Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова М.М. Козлова Т.И.
Место работы, должность: — п.Сулук МОУ СОШ №20 Хабаровск МОУ СОШ №80
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Организовать деятельность учащихся по осознанию образа учительницы в рассказе как символа человеческой отзывчивости.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Б.Ланин. Литература 7 класс
Г.Меркин Литература 8 класс
Используемая методическая литература: —
Ресурсы Интернет
Используемое оборудование: —
проектор
интерактивнвя доска
Толковый словарь С.И.Ожегова
Словарь литературоведческих терминов (любой)
Используемые ЦОР: —
Фрагмент урока по литературе
Краткое описание: — Данный урок может быть использован при изучении творчества В.Распутина по программам Б.Ланина и Г.Меркина, позволяет учителю наиболее полно рассмотреть образ учительницы, развивать навыки критического мышления, коммуникативные, межпредметные и метапредметные компетентности.
Содержание урока
1. Проверка домашнего задания. Дома вы подготовили письменные размышления о том, какой жизненный урок получил герой в первой части рассказа. Прочитайте ваши домашние работы. - А кроме мальчика, кто ещё присутствует на страницах произведения? — Кто из героев оказал влияние на формирование характера мальчика и на его судьбу? ( уч-ся называют нескольких героев, в том числе учительницу, и отмечают, что именно она оказалась очень значимой в судьбе мальчика) 2. Работа с интерактивной доской ( Приложение 1, фрагмент №1) ( Слайд №2.) В форме кластера представьте основные черты характера Лидии Михайловны.( учащиеся заполняют кластер с помощью стилуса ) Открываем контрольный кластер (слайд № 3) и выявляем, что ведущим качеством учительницы является отзывчивость. Выясняем лексическое значение прилагательного «отзывчивый». (слайд № 4) Индивидуальное задание: с помощью литературоведческого словаря актуализировать понятие «символ», «образ». 1. Формулирование темы урока — Попробуем сформулировать тему нашего урока (В.Г.Распутин «Уроки французского». Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости) - Как соотносится эпиграф с темой урока, хотя слова принадлежат другому писателю? Учитель: - Почему именно отзывчивость можно назвать основной чертой личности Лидии Михайловны? Как это подтверждается содержанием рассказа?(слайд № 6) Путём погружения в текст докажем это. 2. Работа над текстом 1) Выразительное чтение фрагментов текста с описанием внешности учительницы. (ученик читает) - Какая она в восприятии мальчика? Почему в её присутствии мальчик чувствует себя скованно? — О чём и как она беседует с учеником? Выделить ключевые слова из фрагмента текста. 2) — Какие поступки характеризуют Лидию Михайловну как человека отзывчивого? ( Ученики перечисляют) - Для чего она это делает? - Почему её попытки оказываются безуспешными? - Какой необычный ход предпринимает учительница, чтобы помочь мальчику? 5. Анализ эпизода «Игра «Замеряшки ( учащиеся в паре получили предварительное задание - инсценировать фрагмент игры и прокомментировать её правила) — Игра на деньги: это хорошо или плохо? Почему же мы не осуждаем Лидию Михайловну и мальчика? - Прочитайте эпизоды «Лидия Михайловна подыгрывает» и «Лидия Михайловна «мошенничает». Объясните, почему она так играет? — Благодаря чему, по-вашему, мальчик преодолел трудности с французским языком? - Как и почему прервались «занятия французским»? 6.- Почему учительница не сумела объяснить директору школы смысл её игры с учеником на деньги? — А возможно, она не захотела этого сделать? Почему? Запишите короткий ответ на один из двух вопросов. ( три-четыре предложения) 7.Обсуждение ответов детей. - Можно ли отзывчивость назвать чертой русского национального характера? — В каких ещё произведениях мы видели проявление отзывчивости? 6.Читаем заключительную часть рассказа про себя. - Какое ощущение она оставляет у вас? — Чем в жизни стала встреча с учительницей для писателя В.Распутина? (вернуться к слайду №6) - Рассказ называется «Уроки французского». А как бы иначе вы могли назвать его? 7. Домашнее задание (разноуровневое, по выбору) 1.Возможно, были или есть взрослые люди, которые сыграли важную роль в вашей жизни. Напишите сочинение-рассуждение «Значимый взрослый в моей жизни…» 2. Создайте синквейн «Лидия Михайловна» ( учащиеся умеют выполнять эту работу)