Автор конспекта:
Автор(ы): — Бабенко Лю.бовь Петровна

Место работы, должность: — МБОУ «Шевелёвская средняя общеобразовательная школа» Учитель русского языка, литературы и МХК

Регион: — Кемеровская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Цели урока:

Образовательная: совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся при написании сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающая: формированиепознавательных, коммуникативных умений и навыков анализировать содержание и проблему текста, комментировать, аргументировать, делать выводы, последовательно и логически излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка.

Воспитывающая: формирование патриотического и нравственного самосознания,развитие творческих способностей, совершенствование навыков работы в малой группе.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебникпод редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

Привлечён дополнительный материал к учебнику в виде справочника под редакцией И.П.Цыбулько «ЕГЭ-2012. Русский язык», словарных статей, литературных источников о творчестве В.Некрасова, исторических документов и фотографий (битва за Сталинград), оформлена книжная тематическая выставка, составлены списки литературы для чтения о Великой Отечественной войне с указанием смежных проблем для выбора материала в качестве аргументов (экземпляр индивидуально для каждого)

Используемая методическая литература: —

1. Г.А.Соколова «Уроки русского языка и словесности». Опыт лингвистического анализа текста: Москва: Дрофа. 2003.- с.7

2. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1990. – 82 с.

3. Фоминых Ю.В. Интегрированный подход к формированию мировоззрения. – М.: «Педагогика».2007.-с.11

4. ЯтайкинаА.А. Об интегрированном подходе в обучении /А.А. Ятайкина // Шк. технологии.-2001 -№6.-С. 10-15.

Используемое оборудование: —

Учебно-техническое обеспечение урока:мультимедийный проектор и программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, мультимедийный проигрыватель Winamp, компьютерная презентация интегрированного урока с методическими заготовками (авторская работа); папки, памятки, обучающие схемы, схемы-концепты, тетради (банк аргументов) для подготовки к ЕГЭ, тесты для лингвистического анализа и орфографической проверки знаний, словари, книжная тематическая выставка.

Используемые ЦОР: —

1. http://revolution.allbest.ru

2. http://www.lib.ua-ru.net/dis/cont/111609.html

3. http://ru.wikipedia.org/wiki

4. http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip

5. http://school4-perm.narod.ru/kio.htm

Краткое описание: — Методическая идея урока: развитие мышления и формирование языковой грамотности через проникновение и синтезирование изучаемой темы, использование знаний из разных дисциплин посредством межпредметной и внутрипредметной интеграции, практическое применении информационно-компьютерной технологии и элементов проблемного обучения в условиях подготовки к ЕГЭ. Объектом интеграции был выбран фрагмент из произведения художественной литературы для многоаспектного анализа текста и организации обобщающего повторения по русскому языку при подготовке к ЕГЭ (текст В. Некрасова «Через 10 лет…» был прочитан ранее на уроке внеклассного чтения по литературе).

Концепция интегрированного урока-практикума в 10 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

по тексту В.Некрасова в условиях подготовки к ЕГЭ»

Вашему вниманию предлагается модель интегрированного урока русского языка в 10 классе, в котором показаны возможные варианты использования интеграции русского языка и литературы, истории и информатики.

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.Некрасова в условиях подготовки к ЕГЭ».

Методическая идея урока: развитие мышления и формирование языковой грамотности через проникновение и синтезирование изучаемой темы, использование знаний из разных дисциплин посредством межпредметной и внутрипредметной интеграции, практическое применении информационно-компьютерной технологии и элементов проблемного обучения в условиях подготовки к ЕГЭ.

Объектом интеграции был выбран фрагмент из произведения художественной литературы для многоаспектного анализа текста и организации обобщающего повторения по русскому языку при подготовке к ЕГЭ (текст В. Некрасова «Через 10 лет…» был прочитан ранее на уроке внеклассного чтения по литературе).

Текст отражает конкретные особенности исторической эпохи XXвека, в которую создано произведение В.Некрасова. Краткий и наглядный по содержанию текста историко-литературный комментарий раскрывает особенности событий, связанных с историей Сталинградской битвы в 1942 году в период Великой Отечественной войны (данная тема была изучена на уроке истории).

На уроке в виде выставки нашли применения и произведения изобразительного искусства, иллюстрации, что способствовало углубленному пониманию идейно-художественного и образного своеобразия литературного произведения, развитию логического мышления, обогащению эстетического кругозора (материал уроков МХК).

Текст-образец учительской интерпретации позволяет школьникам не только сориентироваться в работе, но и, «отталкиваясь» от него как от одного из возможных вариантов восприятия текста, помогает создать по алгоритму свое высказывание, поделиться своими чувствами и переживаниями, включиться в диалог (и диалог с учителем, и со своими товарищами, и, главное, с автором произведения).

Цель урока:формирование лингвистической, коммуникативной, эстетической и нравственной компетенции при подготовке к ЕГЭ. (Общая цель позволяет решить образовательно-воспитательную проблему урока)

На уроке решались определенные поэтапные задачи: систематизировать знания по русскому языку, литературе и истории с целью подготовки к ЕГЭ; активизировать познавательную деятельность (через создание ситуации для поиска материала, обработки материала); систематизировать знания об особенностях художественного стиля, основных видах тропов и способах их выражения; развивать навыки создания сочинений — рассуждений; развивать речь, учить излагать информацию убедительно, обосновывать и аргументировать авторскую и свою точку зрения; содействовать формированию патриотических чувств и нравственных качеств личности.

Формой организации учебной деятельности был выбран урок- практикум русского языка в 10 классе.

На уроке нашли применение активные методы обучения:

проблемно-тематический метод создания текстов сочинения-рассуждения по типу задания «С» с определением проблемы;

метод формирования приемов учебной работы посредством примененияправил, образцов, алгоритмов, планов, памятки;

коммуникативно- диалоговый методформирования речевых навыков и умений, применяемый в эвристической беседе, дискуссии;

метод «текстоцентрического» подхода к лингвостилистическому и литературоведческому анализу, выявление языковых единиц и их функций в контексте;

метод кейсапри создании справочника и сборника аргументов;

творческий методкак средство личностной активизации;

применение ИКТ при отборе информации при выполнении домашнего задания и составление презентации методических рекомендаций.

Уровень методической новизныурока объясняется целым рядом причин:во-первых, художественный мир целого произведения познается в процессе фрагментарного анализа, формируется представление о целом явлении; во-вторых, интегрированные методы обучения побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению связей, к развитию логики, коммуникативных способностей; в-третьих, форма проведения уроков — практикумов интегрированного типа нестандартна и интересна, требуют оригинального подхода, авторских методических приемов, основанных на материалах информационных и компьютерных технологий, отличаются динамичностью содержания, технической обеспеченностью.

Вид урока по структуре: урок-практикум (45 минут отличается компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью. Эффективность выбранной формы урока подтверждена.

Место темы в системе изучения русского языкав 10 классе: данное занятие является одним из 34, включённых в календарно- тематическое планирование по программе под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

Учебно-техническое обеспечение урока:мультимедийный проектор и программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, мультимедийный проигрыватель Winamp, компьютерная презентация интегрированного урока с методическими заготовками (авторская работа); папки, памятки, обучающие схемы, схемы-концепты, тетради (банк аргументов) для подготовки к ЕГЭ, тесты для лингвистического анализа и орфографической проверки знаний, словари, книжная тематическая выставка.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока-практикума имеет свою специфику и состоит из нескольких этапов.

Обучающиеся должны были до урока прочитать произведение В.Некрасова, ответить на ряд вопросов литературоведческого плана, подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя, истории создания произведения, подобрать аргументы к контексту, определить орфографические и пунктуационные особенности текста. Индивидуально отдельные ребята приняли участие в создании информационной презентации (поиск информации в Интернет, оформление дидактических и методических материалов).

С целью активизации учебной деятельности в ходе урока нашли применение следующие формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная.

Роль учителя на уроке раскрылась в сотрудничестве с обучающимися:необходимо было помочь сформировать идею, определить проблему, правильно применить аргументы и факты, контролировать и консультировать обучающихся, направлять их деятельность. Виды деятельности разумно сочетаются, ведут к поставленной цели.

Так при реализации домашнего задания (анализ отдельных эпизодов) обучающиеся пришли к заключению, что в тексте постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося осмыслить происходящее, почувствовать и понять войну. Отсюда – двоякая позиция главного героя: непосредственный рассказ «из войны» о войне. В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства и желание сохранить доброе и человеческое внутри себя. По-особенному зазвучала одна из проблем текста: зачем выращивать сад во время войны…

Для создания эмоционального настроя и сопоставления словесных образов уместным стало использование информационных и компьютерных технологий. Это позволило собрать все наблюдения в единую систему целостного восприятия текста, но уже на уровне более глубокого понимания. Так, создав некую визуальную метафору произведения, я соединила эмоционально-художественный и логический виды творческой деятельности в единое целое.

Этапы работы: весь урок подчинен авторскому замыслу и составляет единое целое, компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу.

Привлечён дополнительный материал к учебнику в виде справочника под редакцией И.П.Цыбулько «ЕГЭ-2012. Русский язык», словарных статей, литературных источников о творчестве В.Некрасова, исторических документов и фотографий (битва за Сталинград), оформлена книжная тематическая выставка, составлены списки литературы для чтения о Великой Отечественной войне с указанием смежных проблем для выбора материала в качестве аргументов (экземпляр индивидуально для каждого),

Подготовительный этап урока предполагалзнакомство особенностями написания сочинения; знакомство с критериями оценки, структурой, принципами работы с текстом; выявление наиболее важных проблем и тем, которые рассматриваются в тексте.

Технологический этап урока раскрыл особенности построения сочинения-рассуждения:смысловую цельность, связность, логичность, коммуникативный замысел, точность выражения мысли, разнообразие грамматических форм, средства выразительности, богатство словаря.

Аналитический этап урока помог применитьсравнение аргументов, изучение проблемы и общественного мнения, прийти к конкретным выводам.

Контрольно-коррекционный этап урока предусматривал анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.

Практический этап аналитического анализа текстаВ.Некрасова «Через десять лет…» позволилреализовать проблемно-исследовательское задание. Интерпретируя художественный текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок образов и тем, дополненных выдержками из литературоведческих работ, иллюстрациями, историческими документами, фотографиями. При лингвистическом и смысловом анализе текста учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

Пример задания:определите тему текста /О памятных местах, связанных с историей Великой Отечественной войны/;

определение противоречий и основной проблемы /Центральная проблема:конфликт жизни и смерти, живого — мёртвого. Проблема душевной кра­соты и щедрости личности, проблема созидания пре­красного [в любых условиях: военных и мирных]

Теоретический материал повторяется с помощью мини-разминки, аналитической беседы по содержанию исходного текста:

1. Где происходит действие рассказа? (В Сталинграде)

2. В каких временных отрезках развивает действие рассказа? Сколько их? (В трёх временных пластах: осень 1942 года, спустя 10 лет)

3. Какие события изображены в каждом времени? Война. Послевоенное время. Возведен сад. Прошло ещё несколько лет. Страна восстала из руин.

4. Зачем садовник сохранял тополя и посадил вишни? Что движет им?
(Надежда на то, что живое победит мёртвое, он верил в счастливое будущее –победу. Это человек со светлой душой и стремлением к прекрасному, движимый тихой любовью к родной земле.)

5. Какой сквозной образ объединяет все части текста? (Тополя…)

6. Что они олицетворяют? (Сквозной образ деревьев олицетворяет жизнь)

7. Какой конфликт изображён в рассказе? (Конфликт жизни и смерти. Антитеза живого и мёртвого. Война — смерть, деревья— жизнь.)

8. Можно ли назвать поступок садовника подвигом? (По-своему он совершает подвиг: израненную, из­решечённую пулями, искалеченную войной землю возвращает к жизни.)

Тренинг. Самопроверка. Кроме того, учащиеся расширяют целостные знания о языке, формируют эстетический вкус, желание обога­тить свой словарный запас и применять полученные знания и умения в практике устной и письменной речи.

Далее проверяем записи в таблице,которые помогут правильно и качественно подобрать аргументы, определить художественное своеобразии языка В.Некрасова. Обучающиеся находят метафоры, сравнения, эпитеты доказывают понимание роли в тексте изобразительно — выразительных средств языка.

Для закрепления предложено решение тестовых заданий блока «А» и «В». Особое внимание уделяется видам речевых ошибок.

В представленном уроке учитывается принцип поэтапной подготовки к выполнению заданий ЕГЭ. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения в условиях подготовки к экзаменам имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков и развитие познавательных и творческих способностей. Домашняя работа с электронной тетрадью — «флеш» должна быть продолжена на следующем уроке.

Интегрированный урок-практикум– условие для развития литературно-творческих способностей школьников. Кроме того, на всех этапах осуществлялись воспитательные цели: формирование нравственных качеств, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, к коллективу, к Родине.

Файлы: Урок русского языка в 10 классе.doc
Размер файла: 109568 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология