Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Марина Николаевна.

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №2″, учитель начальных классов.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

-формировать у обучающихся умений образовывать формы глагола будущего времени;
-создать условия для формирования УУД:
общеучебных УУД:
-развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы;
регулятивных УУД:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-структурировать знания;
-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;
-создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативных УУД:
-уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
-воспитание дружеских партнёрских отношений, любви к книге.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Полякова, А. В. Русский язык: 2 класс. Части 1, 2. – М.:,Просвещение,2008.

Используемая методическая литература: —

Полякова, А. В.Поурочные разработки по русскому языку:2 класс. – Москва. «ВАКО».2008.

Используемое оборудование: —

Мультимедийный проектор.

Краткое описание: — Создание проблемной ситуации на уроке позволяет сформировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего времени легко и доступно.

Ход урока.

I.Организационный этап.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!Слайд№1.

II.Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Отгадайте загадку.Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник –
Медвежонок … (Винни-Пух.)

Слайд№2. Что Вы знаете о Винни-Пухе? Кто его придумал? (Он любил мёд, сочинял стихи. Этого героя придумал Алан Милн.) Ровно 60 лет назад Борис Заходер перевёл историю о Винни на русский язык, и весь мир узнал нашего Винни-Пуха. Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что Вы заметили? Слайд№3.

Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу…
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю…
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..

Какое слово Винни-Пух произносит по-разному? А как правильно? Давайте разберёмся в этом вопросе.Слайд№4.

III.Актуализация знаний.

Что Вы можете сказать о этом слове? (Глагол.)Докажите.(Глагол- это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы :что делать? что сделать? и другие.) Что ещё Вы знаете о глаголе?( Глагол изменяется по временам.)

В каком времени стоит этот глагол? Докажи.(В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.)

Чему посвящён наш урок? (Будущему времени).Слайд№5.

Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите. Сколько глаголов получилось?
что делать? побеждать
что сделать? победить
Почему получилось два глагола? (отвечают на разные вопросы)Слайд№6.

Что же делать дальше? (Попробуем поставить эти глаголы в будущее время.) Запишите, что получилось.
что буду делать? буду побеждать
что сделаю? ??? Слайд№7.

Смогли ли мы помочь Винни выбрать правильную форму глагола? (Можно сказать «буду побеждать»).Что же делать с глаголами, отвечающими на вопрос: что сделать? Неужели у них нет формы будущего времени?

Физкультминутка. Слайд№8.

Подавай любое дело,
Одолеем дело смело!
Если дружно, если вместе!
Только не стоять на месте.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

Что Вы предлагаете? Нужно поставить другие глаголы в будущее время. Может это прояснит ситуацию? Поможете мне?

Какие глаголы можно подобрать к данной картинке? Слайд№9.(Что делать? Играть, смеяться, дружить, бегать, прыгать. Что сделать? Слепить,засмеяться,убежать.)

Пусть каждый ряд выберет себе по 2 глагола и поставит его в будущее время.(6 карточек: читать,прочитать, дружить, подружиться, прыгать, попрыгать) Что Вы можете сказать о глаголах, записанных на карточках? (Это глаголы в неопределённой форме.) Докажите. На какие группы можно их разделить? (Эти глаголы отвечают на разные вопросы).Слайд№10.

Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать в таблице.Слайд№11.

я

ты

он

мы

вы

они

Дети работают в тетради по группам.

Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Если есть ошибки, исправьте. Поставьте оценку на полях себе и товарищу.(Таблица появляется на экране.)Слайды№12-14.

я

буду читать

прочитаю

ты

будешь читать

прочитаешь

он

будет читать

прочитает

мы

будем читать

прочитаем

вы

будете читать

прочитаете

они

будут читать

прочитают

я

буду дружить

подружусь

ты

будешь дружить

подружишься

он

будет дружить

подружится

мы

будем дружить

подружимся

вы

будете дружить

подружитесь

они

будут дружить

подружатся

я

буду прыгать

попрыгаю

ты

будешь прыгать

попрыгаешь

он

будет прыгать

попрыгает

мы

будем прыгать

попрыгаем

вы

будете прыгать

попрыгаете

они

будут прыгать

попрыгают

Что заметили?Слайд№15. (Глагол в будущем времени может быть выражен одним словом или двумя.) Как можно назвать глаголы 1-2 столбиков?(Ответы детей).В русском языке для них есть специальное название: будущее сложное и будущее простое.

Сделайте вывод. Сравните образование будущего простого и будущего сложного времени.Слайд№16. ( От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать ,образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие).

Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (Все глаголы с приставками).

Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.) Как можно назвать первый глагол, который изменяется? В русском языке его назвали вспомогательным.

Какие слова были трудны в написании? Вы очень внимательны. Все эти орфограммы мы обязательно разберём на следующих уроках.

V. Первичная проверка понимания.

Послушайте сказку и скажите, о чем она.
Сказка «Инфинитив».Слайд№17.

Сказал как-то инфинитив:
-Эх вы, разве так надо изменяться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
-Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
-Лучше будущее, -говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. -Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Изменяется Вспомогательный- только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем ему самому изменяться? Он- Инфинитив, у него нет времени.

Перескажи сказку по-научному. Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.) Как можно назвать первый глагол, который изменяется? В русском языке его назвали вспомогательным. Про какой глагол составлена сказка? (Про глагол, который отвечает на вопрос: что делать?)Слайд№18.

Давайте вернёмся к первому стихотворению Винни. Как же сказать правильно?Слайд№19.

От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать ,образуется простая форма будущего времени. Слайд№20.

(Если нельзя образовать будущее простое, то можно использовать будущее сложное. Правильно сказать: буду побеждать. Другой вариант с использованием имени существительного: стану победителем.) Слайд№21.

(Алгоритм. Слайд №22.)

Физкультминутка «Песенка Винни-Пуха».Слайд№23.

VI.Первичное закрепление.

Ребята, помогите Винни-Пуху сочинить ещё одно стихотворение. Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение.(Работа у доски цепочкой: каждому по 1 глаголу).Слайд№24.

Мирно и радостно мы (жить),
Вместе (играть),
Крепко (дружить),
Мы (подарить) друг другу смех и цветы,
И (исполнить) в жизни все наши мечты!

Что получилось? Проверьте в паре. Прочитайте для всех.Слайд№25.

Обьясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени.Слайд№26.(Алгоритм).
От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать ,образуется простая форма будущего времени.

VII.Информация о домашнем задании, инструктаж.

Ребята, вы такие молодцы! Слайд №27. Дома попробуйте поиграть в игру «Что я буду делать, когда вырасту? Что сделаю особенного». Запиши ответы. Можно нарисовать рисунок по теме.(Пример от Винни-Пуха: Я буду летать. Я полечу на Луну.)

Есть вопросы?

VIII.Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, вот и закончился наш урок. А к нам пришёл друг Винни-Пуха — Пятачок.
Слайд №28. Он очень расстроился, что не попал к нам на урок. Давайте поделимся с ним своими впечатлениями. Что Вы сегодня открыли для себя? Чем заинтересовались? Что Вас удивило?

Оцени свою работу. (За работу вместе, за работу в тетради, за работу в паре).Что получилось?

Винни-Пух и Пятачок всем ребятам, которые им сейчас всё объяснили и рассказали ставят за работу «5». Слайд№29.Молодцы, ребята!

Приложение. Презентация «Образование глаголов будущего времени».

Файлы: Презентация к уроку Лобанова М.Н.Балаково.pptx
Размер файла: 244680 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология