Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Марина Николаевна.
Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №2″, учитель начальных классов.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
-формировать у обучающихся умений образовывать формы глагола будущего времени;
-создать условия для формирования УУД:
общеучебных УУД:
-развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы;
регулятивных УУД:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-структурировать знания;
-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;
-создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативных УУД:
-уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
-воспитание дружеских партнёрских отношений, любви к книге.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Полякова, А. В. Русский язык: 2 класс. Части 1, 2. – М.:,Просвещение,2008.
Используемая методическая литература: —
Полякова, А. В.Поурочные разработки по русскому языку:2 класс. – Москва. «ВАКО».2008.
Используемое оборудование: —
Мультимедийный проектор.
Краткое описание: — Создание проблемной ситуации на уроке позволяет сформировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего времени легко и доступно.
Ход урока.
I.Организационный этап.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!Слайд№1.
II.Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Отгадайте загадку.Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник –
Медвежонок … (Винни-Пух.)
Слайд№2. Что Вы знаете о Винни-Пухе? Кто его придумал? (Он любил мёд, сочинял стихи. Этого героя придумал Алан Милн.) Ровно 60 лет назад Борис Заходер перевёл историю о Винни на русский язык, и весь мир узнал нашего Винни-Пуха. Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что Вы заметили? Слайд№3.
Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу…
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю…
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..
Какое слово Винни-Пух произносит по-разному? А как правильно? Давайте разберёмся в этом вопросе.Слайд№4.
III.Актуализация знаний.
Что Вы можете сказать о этом слове? (Глагол.)Докажите.(Глагол- это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы :что делать? что сделать? и другие.) Что ещё Вы знаете о глаголе?( Глагол изменяется по временам.)
В каком времени стоит этот глагол? Докажи.(В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.)
Чему посвящён наш урок? (Будущему времени).Слайд№5.
Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите. Сколько глаголов получилось?
что делать? побеждать
что сделать? победить
Почему получилось два глагола? (отвечают на разные вопросы)Слайд№6.
Что же делать дальше? (Попробуем поставить эти глаголы в будущее время.) Запишите, что получилось.
что буду делать? буду побеждать
что сделаю? ??? Слайд№7.
Смогли ли мы помочь Винни выбрать правильную форму глагола? (Можно сказать «буду побеждать»).Что же делать с глаголами, отвечающими на вопрос: что сделать? Неужели у них нет формы будущего времени?
Физкультминутка. Слайд№8.
Подавай любое дело,
Одолеем дело смело!
Если дружно, если вместе!
Только не стоять на месте.
IV.Первичное усвоение новых знаний.
Что Вы предлагаете? Нужно поставить другие глаголы в будущее время. Может это прояснит ситуацию? Поможете мне?
Какие глаголы можно подобрать к данной картинке? Слайд№9.(Что делать? Играть, смеяться, дружить, бегать, прыгать. Что сделать? Слепить,засмеяться,убежать.)
Пусть каждый ряд выберет себе по 2 глагола и поставит его в будущее время.(6 карточек: читать,прочитать, дружить, подружиться, прыгать, попрыгать) Что Вы можете сказать о глаголах, записанных на карточках? (Это глаголы в неопределённой форме.) Докажите. На какие группы можно их разделить? (Эти глаголы отвечают на разные вопросы).Слайд№10.
Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать в таблице.Слайд№11.
я
ты
он
мы
вы
они
Дети работают в тетради по группам.
Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Если есть ошибки, исправьте. Поставьте оценку на полях себе и товарищу.(Таблица появляется на экране.)Слайды№12-14.
я
буду читать
прочитаю
ты
будешь читать
прочитаешь
он
будет читать
прочитает
мы
будем читать
прочитаем
вы
будете читать
прочитаете
они
будут читать
прочитают
я
буду дружить
подружусь
ты
будешь дружить
подружишься
он
будет дружить
подружится
мы
будем дружить
подружимся
вы
будете дружить
подружитесь
они
будут дружить
подружатся
я
буду прыгать
попрыгаю
ты
будешь прыгать
попрыгаешь
он
будет прыгать
попрыгает
мы
будем прыгать
попрыгаем
вы
будете прыгать
попрыгаете
они
будут прыгать
попрыгают
Что заметили?Слайд№15. (Глагол в будущем времени может быть выражен одним словом или двумя.) Как можно назвать глаголы 1-2 столбиков?(Ответы детей).В русском языке для них есть специальное название: будущее сложное и будущее простое.
Сделайте вывод. Сравните образование будущего простого и будущего сложного времени.Слайд№16. ( От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать ,образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие).
Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (Все глаголы с приставками).
Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.) Как можно назвать первый глагол, который изменяется? В русском языке его назвали вспомогательным.
Какие слова были трудны в написании? Вы очень внимательны. Все эти орфограммы мы обязательно разберём на следующих уроках.
V. Первичная проверка понимания.
Послушайте сказку и скажите, о чем она.
Сказка «Инфинитив».Слайд№17.
Сказал как-то инфинитив:
-Эх вы, разве так надо изменяться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
-Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
-Лучше будущее, -говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. -Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Изменяется Вспомогательный- только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем ему самому изменяться? Он- Инфинитив, у него нет времени.
Перескажи сказку по-научному. Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.) Как можно назвать первый глагол, который изменяется? В русском языке его назвали вспомогательным. Про какой глагол составлена сказка? (Про глагол, который отвечает на вопрос: что делать?)Слайд№18.
Давайте вернёмся к первому стихотворению Винни. Как же сказать правильно?Слайд№19.
От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать ,образуется простая форма будущего времени. Слайд№20.
(Если нельзя образовать будущее простое, то можно использовать будущее сложное. Правильно сказать: буду побеждать. Другой вариант с использованием имени существительного: стану победителем.) Слайд№21.
(Алгоритм. Слайд №22.)
Физкультминутка «Песенка Винни-Пуха».Слайд№23.
VI.Первичное закрепление.
Ребята, помогите Винни-Пуху сочинить ещё одно стихотворение. Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение.(Работа у доски цепочкой: каждому по 1 глаголу).Слайд№24.
Мирно и радостно мы (жить),
Вместе (играть),
Крепко (дружить),
Мы (подарить) друг другу смех и цветы,
И (исполнить) в жизни все наши мечты!
Что получилось? Проверьте в паре. Прочитайте для всех.Слайд№25.
Обьясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени.Слайд№26.(Алгоритм).
От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать ,образуется простая форма будущего времени.
VII.Информация о домашнем задании, инструктаж.
Ребята, вы такие молодцы! Слайд №27. Дома попробуйте поиграть в игру «Что я буду делать, когда вырасту? Что сделаю особенного». Запиши ответы. Можно нарисовать рисунок по теме.(Пример от Винни-Пуха: Я буду летать. Я полечу на Луну.)
Есть вопросы?
VIII.Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, вот и закончился наш урок. А к нам пришёл друг Винни-Пуха — Пятачок.
Слайд №28. Он очень расстроился, что не попал к нам на урок. Давайте поделимся с ним своими впечатлениями. Что Вы сегодня открыли для себя? Чем заинтересовались? Что Вас удивило?
Оцени свою работу. (За работу вместе, за работу в тетради, за работу в паре).Что получилось?
Винни-Пух и Пятачок всем ребятам, которые им сейчас всё объяснили и рассказали ставят за работу «5». Слайд№29.Молодцы, ребята!
Приложение. Презентация «Образование глаголов будущего времени».
Файлы: Презентация к уроку Лобанова М.Н.Балаково.pptx
Размер файла: 244680 байт.