Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Ольга Васильевна Ермак Ирина Владимировна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ с.Воскресенское "

Преподаватели русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Проект выясняет круг чтения современного читателя, определяет проблемы, связанные с низким уровнем чтения, направлен на воспитание думающего читателя.

Мастер-класс на заседании РМО

учителей русского языка и литературы

МОУ «СОШ с.Воскресенское»

Руководители проекта – Ермак И.В., Захарова О.В.

Общешкольный проект «Читать – это модно?»

Идея проекта

Интернет, компьютер, Всемирная паутина — вот что сегодня называют чудом эпохи. И не книга, а компьютерная игра стала лучшим подарком ко дню рождения.

Монитор — альтернатива книге, но только отчасти. Вы не замечали, что компьютер торопит: перед тобой открывается бездна и хочется охватить как можно больше, в то время как чтение — сложное и увлекательное исследование, требующее неторопливого размышления?

Возникает тревожный вопрос: вдруг с концом литературы настанет конец той цивилизации, которой сегодня мы так довольны? И до крайней точки недалеко? Как вернуть интерес к книге, к её героям, к авторам, создавшим неповторимый литературный мир?

Предложенные ученикам исследования по проблемным вопросам помогут узнать мнение окружающих, вместе подумать над тем, как убедительно доказать,что даже в век тотальной информатизации книга сохраняет свою ценность.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос: Какова судьба книги в современном мире?

Проблемные вопросы для учащихся 5-6 классов:

  • Какие литературные чудеса света вам известны? Какие истории знаменитых книг вы знаете?
  • Как вы относитесь к новым форматам книг: электронному и аудио?
  • Что следует сделать, чтобы читали не только книги, изучаемые на уроках? Как сделать библиотеку местом, более заманчивым, чем даже компьютерный класс?

Проблемные вопросы для учащихся 8-11 классов:

  • Какие литературные чудеса света вам известны? Какие истории знаменитых книг вы знаете?
  • Как изменился облик читателя и его отношение к книге за последние 100 лет? Как вы относитесь к новым форматам книг: электронному и аудио?
  • Что следует сделать, чтобы литературу читали, как в XIX — XX веках? Каково ваше видение решения проблемы?

Участники проекта

Все желающие школьники 5-11 классов: как команды, так и индивидуальные участники.

Цель:

• расширить круг друзей и единомышленников;

• сделать чтение увлекательным исследованием;

• разбудить фантазию и поучаствовать в процессе творчества;

• через призму писателей и их творчество посмотреть на время и происходящие события.

1.Проведение анкетирования «Портрет современного читателя» среди учащихся школы, родителей и учителей. Анализ анкет, презентация

2. Творческие работы в 5-6, 8 классах. Сочинение-рассуждение «Моя любимая книга», «Мой любимый литературный герой», «Книга в моей жизни».

3. Читательские дневники пятиклассников.

4.Творческие работы учеников 5-6 классов: поделки, кроссворды, рисунки.

5. Рассуждения в форме эссе «Читать или не читать классическую литературу?», «Через книги увиденный мир», «Жизнь художественного текста вне книги», «Электронная книга и аудиокнига 21 века». (9-11 классы)

6. Защита презентаций. Фильм «Читать – это модно?»

(По стихотворению Дмитрия Быкова)

Сценарий защиты проекта

Ведущий:Наш сегодняшний разговор будет о книге.

Ведущий:Удивительное это дело – книга! За всю сознательную историю человечества не придумано ничего более поразительного, чем книга.

Ведущий: Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами и каждый может насытиться радостью, которую даёт книга.

Ведущий: Что можем сказать сегодня мы, читатели 21 века о книге? Главный вопрос нашего обсуждения – «Читать – это модно?»

Ведущий: Мы попробовали представить портрет современного читателя, и вот что у нас получилось.

Защита презентаций - итоги анкетирования «Портрет современного читателя»

Вопрос для обсуждения:

Как с течением времени изменился облик читателя и отношение к книге?

Ведущий:Меняются времена, нравы, вкусы. Меняются читатели. Меняется сам процесс чтения. Это неизбежно!

Ведущий: 21 век — век информационных технологий и с этим не поспоришь. И все же мнение, что обо всем можно узнать из телевизора и Интернета считаю опасным заблуждением.

Ведущий:Огромная проблема нашего времени, как мне кажется, цинизм и неверие в нравственные ценности, подмена их призрачными материальными. Что поможет человеку выжить в этом жестком мире, противостоять проявлениям аморальности и черствости? Может быть, литература?

Учитель:Именно с такими и многими другими волнующими вопросами работали ученики 5-11 классов в проекте «Читать – это модно?». Сегодня завершающий этап этой большой работы. В зале участники, показавшие лучшие результаты в общем зачете. Мы очень надеемся, что у нас получится диалог, который поможет подвести итоги.

Незнайка:Зачем читать? И так можно очень хорошо жить: есть вкусные конфеты, смотреть мультики, бегать по улицам! Вот это настоящая жизнь! И здоровье всегда будет хорошее. И друзей у меня будет много!

Ведущий:И в самом деле – зачем читать? Могут ли стать друзьями литературные герои? Как думают пятиклассники?

Выступления учеников 5 класса

. («Мой любимый литературный герой», «Моя любимая книга»)

Выступления учеников 6-а класса.

Вопрос для обсуждения:

Как вернуть интерес к книге, к её героям, к авторам, создавшим неповторимый литературный мир? (5-6)

Ведущий:Незнайка, пойдем, я покажу тебе, как поработали ребята. (Обзор выставки — кратко).

Посмотри, какие друзья всегда рядом с нами! У тебя, Незнайка, есть любимый литературный герой или любимая книга?

Подведение итогов, вручение грамот ученикам 5-6 классов

Ведущий: Есть один важный вопрос из ряда спорных. Нужно ли руководить детским чтением?

Ведущий: Мне кажется, право ребенка самому выбирать книги для чтения — первое признание его как личности. Чтение — это расширение круга его интересов, эмоциональное самовыражение.

Ведущий: Если посмотреть, что читают дети, то многое можно узнать о них.

Ведущий: Маленький Саша Пушкин… Интересно, что он читал?

Саша Пушкин:Я научился читать очень рано. Когда мне было 8 лет, я знал множество народных песен, сказок, сочинял на французском языке маленькие детские комедии. Ночью я забирался в кабинет отца и читал одну за другой книги, там меня нередко находили и отправляли спать. Мне всё было интересно. В книгохранилищах моего отца, дяди и их друзей были греческие и римские классики, переведенные на французский, энциклопедисты, философы и поэты XVIII века; Плутарх, Гомер, Вольтер, Руссо, Ювенал, Гораций, Парни, Верже, Мольер, Расин, Корнель, Грей, Гамильтон. Все эти писатели буквально дарили мне свои мысли, образы, чувства, ритмы. В 11 лет я знал всю французскую литературу наизусть. Моё воображение острее всего волновали всеобщие любимцы, французские лирики – Парни, Верже и, конечно, Вольтер. Чтение книг дополнялось тем, что я слышал в гостиной. Тогда было в моде читать друг другу стихи, свои и чужие. В гостиной матери я видел и слышал русских писателей – Батюшкова, Жуковского, Дмитриева, наконец, своего дядюшку Василия Львовича. Это был первый стихотворец, первый сочинитель, к которому я мог подойти близко, запросто, с которым был в живом общении.

Михайло Ломоносов: Зимой отцовские суда не выходили в море, и я учился читать и писать. Первыми учителями были сосед да приходской дьячок. Он-то очень скоро и упал передо мной на колени, потому что понял, что больше ничему не может научить такого ученика. В 12 лет хорошо читал в церкви каноны, псалмы и жития святых, а потом рассказывал сидящим старичкам более обстоятельно. Читал церковнославянские книги, «Грамматику» и «Арифметику», но слышал, что для серьёзного изучения наук надо учиться уметь читать и писать по-латыни. Для меня было ясно, что надо продолжать своё образование.

Ведущий:Мы часто слышим, как нам говорят, что книга — одно из самых эффективных лекарств против безнравственности и цинизма. Мы много раз повторяли на уроках, что главное призвание настоящей литературы — воспитание, побуждение к размышлениям.

Ведущий: Человек думает, значит, он Человек! «Человек читающий — человек разумный»

Ведущий: Но сегодня всё чаще звучат тревожные мысли о том, что в современной молодежи больше всего настораживает рассудочность, отсутствие страстей и романтизма.

Ведущий: Может ли книга же развивать чувства и оберегать душу от засыхания. Писатель Валентин Распутин заметил, что «читатель учится у книг не жизни, а чувствам.»

Ведущий: Писатель проходит сложный путь становления как личности. У каждого своя дорога. В юности Лев Толстой много работал над собой. Нужен ли был такой титанический труд над душой, над сознанием? Не проще ли было жить спокойно, получая удовольствия и развлекаясь?

Лев Толстой:

Свои дневники я начал писать в 18 лет, а закончил, когда был известным писателем в возрасте 82 лет. С чего всё началось? Я был студентом Казанского университета. Тогда на первой странице я написал: «Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития»

«Что я такое?» — с пристрастием вопрошал я себя в Дневнике.. И отвечал так: «Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового»

Зачем мне был нужен дневник? Я обращал внимание на самого себя, мои мысли и чувства, всё подвергал глубокому самоанализу.

Ведущий: Человек всегда стремится познать мир и думает о том, как сделать его лучше. Есть старая притча о том, как изменить мир

. Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя.

Обсуждение вопроса «Читать или не читать классическую литературу?»

Ведущий:При всем книжном изобилии не так много сейчас, к сожалению, книг-событий, книг-явлений, способных зажечь молодого читателя. Но может, есть смысл обратить внимание на книги нашего детства?

Ведущий: Еще одна беда теперешнего времени — дефицит общения. Эта насущная потребность каждого нормального человека все же не может в полной мере удовлетвориться хождением в гости, семейными бытовыми разговорами.

Ведущий: Интернет, компьютер, Всемирная паутина — вот что сегодня называют чудом эпохи. И не книга, а компьютерная игра стала лучшим подарком ко дню рождения.

Ведущий: Монитор — альтернатива книге, но только отчасти. Вы не замечали, что компьютер торопит: перед тобой открывается бездна и хочется охватить как можно больше, в то время как чтение — сложное и увлекательное исследование, требующее неторопливого размышления?

Обсуждение темы «Аудиокнига», «Электронная книга»

Как вы относитесь к новым форматам книг?

Как изменился облик читателя и его отношение к книге за последние 100 лет? Как вы относитесь к новым форматам книг: электронному и аудио? (10-11)

ВедущийКомпьютер вошёл в нашу жизнь, и нужно не бороться с ним, а использовать его для дела. Ведь книга может быть и электронной! На чём будет текст – на бумаге или на экране, не важно. Главное, чтоб книга смогла заинтересовать читателя.

Можно соревнования и конкурсы традиционные проводить с использованием компьютера и Интернета. Интересна публикация «Рейтинга читаемости» и «Рейтинга популярной книги».

Ведущий: Компьютер своими захватывающими играми, всемогущим Интернетом пытается вытеснить книгу, но книга была, есть и будет всегда!!! Книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой, впускающая тебя в новый уголок жизни. Книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик

Ведущий:«Вчера», несколько веков назад, книга не была доступным для каждого предметом. Ее изготовление было дорого: писали вручную, «корку» нередко обтягивали тканью или кожей, оформляли драгоценными камнями. А потому иметь книгу могли только очень богатые люди. У бедняков книг не было, да и грамоты они не знали. Читали книги только монахи.

Ведущий: Сегодня книгу можно купить в любом магазине — в электронном и обычном виде. Существуют даже аудиокниги. Люди читают книгу для получения информации или просто для себя. Что будет с книгой «завтра» — мы еще не знаем, но представить мир без нее просто невозможно. Лично для меня книги – это одна из ценностей, которую нужно хранить и беречь.

Ведущий:Книга открывает мир, размышляет о том, что такое любовь, благородство, счастье.

Ведущий:Старая притча так рассказывает о дороге к счастью. Пять человек взяли у мудреца карту счастья, и пошли в путь искать счастье. Один устал и вернулся назад. Второй не поверил в маршрут и тоже возвратился. Третий не рассчитал свои силы и сошел с пути. Четвертый дошел до цели, но ничего не видел на пути к счастью. Пятый видел и цель, и путь. Он то и оказался самым счастливым

Ведущий:Путь и цель помогает определить книга.

Обсуждение вопросов:

Через книги увиденный мир, Жизнь текста вне книги

Подведение итогов работы 8-11 классов, вручение грамот

Файлы: Презентация. Салтыков-Щедрин.ppt
Размер файла: 34304 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология