Автор конспекта:
Автор(ы): — Шевченко Ольга Григорьевна

Место работы, должность: —

г. Челябинска, МБОУ гимназия №63, учитель русского языка и литературы

Регион: — Город Москва

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Описывается работа по подготовке учащихся к написанию творческой работы сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.До 2012 года выпускникам предлагалось 2 варианта сочинения: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С2.2), из которых девятиклассник должен был выбрать только один. В демоверсии 2013 задание С2.2 отсутствует. Это значит, что все выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате, предложенной в задании.

Обучение лингвистическому анализу текста на уроках русской словесности в 6-9 классах как этап в подготовке выпускников к выполнению задания части С2 Г(И)А по русскому языку в 9 классе

Новая форма аттестации по русскому языку за курс основной школы – ГИА, еще недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, — становится преобладающей, а с 2013 года – основной и единственной. Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяет в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ГИА в новой форме предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текста на слух и в напечатанном виде, выбор ответа из нескольких предложенных, сжатый письменный пересказ, создание собственного текста на одну из предложенных тем. Каждый из них нужно специально отрабатывать.

Я хочу остановиться на работе по подготовке учащихся к написанию творческой работы – сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.До 2012 года выпускникам предлагалось 2 варианта сочинения: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С2.2), из которых девятиклассник должен был выбрать только один. В демоверсии2013задание С2.2 отсутствует.Это значит, чтовсе выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате, предложенной в задании.

Для успешного выполнения этого нелегкого для учащихся задания требуется формирования особых навыков работы с текстом. Работа с текстом не ограничивается только работой на уроках русского языка( где времени на отработку этих навыков практически не остается времени), не только на уроках литературы, где навык анализа текста имеет свое специфическое назначение , но и на так называемых интегрированных уроках, а именно уроках словесности. С моей точки зрения, именно уроки словесности являются оптимальным способом подготовки учащихся к выполнению заданий части С2, поскольку они становятся центром интеграции слова и образа, именно уроки словесности развивают у учащихся умение чувствовать слово, видеть его роль в тексте. На этих уроках развивается целая система интеллектуальных навыков: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, перенос, самостоятельный поиск, интуитивное решение, догадка, связанные с изучением грамматики русского языка и литературы, других предметов, являющихся важнейшими предпосылками для развития речевых способностей учащихся, условиями, предопределяющими правильность употребления слов и построения предложений, точность выражения мыслей, убедительность и доходчивость составления текстов, и, в конечном счете, успешное выполнение задания С2 экзамена по русскому языку. Ведь именно на уроках словесности ученик понимает, что каждая языковая единица имеет форму и значение. Попадая в контекст, она “приспосабливается” к нему и к своему языковому значению, добавляет некое речевое значение. Возникающее речевое значение может быть различным по степени своей индивидуальности.

Остановлюсь подробнее на этапах подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения на этих уроках.

Организовывая работу по предполагаемым 36 темам, я обратила внимание, что все разнообразие тем может быть систематизировано по нескольким темам: лексика и фразеология, лексика и грамматика, морфология, человек и язык (речь), язык и речь, язык художественной литературы. Обо всем этом учащиеся получают информацию и на уроках русского языка, и на уроках литературы. На уроках русского языка по программе под редакцией В. В. Бабайцевой учащимся предлагаются задания к некоторым упражнениям, которые готовят к лингвистическому анализу текста, учат писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Но это очень мало в сравнении с общим количеством заданий, многие из них отнесены в урокам по развитию речи.Поэтому при подготовке к сочинению я использую систематизацию навыков, которые учащиеся получили на уроках по основам русской словесности, где работа над анализом текста организована поэтапно.

В 6 классе учащиеся учатся видеть роль употребления диалектных слов, историзмов и архаизмов, учатся анализировать роль существительных, прилагательных, глаголов в тексте произведения. Учащимся предлагаются задания типа: сравните слова душа-душонка и определите их эмоциональную окраску. Эти задания обращают учащихся к слову, заставляют их задуматься, подготавливают к переходу к анализу их роли в тексте. Другой тип заданий, я считаю, напрямую связан с экзаменом в 9 классе. Так учащимся предлагается объяснить высказывание А. С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, но в чувстве соразмерности и сообразности». Учащиеся начинают анализировать саму цитату, выделяя ключевые слова, учатся ее комментировать. Именно этот навык комментария прочитанного фрагмента пригодится на итоговой аттестации в 9 и 11 классе.

Таким образом, уже с 6 класса учащиеся должны уметь читать цитату, комментировать ее содержание, вчитываться в слово, определять его изобразительную роль. А каждый курс словесности начинается с изучения средств художественной изобразительности.

В 7 классе задания усложняются, теперь учащиеся должны объяснить роль слова в тексте художественного произведения. Так при изучении темы « Диалог и монолог в художественно словесности» учащимся предлагается по рассказу Чехова «Злоумышленник» ответить на такой вопрос: Что вы можете сказать, судя о репликам персонажей, об их социальном положении, профессии, культурном уровне, характерах? А при изучении темы» Слово в прозе» дается такое задание: представьте нарисованную картину. Какими средствами языка делают картину наглядной, создают эмоциональное напряжение? Обратите внимание на стилистическую и эмоциональную окраску лексики, на формы словесного выражения, на средства художественной изобразительности.(эпитеты, повторы, антитезы, инверсии) Как видно, уже к 7 классу учащиеся должны свободно владеть лингвистической терминологией, уметь анализировать стилистическую окраску лексики и изобразительную роль синтаксических единиц. Практически все, что требуется от выпускников на экзамене по русскому языку.

С каждым годом навык анализа языковых единиц углубляется, чтобы в 9 классе учащиеся могли свободно владеть этим навыком. И именно на этом этапе становится возможным обобщить сведения, полученные ранее, постепенно включая в занятия по русскому языку и основам русской словесности лингвистический анализ текста.

Начинаю я такую работу с повторения способов определения темы текста, понятия «ключевые» слова, отработки навыка выделения ключевых слов в параграфе учебника словесности и в отдельно взятой цитате. Далее постоянно на всех занятиях идет работа, позволяющая в системе повторить и скорректировать навыки анализа текста.

В 9 классе они углубляют знания о предметно-логическом значении слова и субъективном, эмоционально-экспрессивном его смысле. Учащиеся получают задания: Как отбор и организация языковых средств служит передачи мысли и чувства в произведении? Учащимся предлагается сопоставить словесные ряды с разной эмоциональной окраской и выявить, каким настроением проникнуто изображение? Возможно предложить и такие задания: Как служат созданию картины и передаче авторского чувства и мысли эпитеты, метафоры и сравнения в данном фрагменте? На примере из данного стихотворения покажите употребление тропов и одной из поэтических фигур. Учащиеся тренируются находить, называть и анализировать роль лингвистического явления. Большую роль в работе по подготовке к сочинению играют образовательные технологии. Особенно эффективна в этом случае технология «Лаборатория учебного исследования». Умение читать тему исследования, выдвигать гипотезу, отбирать необходимый словесный материал, анализировать его и формулировать выводы уже само по себе готовит к написанию рассуждения, учит приводить доказательства с опорой на текст, применять язык науки( терминологию) в своей работе. В этой технологии я работаю достаточно успешно именно на уроках словесности, тем боле, что задания учебника ориентируют на это и учителя, и учащихся.

Интересно была организована подобная работа при изучении темы «Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания» На примере текста из романа М. Ю. Лермонтова учащимся предлагалось проанализировать, как отбор и организация языкового материала служит выражению авторскую оценку. Как языковые средства помогают понять авторскую оценку ситуации?

Таким образом постепенно, на каждом практически уроке, учащиеся «оттренировывают» навык лингвистического анализа, учатся всматриваться в словесную ткань, подбирать аргументы и словесно их оформлять в высказывание. Пользуясь материалами учебника, я даю задания, связанные с анализом текста в соответствии с цитатой( в качестве образцов беру цитаты из сборника И. Цыбулько – 36 вариантов к ГИА по русскому языку»), а материал для наблюдений учащиеся находят в упражнениях. Это и тренирует их, и помогает мне как учителю избежать специального «натаскивания» на определенные темы, учит ребят самостоятельно находить выход из ситуации.

Конечно, работу по подготовке к сочинению я провожу на всех уроках, но самыми благодатными в этом плане являются именно уроки по основам русской словесности. Результаты тоже разные, нельзя с уверенностью сказать, что все учащиеся легко анализируют цитату и подбирают к аргументы по теме высказывания, но уже то, что данная работа для них привычна и не является необычным видом деятельности, позволяет надеяться, что в психологическом плане учащиеся, освоившие курс словесности, будут чувствовать себя хотя бы более комфортно по сравнению с теми учениками, которые не получил подобного уровня тренинга. Что касается качества выполнения, то здесь уже задача перед самими учащимися попытаться с полной отдачей выполнить задания, показать, чему они научились за все эти годы, свои достижения в лингвистическом анализе текста, а учитель на этом завершающем этапе может только корректировать и консультировать, что и требуется при работе над подготовкой к выполнению заданий ГИА по русскому языку в 9 классе.

Файлы: Вариант 3.doc
Размер файла: 58880 байт.

Рубрики: Русский язык Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология