Автор конспекта:
Автор(ы): — Брувер М. М.
Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 31 учитель русский язык и литература
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — Все предметы
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Развитие устойчивого, лично- значимого интереса к предметам «Русский язык» и «Литература» путём эмоционального воздействия на учащихся в процессе их обучения, и воспитания.
Используемые учебники и учебные пособия: —
Осадченко Наталья Геннадьевна, Фоменко Владимир Трофимович "Модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе"
Используемая методическая литература: — Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе.– Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1989. – 20,0 с.
Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С. 35-46
Божович Л.И. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. – 1972. – №41 – С. 130-134
Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. – сер. 14. – Психология. – 1979. – № 2. – С. 3-13
Моргун, В.Ф. Эмоциональные переживания в концепции многомерного развития личности //Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов первой Всесоюзной конференции. – Москва – Одесса, 1986. – С. 27.
Осадченко Н.Г., Фоменко В.Т. Модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. обл. ИПК и ПРО, 2009. – 154,0 с.
Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 289-31
Сухомлинский, В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. – 96,0 с.
Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1985. – 222,0 с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. – М.: Педагогика, 1988, — 203,0 с.
Используемое оборудование: —
Электронная презентация, проектор, ноутбук
Используемые ЦОР: —
Электронная презентация
Краткое описание: — Формирование устойчивого интереса к предметам русский язык и литература путём эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения, делая изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивируя их на более качественный уровень учебной деятельности.
Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Рада представить вам мой педагогический опыт, и , надеюсь, вам будет интересно.
Тема моего педагогического опыта – «От эмоционального образа — к личностному смыслу» / «Образно-эмоциональная основа преподавания как средство, мотивирующее личность ученика на результативную учебную деятельность»/.
Цель педагогического опыта:
• формирование устойчивого интереса к предметам русский язык и литература путём эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения, делая изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивируя их на более качественный уровень учебной деятельности.
Задачи педагогического опыта:
• овладение обучающимися возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных как в художественном тексте, так и влюбом другом речевом высказывании;
• интерпретация учащимся образа (художественного, литературного, музыкального, когнитивного и других) посредством образно-эмоциональной психолого-дидактической ситуации;
• создание проблемной ситуации с использованием предъявленных образов;
• организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на анализ и взаимодействие этих образов;
Актуальностьвыбранной мною темы связываю прежде с социальным заказом общества, отражённом в Федеральном государственном образовательном стандарте по развитию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого.
В рамках изучения и практического применения мой опыт актуален тем, что, развивая образно — эмоциональную сферу каждого школьника, «погружая» его в образный мир высоко — нравственного, духовного – совершенного классического искусства, я способствую расширению и обогащению личного опыта ученика, развитию его образной памяти, накоплению эмоциональных реакций, связанных с проживанием эмоциональных образов, и, как результат, обретение смысла своей деятельности.Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Таким образом, личностно-смысловоеразвитие школьника рассматривается параллельно с овладением учащимися ключевыми компетенциями, универсальными учебными действиями.
В рамках существующего учебного процесса я наблюдаю ряд
противоречий:
• междупризнанием наукой и педагогическим опытом значимости построения учебного процесса на образно-эмоциональной основе и преобладанием в действующем реальном образовательном процессе рационально-логической составляющей;
• между природой ребенка познавать мир в эмоциональных образах и явной недостаточностью дидактических материалов, ориентирующих на образно-эмоциональное обучение и практически обеспечивающих его построение.
Разрешение указанных противоречий возможно, на мой взгляд, в результате целенаправленного, организованного внедрения в учебный процесс уроков на образно-эмоциональной основе.
Исходя из вышесказанного, ведущая педагогическая идея моего опыта звучит следующим образом: Создание на уроке с помощью различных дидактических средств — художественных, музыкальных, литературных, когнитивных, цветовых, символических эмоционального образа, способствующего раскрытию личностных смыслов учащихся.
Проблема перевода знаний на личностно-смысловой уровень для преодоления отчужденности в учебном процессе была поднята в педагогической психологии Алексеем Николаевичем Леонтьевым в 1979 году и получила свое отражение в работах его последователей: Абакумовой Ирины Владимировны в 1989 году, Асмолова Александра Григорьевича в 1996 году, Патяевой Екатерины Юрьевны в 2005 году, и многих других учёных.
На тесную связь содержания урока с переживаниями учеников указывали многие исследователи. / Божович Лидия Ильинична, Моргун Владимир Фёдорович, Щукина Галина Ивановна/. Анализируя данную проблему, великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «учение есть прежде всего человеческие отношения» и подлинное обучение возможно в условиях «эмоционального пробуждения разума». Наши донские учёные, Осадченко Наталья Геннадьевна,кандидат педагогических наук совместно с Фоменко Владимиром Трофимовичем,доктором педагогических наукв 2009 годуразработалимодель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе. В данной модели рассматриваются виды образно-эмоциональных связей в их единстве, а также во взаимодействии с когнитивными связями.
В рамках гуманистической парадигмы учение должно быть не только умственным, но и эмоциональным процессом. Поворот к ребенку, его внутреннему миру требует изменения и дидактических критериев предметного содержания, и методов и форм обучения, и включения целостных образно-эмоциональных методов познания в арсенал учителя. Как видим, существуют убедительные причины определенным образом преобразовать учебный процесс в сторону повышенного внимания к эмоциональному образу, обладающему значительным смыслообразующим потенциалом. В этом заключается новизна опыта.
Как показали экспериментальные исследования, эмоциональный образ может служить эффективным средством развития личности и индивидуальности учащихся. Его применение в процессе обучения, адаптируя учебный материал для понимания и усвоения школьников, делает изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивирует их на более качественный уровень учебной деятельности. Осознание смысла своей учебной деятельности делает её более притягательной для ребёнка и способствует повышению качества его знаний и, несомненно, позволяет эффективно организовать процесс обучения.
В связи с этим процесс обучения должен быть наполнен новым содержанием, дидактические принципы, формы и методы должны, по моему мнению, оптимально соответствовать закономерностям индивидуального развития учащихся.
Как я в своей педагогической деятельности, развивая образно- эмоциональную сферу детей, добиваюсь, чтобы знания стали личностно значимыми?
Постараюсь сейчас как можно более лаконично и конкретно ответить на этот вопрос.
Представляя свой опыт, я обобщаю опыт своих коллег по данной теме. Во- первых, для создания на уроке образно-эмоциональной ситуации я разрабатываю различные дидактические средства, например,
• банк наглядных пособий «Вернисаж» (портреты, репродукции картин), погружающих ученика в атмосферу урока.
• банк музыкальных произведений по темам, звуков живой природы «Музыкальная шкатулка»
• банк литературных образов, персонажей «Литературная гостиная»
• банк мудрых изречений «Золотые слова» (крылатые выражения, афоризмы)
• банк образов – символов «Его величество Образ»
• банк декораций, костюмов «Интерьер»
• банк эмоциональных пауз «Остановись, мгновение»
• банк эмоциональных образов на основе информационных технологий «Мультимедиа»
Во-вторых, продумываю на каком этапе урока создание образно-эмоциональной ситуации будет более результативным:
· в начале урока, неся в себе ценностную установку.
· в середине урока, являясь дидактическим центром.
· в конце урока.
· может пронизывать всё содержание урока.
Например, на учебном занятии, в рамках нашего конкурса я использовала образно- эмоциональную обстановку на протяжении всего занятия, так предъявляемый образ — символ – факел должен был в течение всего урока вызывать у детей образ победы, стремление к успеху в своей деятельности.
Насыщениепрограммного материала разнообразными яркими животрепещущими образами, взятыми из литературы, искусства, истории, природы, повседневной жизни, пробуждающими субъективный эмоциональный отклик учащихся позволяет актуализировать персональные эмоциональные образы школьников, а создание психолого-дидактического механизма регулирования ими дает возможность открытия личностного смысла самими учениками.
Например, при изучении произведения «Васюткино озеро» Виктора Петровича Астафьева, я на электронной презентации предъявила образ паука, попавшего в паутину, и попросила ребят подумать: какие ассоциации у вас возникли, что обозначает этот образ. Ребята соотнесли паука, попавшего в паутину, с Васюткой, заблудившимся в тайге. Также часто использую как на уроках русского языка, так и литературы, высказывания поэтов, писателей о природе. Василий Александрович Сухомлинский рассматривал общение с природой, как важнейшее условие развития образного мышления и яркой, выразительной речи.
Во внеклассной работе по предмету образно-эмоциональная обстановка, без сомнения, способствует развитию индивидуальных творческих способностей, задатков. Но здесь уже и стилизация под определённую эпоху «Казачьи посиделки», инсценирование по изученным и полюбившимся произведениям, и различные творческие конкурсы. В целом, учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу.
Своим коллегам на открытых уроках, выступлениях на методическом объединении я продемонстрировала свои наработки по данной теме и нашла в их лице единомышленников.
Результатомреализации данного педагогического опыта я считаю определённый уровень развития образно – эмоциональной сферы, повышение мотивации обученности учащихся через постижение личностного смысла.
Условие успешности, результативностиэтого опыта я вижу в совместной эмоционально- творческой работе учащихся и учителя.
Именно их можно считать показателями наших достижений в развитии творческой образно-эмоциональной личности. Данные, выведенные в таблицы результативности — обобщение, итог совместной работы с психологом, включающей в себя психологические исследования и тестирование, письменные опросы учащихся, отслеживание и фиксирование мыслительной работы на уроке, учёт количества и качества участия школьников во внеурочной литературно-творческой деятельности.
Исходнымиданными нашего исследования стали результаты диагностики уровня развития образно- эмоциональной сферы и мотивации к учению учащихся, проведённые в начале и в конце учебного года.
Количество человек
Время исследования
Уровень развития образно- эмоциональной сферы и мотивации к учению
Высокий
%
Средний
%
Низкий
%
54 учащихся
Сентябрь 2012 г.
17 / 35
53 /30
30/25
54 учащихся
Май 2013 г.
20 /37
54/ 48
26 /15
На положительную динамику развития образно- эмоциональной сферы личности учащегося и мотивации к учению указывает оптимальность и эффективность используемой технологии построения процесса обучения на образно- эмоциональной основе.
Я считаю, что данный опыт может быть использован в педагогической
практике учителей начальных классов, учителей – словесников,
истории, географии, всех педагогов, заинтересовавшихся данным
опытом, ведьлюбая педагогическая технология должна быть
переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным
отношением к своему делу и искренней любовью к детям. Всё в руках
учителя!
Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и превратить
каждый урок в урок жизни.Я желаю всем своим коллегам новых
творческихнаходок, открытий и побед в деле воспитания и образования
подрастающего поколения России!
Файлы: Методический семинар 2003.pptx
Размер файла: 4678369 байт.