обсуждение ответов детей. - Можно ли отзывчивость назвать чертой русского национального характера? — В каких ещё произведениях мы видели проявление отзывчивости? 6.Читаем заключительную часть рассказа про себя. - Какое ощущение она оставляет у вас? — Чем в жизни стала встреча с учительницей для писателя В.Распутина? (вернуться к слайду №6) - Рассказ называется «Уроки французского». А как бы иначе вы могли назвать его? 7. Домашнее задание (разноуровневое, по выбору) 1.Возможно, были или есть взрослые люди, которые сыграли важную роль в вашей жизни. Напишите сочинение-рассуждение «Значимый взрослый в моей жизни…» 2. Создайте синквейн «Лидия Михайловна» ( учащиеся умеют выполнять эту работу)

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология