Автор конспекта:
Автор(ы): — Ферингер Людмила Гариевна

Место работы, должность: — МОУ Александровская СОШ Бавлинского муниципального района

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — Обобщить пройденный материал, выявить уровень знаний и умений учащихся, формировать умения работать с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической) и использование компьютера как технического обеспечения информационного процесса, развивать зрительную память.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Обобщение природы России

Интегрированный урок географии и информатики по теме:

«Общая характеристика природы России»

Цели урока: Обобщить пройденный материал, выявить уровень знаний и умений учащихся, формировать умения работать с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической) и использование компьютера как технического обеспечения информационного процесса, развивать зрительную память.

Оборудование: Физическая карта России, ПК.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей данного урока. Чтение стихотворения.

Как велика моя страна.

Как широки ее просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встает, встречая солнце.

- Наша огромная многонациональная страна отличается удивительно разнообразной природой. Суровая красота арктических островов и побережий сменяется живописными пейзажами лесной зоны, по бескрайним равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты ледниками. Огромная протяженность России с севера на юг позволяет увидеть разнообразие многих природных зон, а еще большая протяженность с запада на восток дает почувствовать мощное влияние на все природные компоненты самого большого материка Земли, на котором расположена наша страна. О многих природных особенностях нашей Родины можно говорить в превосходной степени, употребляя эпитеты «самый, самая, самое».

1. Что можно сказать о самом, самом России?

2. Назовите площадь России.(17,1 млн км2)

3. Какими океанами и морями омывается Россия? (показать у доски)

4. Какова протяженность границ? (60932 км, в том числе морских – 38807 км)

5. Назовите крайние материковые точки России. (северная – мыс Челюскин – 77о43` с.ш., южная – на Северном Кавказе в Республике Дагестан юго-западнее горы Базардюзю 41о11` с.ш., западная – на песчаной косе Гданьского залива – 19 о38` в.д., восточная – мыс Дежнева 169 о40` з.д. )

6. Какие две островные крайние точки существуют и где они находятся? (северная – в архипелаге Земля Франца-Иосифа на острове Рудольфа – мыс Флигели (81о49` с.ш.), восточная – на острове Ратманова (170о з.д., 65о30` с.ш.)).

- Что такое? (цифры на карточках)

- Имена России.

1. Начальник Камчатской экспедиции, открывшей восточные моря и пролив между Азией и Америкой (Беринг).

2. Исследователь почв и природных зон (Докучаев).

3. Первооткрыватель крайней восточной точки (Дежнев).

4. Братья-мореплаватели, исследовавшие северные моря России (Лаптевы).

5. Первооткрыватель крайней северной точки (Челюскин).

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Что такое месторождение?

3. Какими полезными ископаемыми богата наша страна?

4. какими полезными ископаемыми богата наша республика?

5. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых (рассказ ученика).

Ø У доски назвать и показать все горы России.

1. Назовите известные вам условия почвообразования.

2. Как называется тонкий слой земной коры, обладающий плодородием.

3. Что такое почвенный профиль?

4. Чем определяется разнообразие почв нашей страны?

5. Какие почвы в республике?

6. Какие почвы у нас в районе и в селе?

5. От чего нужно охранять почву?

Ø У доски назвать и показать все равнины и плоскогорья России.

1. Назовите виды внутренних вод.

2. Как различаются реки по характеру питания?

3. Назовите виды питания рек. Какое питание имеют большинство рек России?

4. Какая самая большая река протекает по нашей республике? Расскажите о ней.

5. Какие реки протекают в нашем районе, какая река протекает недалеко от нашего села.

6. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению (рассказ ученика).

7. Для каких целей используют воду? Водопотребление и водоотведение.Для каких целей используют воду? , какая республике? я информационного процесса,__

Ø У доски назвать и показать все реки и озера России.

На своих контурных картах сделать задание.

- По первой букве определения или географического названия сложи поговорку

Вопросы:

1. Равнина, образованная из речных наносов перед устьем реки.

2. Самая полноводная река

3. Река, которая имеет притоки Вилюй, Алдан.

4. Величина падения реки, деленная на ее длину.

5. Искусственный водоем с громадными запасами воды.

6. Город, расположенный в Мещерской низине и стоящей на Оке.

7. Первый сибирский землепроходец.

8. Самый низкий уровень воды в реке.

9. Река, впадающая в море Лаптевых.

д

е

л

ь

т

а

е

н

и

с

е

й

л

е

н

а

у

к

л

о

н

в

о

д

о

х

р

а

н

и

л

и

щ

е

р

я

з

а

н

ь

е

р

м

а

к

м

е

ж

е

н

ь

я

н

а

- Угадав первую часть поговорки на уроке, дома по карте атласы вы должны подобрать названия ко второй части «Потехе час». Названия не должны повторяться.

1. Какие климатообразующие факторы оказывают влияние на климат нашей страны?

2. Что называю солнечной радиацией?

3. В чем отличие циклона от антициклона?

4. Назовите основные типы климата.

- Деятельность человека очень тесно связана с атмосферой, поэтому ученые стараются узнать все ее свойства. В настоящее время руководство изучением атмосферы осуществляет Всемирная метеорологическая организация, в которую входит и Россия. Давайте почувствуем себя тоже метеорологами, зная все среднемесячные температуры, построим график годового хода температуры различных городов и сделаем вывод.

Учитель информатики:

1. Почему графическая форма представления результатов по измерению температур предпочтительней?

2. Почему на этом уроке мы с вами используем программу EXCEL?

- Сегодня на практической работе, которую вы выполните на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос: Совпадут ли графики хода температур воздуха для различных городов? Объяснить, почему и сделать вывод. Работаем в парах. У каждого из вас на столе листок, на котором представлен алгоритм выполнения работы. В ПК хранится файл с готовой таблицей.

Построение графиков хода температур двух городов. Сделать вывод (В каком городе отмечаются более низкие температуры воздуха и почему?).

- Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями, в которых есть числительное 100.

_ _ СТО_ - сторона света (Восток)

_СТО_ - начало реки (Исток)

СТО_ _ _ _ - главный город страны (Столица)

_ _ СТО_ - город «Золотого кольца» России

_ _ _ _ _ _ _СТО_ - город, на берегу Японского моря

- Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве, называются природными ресурсами. Состав используемых людьми природных ресурсов во времени значительно менялся. Все природные ресурсы можно условно разделить на две группы: Исчерпаемые и неисчерпаемые. Сейчас войдите в файл природные ресурсы и произведите деление природных ресурсов по признаку исчерпаемости.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология