Автор конспекта:
Автор(ы): — Брувер М. М.

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 31 учитель русский язык и литература

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Все предметы
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Развитие устойчивого, лично- значимого интереса к предметам «Русский язык» и «Литература» путём эмоционального воздействия на учащихся в процессе их обучения, и воспитания.

Используемые учебники и учебные пособия: —

Осадченко Наталья Геннадьевна, Фоменко Владимир Трофимович "Модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе"

Используемая методическая литература: — žАбакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе.– Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1989. – 20,0 с.
žАсмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С. 35-46
žБожович Л.И. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. – 1972. – №41 – С. 130-134
žЛеонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. – сер. 14. – Психология. – 1979. – № 2. – С. 3-13
žМоргун, В.Ф. Эмоциональные переживания в концепции многомерного развития личности //Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов первой Всесоюзной конференции. – Москва – Одесса, 1986. – С. 27.
žОсадченко Н.Г., Фоменко В.Т. Модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. обл. ИПК и ПРО, 2009. – 154,0 с.
žПатяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 289-31
žСухомлинский, В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. – 96,0 с.
žФоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1985. – 222,0 с.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. – М.: Педагогика, 1988, — 203,0 с.

Используемое оборудование: —

Электронная презентация, проектор, ноутбук

Используемые ЦОР: —

Электронная презентация

Краткое описание: — Формирование устойчивого интереса к предметам русский язык и литература путём эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения, делая изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивируя их на более качественный уровень учебной деятельности.

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Рада представить вам мой педагогический опыт, и , надеюсь, вам будет интересно.

Тема моего педагогического опыта – «От эмоционального образа — к личностному смыслу» / «Образно-эмоциональная основа преподавания как средство, мотивирующее личность ученика на результативную учебную деятельность»/.

Цель педагогического опыта:

• формирование устойчивого интереса к предметам русский язык и литература путём эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения, делая изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивируя их на более качественный уровень учебной деятельности.

Задачи педагогического опыта:

• овладение обучающимися возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных как в художественном тексте, так и влюбом другом речевом высказывании;

• интерпретация учащимся образа (художественного, литературного, музыкального, когнитивного и других) посредством образно-эмоциональной психолого-дидактической ситуации;

• создание проблемной ситуации с использованием предъявленных образов;

• организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на анализ и взаимодействие этих образов;

Актуальностьвыбранной мною темы связываю прежде с социальным заказом общества, отражённом в Федеральном государственном образовательном стандарте по развитию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого.

В рамках изучения и практического применения мой опыт актуален тем, что, развивая образно — эмоциональную сферу каждого школьника, «погружая» его в образный мир высоко — нравственного, духовного – совершенного классического искусства, я способствую расширению и обогащению личного опыта ученика, развитию его образной памяти, накоплению эмоциональных реакций, связанных с проживанием эмоциональных образов, и, как результат, обретение смысла своей деятельности.Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Таким образом, личностно-смысловоеразвитие школьника рассматривается параллельно с овладением учащимися ключевыми компетенциями, универсальными учебными действиями.

В рамках существующего учебного процесса я наблюдаю ряд

противоречий:

• междупризнанием наукой и педагогическим опытом значимости построения учебного процесса на образно-эмоциональной основе и преобладанием в действующем реальном образовательном процессе рационально-логической составляющей;

• между природой ребенка познавать мир в эмоциональных образах и явной недостаточностью дидактических материалов, ориентирующих на образно-эмоциональное обучение и практически обеспечивающих его построение.

Разрешение указанных противоречий возможно, на мой взгляд, в результате целенаправленного, организованного внедрения в учебный процесс уроков на образно-эмоциональной основе.

Исходя из вышесказанного, ведущая педагогическая идея моего опыта звучит следующим образом: Создание на уроке с помощью различных дидактических средств — художественных, музыкальных, литературных, когнитивных, цветовых, символических эмоционального образа, способствующего раскрытию личностных смыслов учащихся.

Проблема перевода знаний на личностно-смысловой уровень для преодоления отчужденности в учебном процессе была поднята в педагогической психологии Алексеем Николаевичем Леонтьевым в 1979 году и получила свое отражение в работах его последователей: Абакумовой Ирины Владимировны в 1989 году, Асмолова Александра Григорьевича в 1996 году, Патяевой Екатерины Юрьевны в 2005 году, и многих других учёных.

На тесную связь содержания урока с переживаниями учеников указывали многие исследователи. / Божович Лидия Ильинична, Моргун Владимир Фёдорович, Щукина Галина Ивановна/. Анализируя данную проблему, великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «учение есть прежде всего человеческие отношения» и подлинное обучение возможно в условиях «эмоционального пробуждения разума». Наши донские учёные, Осадченко Наталья Геннадьевна,кандидат педагогических наук совместно с Фоменко Владимиром Трофимовичем,доктором педагогических наукв 2009 годуразработалимодель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе. В данной модели рассматриваются виды образно-эмоциональных связей в их единстве, а также во взаимодействии с когнитивными связями.

В рамках гуманистической парадигмы учение должно быть не только умственным, но и эмоциональным процессом. Поворот к ребенку, его внутреннему миру требует изменения и дидактических критериев предметного содержания, и методов и форм обучения, и включения целостных образно-эмоциональных методов познания в арсенал учителя. Как видим, существуют убедительные причины определенным образом преобразовать учебный процесс в сторону повышенного внимания к эмоциональному образу, обладающему значительным смыслообразующим потенциалом. В этом заключается новизна опыта.

Как показали экспериментальные исследования, эмоциональный образ может служить эффективным средством развития личности и индивидуальности учащихся. Его применение в процессе обучения, адаптируя учебный материал для понимания и усвоения школьников, делает изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивирует их на более качественный уровень учебной деятельности. Осознание смысла своей учебной деятельности делает её более притягательной для ребёнка и способствует повышению качества его знаний и, несомненно, позволяет эффективно организовать процесс обучения.

В связи с этим процесс обучения должен быть наполнен новым содержанием, дидактические принципы, формы и методы должны, по моему мнению, оптимально соответствовать закономерностям индивидуального развития учащихся.

Как я в своей педагогической деятельности, развивая образно- эмоциональную сферу детей, добиваюсь, чтобы знания стали личностно значимыми?

Постараюсь сейчас как можно более лаконично и конкретно ответить на этот вопрос.

Представляя свой опыт, я обобщаю опыт своих коллег по данной теме. Во- первых, для создания на уроке образно-эмоциональной ситуации я разрабатываю различные дидактические средства, например,

• банк наглядных пособий «Вернисаж» (портреты, репродукции картин), погружающих ученика в атмосферу урока.

• банк музыкальных произведений по темам, звуков живой природы «Музыкальная шкатулка»

• банк литературных образов, персонажей «Литературная гостиная»

• банк мудрых изречений «Золотые слова» (крылатые выражения, афоризмы)

• банк образов – символов «Его величество Образ»

• банк декораций, костюмов «Интерьер»

• банк эмоциональных пауз «Остановись, мгновение»

• банк эмоциональных образов на основе информационных технологий «Мультимедиа»

Во-вторых, продумываю на каком этапе урока создание образно-эмоциональной ситуации будет более результативным:

· в начале урока, неся в себе ценностную установку.

· в середине урока, являясь дидактическим центром.

· в конце урока.

· может пронизывать всё содержание урока.

Например, на учебном занятии, в рамках нашего конкурса я использовала образно- эмоциональную обстановку на протяжении всего занятия, так предъявляемый образ — символ – факел должен был в течение всего урока вызывать у детей образ победы, стремление к успеху в своей деятельности.

Насыщениепрограммного материала разнообразными яркими животрепещущими образами, взятыми из литературы, искусства, истории, природы, повседневной жизни, пробуждающими субъективный эмоциональный отклик учащихся позволяет актуализировать персональные эмоциональные образы школьников, а создание психолого-дидактического механизма регулирования ими дает возможность открытия личностного смысла самими учениками.

Например, при изучении произведения «Васюткино озеро» Виктора Петровича Астафьева, я на электронной презентации предъявила образ паука, попавшего в паутину, и попросила ребят подумать: какие ассоциации у вас возникли, что обозначает этот образ. Ребята соотнесли паука, попавшего в паутину, с Васюткой, заблудившимся в тайге. Также часто использую как на уроках русского языка, так и литературы, высказывания поэтов, писателей о природе. Василий Александрович Сухомлинский рассматривал общение с природой, как важнейшее условие развития образного мышления и яркой, выразительной речи.

Во внеклассной работе по предмету образно-эмоциональная обстановка, без сомнения, способствует развитию индивидуальных творческих способностей, задатков. Но здесь уже и стилизация под определённую эпоху «Казачьи посиделки», инсценирование по изученным и полюбившимся произведениям, и различные творческие конкурсы. В целом, учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу.

Своим коллегам на открытых уроках, выступлениях на методическом объединении я продемонстрировала свои наработки по данной теме и нашла в их лице единомышленников.

Результатомреализации данного педагогического опыта я считаю определённый уровень развития образно – эмоциональной сферы, повышение мотивации обученности учащихся через постижение личностного смысла.

Условие успешности, результативностиэтого опыта я вижу в совместной эмоционально- творческой работе учащихся и учителя.

Именно их можно считать показателями наших достижений в развитии творческой образно-эмоциональной личности. Данные, выведенные в таблицы результативности — обобщение, итог совместной работы с психологом, включающей в себя психологические исследования и тестирование, письменные опросы учащихся, отслеживание и фиксирование мыслительной работы на уроке, учёт количества и качества участия школьников во внеурочной литературно-творческой деятельности.

Исходнымиданными нашего исследования стали результаты диагностики уровня развития образно- эмоциональной сферы и мотивации к учению учащихся, проведённые в начале и в конце учебного года.

Количество человек

Время исследования

Уровень развития образно- эмоциональной сферы и мотивации к учению

Высокий

%

Средний

%

Низкий

%

54 учащихся

Сентябрь 2012 г.

17 / 35

53 /30

30/25

54 учащихся

Май 2013 г.

20 /37

54/ 48

26 /15

На положительную динамику развития образно- эмоциональной сферы личности учащегося и мотивации к учению указывает оптимальность и эффективность используемой технологии построения процесса обучения на образно- эмоциональной основе.

Я считаю, что данный опыт может быть использован в педагогической

практике учителей начальных классов, учителей – словесников,

истории, географии, всех педагогов, заинтересовавшихся данным

опытом, ведьлюбая педагогическая технология должна быть

переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным

отношением к своему делу и искренней любовью к детям. Всё в руках

учителя!

Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и превратить

каждый урок в урок жизни.Я желаю всем своим коллегам новых

творческихнаходок, открытий и побед в деле воспитания и образования

подрастающего поколения России!

Файлы: Методический семинар 2003.pptx
Размер файла: 4678369 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология