Автор конспекта:
Автор(ы): — Комиссаров Владимир Федорович

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельного подхода. Деятельный подход требует постоянной опоры процесса обучения физики на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Оценка материально-технической базы кабинета физики № 1

Казанского суворовского военного училища в контексте ФГОС общего образования

I Введение

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечивать:

1) Возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

2) Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, требований к санитарно-бытовым условиям, строительных норм и правил, требований пожарной и электробезопасности, требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.

Новые стандарты включают требования к условиям реализации образовательной программы, в том числе к материально-техническим условиям. Ключевые моменты для их реализации:

1) необходимая полнота комплектов;

2) материально-технические средства обучения, обеспечивающие не только потребности уроков физики, но и внеурочную деятельность в рамках предмета.

Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельного подхода. Деятельный подход требует постоянной опоры процесса обучения физики на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

В настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В данное время в школах параллельно сосуществуют обе системы.

Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.

В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности. Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.

Кабинет физики кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть оснащен учебно-методической, справочно-информационной, научно-популярной и другой литературой, пожарным инвентарем и аптечкой. В кабинете должна быть инструкция по правилам безопасности труда.

Только комплексное использование систем демонстрационного и лабораторного оборудования на базе оптимально организованных рабочих зон учителя и учащихся в кабинете физики создает необходимые условия для достижения целей обучения в условиях действия стандарта второго поколения.

II Сравнительная оценка материально-технической базы кабинета физики № 1

Казанского суворовского военного училища в контексте ФГОС общего образования

1. Кабинет физики

Рекомендации ФГОС

Кабинет физики Казанского СВУ

Снабжение кабинета физики должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности.

К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, специалистами подводится переменное напряжение 42В от щита комплекта электроснабжения.

К демонстрационному столу должно быть подведено напряжение 42 и 220В.

В торце демонстрационного стола размещается тумба с раковиной и краном.

В кабинете физики необходимо иметь:

— противопожарный инвентарь и аптечку;

-инструкцию по правилам безопасности труда.

На фронтальной стене кабинета размещается таблица приставок и единиц «СИ», физические постоянные.

Кабинет физики должен быть оснащен системой затемнения.

Кабинет физики должен иметь лаборантскую для хранения оборудования и подготовки опытов, быть оснащен компьютером с мультипроектором и интерактивной доской, учебно-методической, справочно-информационной, научно-популярной литературой, учебниками, задачникам, комплектами тематических таблиц по всем разделам курса физики, портретами выдающихся физиков, картотекой с заданиями для индивидуального обучения, для проведения контрольных и самостоятельных работ.

Кабинет физики №1КСВУ имеет лаборантскую для хранения оборудования и для подготовки экспериментов.

В лаборантской комнате находится общая электрощитовая.

На рабочем месте учителя в кабинете имеется мультипроектор, интерактивная доска и телевизор.

К демонстрационному столу подается напряжение 380В от электрощита, находящегося в лаборатории.

В демонстрационном столе установлен щит электроснабжения (ЩЭШ-1200) для подачи напряжения 42В к ученическим партам.

На фронтальной стене кабинета размещены таблицы: «Система СИ», «Основные физические постоянные», «Основные свойства твердых, жидких и газообразных тел», «Множители и приставки», «Инструкция по технике безопасности».

Лабораторное и демонстрационное оборудование хранится в специальных шкафах, расположенных вдоль задней стены кабинета.

Учебно-методическая и справочная литература кабинета:

-учебники для 10 и 11класса (Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский);

-задачники (составители В.Ф.Комиссаров, А.А.Заболотский);

— материалы для подготовки к ЕГЭ;

-научно-популярная литература.

В кабинете имеются комплекты заданий для индивидуального обучения, проведения контрольных и самостоятельных работ.

Не соответствует рекомендации ФГОС:

— нет подводки воды к кабинету.

2. Лабораторное оборудование.

Отсутствие в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ заданий по проверке экспериментальных умений с использованием лабораторного оборудования негативно сказывается на преподавании школьных предметов естественно-научного цикла. Повсеместное введение тестирования в массовую проверку знаний и вполне понятное стремление учителей подготовить учащихся к выполнению предлагаемых тестов приводят к пренебрежению лабораторными и практическими работами по предмету.

В соответствии с требованиями Стандарта образования учащиеся должны обладать не только конкретными знаниями, но и практическими умениями и основами естественно-научного метода познания.

Оптимальным для достижения указанных целей является использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике.

Использование тематических комплектов:

— способствует формированию важнейшего общеучебного умения, такого как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;

— позволяет проводить экспериментальную работу на любом этапе;

— радикально уменьшает трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.

Важнейшее значение имеет то, что тематические комплекты могут быть использованы для организации самостоятельного изучения и проведения физического практикума.

В состав фронтального оборудования наряду с аналоговыми входят и цифровые средства измерения. К ним относятся электронный секундомер с датчиками в комплекте по механике.

Наличие секундомера позволяет перевести на экспериментальную основу введение всех кинематических величин и исследование движения, а также изучение законов динамики.

В комплект лабораторного оборудования общего назначения входят рычажные весы, а в комплект молекулярной физики — цифровые. Таким образом, учащиеся знакомятся с фундаментальным принципом измерения (сравнение), и получают современный прибор для измерения массы тела.

Рекомендации ФГОС

Возможности кабинета физики Казанского СВУ

В соответствии с программой, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программ общеобразовательных учреждений для 7-9классов по учебно-методическим комплектам (УМК) А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ предусмотрены следующие лабораторные работы:

Механика

1.Определение цены деления измерительного прибора (7кл);

2. Измерение размеров малых тел (7 кл);

3. Измерение массы тела на рычажных весах (7 кл);

4. Измерение объема тела (7 кл);

5. Определение плотности тела (7 кл);

6. Градуировка пружины и измерение сил динаометром (7 кл);

7. Выяснение условия равновесия рычага (7 кл);

8. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости (7 кл);

9. Определение выталкивающей силы (7 кл);

10. Выяснение условий плавления тел (7 кл);

11. Исследования равноускоренного движения без начальной скорости (9 кл);

12. Измерение ускорения свободного падения (9 кл);

13. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины (9 кл).

Лабораторная работа по разделу «Механика», предусмотренная программой общеобразовательных учреждений для 7-9классов по УМК А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, выполняется с помощью оборудования общего назначения или с помощью лабораторных комплектов «Механика» (в кабинете данный комплект имеется 15экземпляров) и комплекта «Механика» (Лаборатория L-микро).

При выполнении данных лабораторных работ используются следующие приборы общего назначения: измерительные цилиндры, динамометры, рычажные весы, бруски, набор тел, рычаги, трибометры.

Данные приборы имеются в наличии в кабинете в достаточном количестве.

Лабораторные работы: «Исследование равномерного движения без начальной скорости», «Измерение ускорения свободного падения» проводятся только с помощью комплекта «Механика» (лаборатория L-микро).

При выполнении данных работ учащиеся пользуются электронным секундомером с датчиком.

Молекулярная физика

1. Сравнение количества теплоты (8 кл);

2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела (8 кл).

Лабораторные работы по разделу «Молекулярная физика» могут быть выполнены приборами общего назначения или «Набором по молекулярной физике и термодинамике» (НМФТ-2).

Электродинамика

1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках (8 кл);

2. Измерение напряжения на различных участках цепи (8 кл);

3. Регулировка силы тока реостатом (8 кл);

4. Измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра (8 кл);

5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе (8 кл);

6. Изучение электрического двигателя (8 кл);

7. Сборка электромагнита и испытание его действия (8 кл);

8. Изучение явления электромагнитной индукции.

Лабораторная работа по программе 7-9классов по разделу «Электродинамика» выполняется нами с помощью лабораторных комплектов «Электричество» (лаборатория L-микро) или с помощью лабораторных приборов общего назначения.

Количество лабораторных комплектов «Электричество» и лабораторных приборов общего назначения достаточно.

Оптика и элемента атомной и ядерной физики

1. Получение изображения при помощи собирающей линзы (9 кл);

2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии трека (9 кл);

3. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (9 кл).

Лабораторная работа «Получение изображения при помощи собирающей линзы» выполняется cпомощью лабораторных комплектов «Оптика» (лаборатория L-микро).

В соответствии с программой, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы среднего (полного) общего образования по учебно-методическим комплектам (УМК) Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотский, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ предусмотрены лабораторные работы в 10-11 классах.

Механика

1. Изучение движения тела по окружности (10 кл);

2. Изучение закона сохранения механической энергии (10 кл);

3. Определение ускорения свободного падения (11 кл).

Данные лабораторные работы выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Механика» (лаборатория L-микро) или с помощью приборов общего назначения.

Молекулярная физика

1. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака (10 кл).

Данная лабораторная работа выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Молекулярная физика и термодинамика» («Школьник – В»).

Электродинамика

1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (10 кл);

2. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников (10 кл);

3. Наблюдение действия магнитного поля тока (11 кл);

4. Изучение явления электромагнитной индукции (11 кл).

Данные лабораторные работы выполняются с помощью комплекта лабораторной работы «Электричество» (лаборатория L-микро).

Возможности кабинета позволяют проводить данные лабораторные работы с помощью лабораторных приборов общего назначения.

Оптика

1. Измерения показателя преломления стекла (11 кл);

2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы (11 кл);

3. Измерение длины световой волны (11 кл);

4. Наблюдение сплошного и линейчатого спектра (11 кл).

Лабораторные работы № 1,2,3 выполняются с помощью лабораторного комплекта «Оптика» (лаборатория L-микро).

На наш взгляд, более лучшие результаты получаются при выполнении данных работ с помощью традиционных приборов.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектра» проводится с использованием демонстрационных приборов: газоразрядных трубок, прибора Спектр-1 и спектроскопа.

III Демонстрационный эксперимент

Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Вся система оборудования для демонстрационного эксперимента по физике построена на основе оптимального сочетания классического оборудования и оборудования, основанного на применении цифровых методов измерения и компьютерных измерительных систем.

Отбор оборудования включенного в «Требования к оснащению образовательного процесса по физике» формируется с учетом ряда принципов:

— с учетом тенденции обучения по физике;

— новой концепции обучения по физике.

Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте. В соответствии с этим принципом демонстрационное оборудование представлено в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике» так, что оно обеспечивает исследование максимально возможного числа изучаемых явлений и законов, а так же следствий фундаментальных законов.

Второй принцип – преемственность систем оборудования между первой и второй ступенями. В соответствии с этим принципом оборудование, включенное в перечень основной школы, является фундаментом, на котором будет формироваться перечень старшей профильной школы.

Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это составляет такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерения и способов экспериментального исследования явлений.

В рекомендациях к «Требованиям к оснащению образовательного процесса по физике» учтено, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектному подходу.

Целый ряд демонстрационного оборудования – комплекты по механике, электричеству и оптике – при проведении опытов располагаются на «магнитной» доске с помощью магнитов.

Рекомендации ФГОС

Возможности кабинета физики Казанского СВУ

Перечень демонстрационного оборудования общего назначения и универсальных тематических наборов изложены в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике».

В наших кабинетах имеется практически весь перечень оборудования общего назначения, предусмотренный в «Требованиях к оснащению образовательного процесса по физике».

Имеются следующие тематические наборы по демонстрационному эксперименту:

— «Механика» (лаборатория L-микро);

— «Газовые законы и свойства насыщенных паров» (лаборатория L-микро);

— «Электричество» 1, 2, 3 (лаборатория L-микро);

— «Набор для изучения принципов радиосвязи»;

— «Геометрическая оптика» (лаборатория L-микро);

— «Волновая оптика»;

-комплект приборов для определения постоянной Планка;

— «Набор спектральных трубок с источником их зажигания»;

— комплект для изучения свойств электромагнитных волн».

В нашем кабинете отсутствуют:

-набор для демонстрации Броуновского движения;

-компьютерный измерительный блок с набором датчиков, осциллографическая приставка;

-секундомер с датчиком;

-комплект приборов по молекулярной физике согласованный с универсальной цифровой системой измерения;

-комплект по квантовой физике на базе комбинированной цифровой системы измерения.

Использованная литература:

1. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года);

3. Закон Российской федерации «Об образовании»;

4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы по физике. Планирование результатов основной образовательной программы по физике;

5. Проект требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (Основная школа);

6. Требования к структуре основной образовательной программы по физике;

7. Требования к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета "Физика";

8. Никифоров Г.Г. “Рекомендации по оснощению кабинета физики в основной школе для обеспечения учебного процесса”;

9. Требования к оснащению образовательного процесса по физике.

Файлы: Fizika_crossword.rar
Размер файла: 10404 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология