Автор конспекта:
Автор(ы): — Афанасьева Елена Викторовна

Место работы, должность: — учитель начальных классов

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: — Узнать, как выглядит опасность и почему она возни¬кает; развивать кругозор детей; воспитывать бережное отношение у своей жизни, находчивость, собранность

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемое оборудование: — Оборудование:
1. Игрушечные телефоны;
2. Таблицы и плакаты «Опасность игры с огнем», «Новогодняя елка», «Первичные средства пожаротушения»;
3. Знаки безопасности — у каждого ученика;
4. Карточки для игры «Крестики-нолики» — на каждой парте.

Краткое описание: — Раздел 4 НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 31. Огонь, вода и газ Цели урока: Узнать, как выглядит опасность и почему она возни¬кает; развивать кругозор детей; воспитывать бережное отношение у своей жизни, находчивость, собранность. Оборудование: 1. Игрушечные телефоны; 2. Таблицы и плакаты «Опасность игры с огнем», «Новогодняя елка», «Первичные средства пожаротушения»; 3. Знаки безопасности — у каждого ученика; 4. Карточки для игры «Крестики-нолики» — на каждой парте. Ход урока I. Организационный момент II. Введение в тему III. Опасность пожара Слайд 3 IV. Игра «Вызов по телефону пожарной команды» Слайд 5 VI. Рассказ учителя Слайд 7 VII. Вода в доме VIII. Если чувствуешь запах газа IX. Распределительный диктант X. Итог урока XI. Домашнее задание 1. Прочитать текст «Огонь, вода и газ» (учебник, стр. 4—6); отве¬тить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 6); 2. Задания 1, 2 раздела «Подумай!» (стр. 6); 3. Выполнить задания 1-5 на странице 7.

МОУ «Водяновская СОШ»


Конспект открытого урока
по природоведению,
проведенного в 3 классе
по теме:
«Огонь, вода, и газ»


Учитель начальных классов:
Афанасьева Елена Викторовна


Водяновка
Январь 2009 г.
Раздел 4 НАШАБЕЗОПАСНОСТЬ
Урок 31. Огонь, вода и газ
Цели урока: Узнать, как выглядит опасность и почему она возни­кает; развивать кругозор детей; воспитывать бережное отношение у своей жизни, находчивость, собранность.
Оборудование:
1. Игрушечные телефоны;
2. Таблицы и плакаты «Опасность игры с огнем», «Новогодняя елка», «Первичные средства пожаротушения»;
3. Знаки безопасности — у каждого ученика;
4. Карточки для игры «Крестики-нолики» — на каждой парте.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему
Мы начинаем сегодня работать по новому разделу, Откройте книги на с. ____ и прочитайте его название. 1 слайд
На этом уроке мы узнаем, какие опасности нас могут подстерегать и как надо себя вести в таких ситуациях. 2 слайд
Отгадайте загадку о первой опасности:
Шипит и злиться,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)
Опасность вторая. О ней сказано вот в этой загадке:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не зевай и не стой,
А залей его … (Вода)
О третьей опасности сказано в следующих загадках:
1)Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Плита)
2)Он для всех опасен нас,
называют его… (Газ)
Итак, тема нашего урока «Огонь, вода и газ».

III. Опасность пожараСлайд 3
На классной доске записаны слова Владимира Маяковского:
Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!
Учитель читает эти слова и задает вопрос:
- Как случаются пожары? Назовите причины.
Дети называют причины пожара, а учитель записывает на доске:
1. неисправность электрических приборов;
2. забывчивость (забыл выключить);
3. искра (печь, камин);
4. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);
5. спички (игры со спичками);
6. керосин, бензин, газ. Слайд 4
Самые главные виновники пожаров — люди.

IV. Игра «Вызов по телефону пожарной команды»Слайд 5
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан в миг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным …«01».
Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
называть адрес,
сообщить, где го­рит;
свой номер телефона;
свою фамилию;
на каком этаже горит;
как лучше подъехать к дому;
сколько подъездов в доме.
Все это нужно сообщить быстро, без запинок. Слайд 6

Далее читается текст в учебнике «Если возник пожар» (стр. 4).

VI. Рассказ учителяСлайд 7
На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опас­ности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком — внизу меньше дыма.
Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происхо­дит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обяза­тельно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным ды­моходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современ­ном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряп­ками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.
Слайды 8, 9
Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности.

VII. Вода в доме

Читается текст в учебнике «Вода в доме» (стр. 5).
- Как действовать при аварии водопровода?
- Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки? (Прорвало трубу, вентиль горячей и холодной воды, звони соседям, диспетчеру, родителям.)
- Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?
(Вентиль, диспетчер.) Слайд 10
Вентиль клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер - работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа).

VIII. Если чувствуешь запах газа
Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.
Читается текст в учебнике на стр. 6.
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квар­тире запах газа? (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. для взрыва газа дос­таточно даже крошечной искры в телефонном аппарате).
- Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают? (Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на тру­бе: звони в газовую службу — 04).
При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и вклю­чать свет (в выключателе может проскочить искра). Нужно немед­ленно перекрыть газовую трубу (необходимо знать, где перекрыва­ется газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника служ­бы газа.
Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты проверяют утечку мыль­ной пеной.
Если запах идет с лестничной площадки, надо обязательно вы­яснить, откуда, и устранить утечку. От этого могут зависеть здоро­вье и жизнь десятков человек. Чтобы самому не стать причиной не­исправности газовой сети, к ней нужно относиться серьезно. На­пример, никогда не виснуть и не качаться на трубах.
Возможные причины утечки газа:
1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь,
слабый огонь был задут сквозняком,
не до конца закрыт кран газовой плиты.
2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб,
неисправные газовые приборы.
Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила: Слайд 11
Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04 от соседей.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

IX. Распределительный диктант
Работа проверяется по трем вариантам: Слайд 12
I вариант — огонь;
II ва­риант — вода;
IIIвариант — газ.
Учитель читает утверждения — как бороться с возникшей опас­ностью. Ученики записывают ответы по вариантам.
- Набросить одеяло.
- Закрыть входную дверь.
- Пробираться ползком.
- Позвонить диспетчеру.
- Кричать и махать полотенцем.
- Завернуть вентиль.
- Обратиться за помощью к соседям.
- Проветрить помещение.
- Назвать свой адрес и телефон.

X. Итог урока
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Как действовать при аварии водопровода?
- Что нужно и него нельзя делать, если почувствуешь в квар­тире запах газа?
Посмотрим, как вы запомнили правила безопасности. Предлагаю выполнить тест. Слайд 13
А теперь проверим. Слайд 14
Ученики читают вывод в учебнике на странице 7:
В квартире может неожиданно возникнуть пожар, произойти авария водопровода или утечка газа. Чтобы не растеряться в этих случаях (особенно если дома нет взрослых), надо хорошо запом­нить, как правильно действовать.

XI. Домашнее задание
1. Прочитать текст «Огонь, вода и газ» (учебник, стр. 4—6); отве­тить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 6);
2. Задания 1, 2 раздела «Подумай!» (стр. 6);
3. Выполнить задания 1-5 на странице 7.
— —






Тест
Тема: Огонь, вода и газ
1. Соедини стрелочками номера телефонов и назва­ния срочных служб:
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь

2. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания — ведь горит не в твоей квар­тире.

4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать прежде всего?
а) оставить все как есть до прихода родителей — это дело взрослых;
б) завернуть специальный вентиль и позвонить роди­телям;
в) выйти из квартиры.

5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?
а) открыть окно;
б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу — 04;
в) зажечь спичку.
— — — — — — —


П А М Я Т К А

ОГОНЬ
ВОДА
ГАЗ
· 01
· называть адрес,
· сообщить, где го­ит;
· свой номер телефона;
· свою фамилию;
· на каком этаже горит;
· как лучше подъехать к дому;
· сколько подъездов в доме.
Все это нужно сообщить быстро, без запинок.
· закрыть вентиль,
· позвонить родителям
· срочно скажи об этом взрослым,
· сразу открыть окна и проветрить квартиру,
· проверь, закрыты ли краны на плите,
· немедленно позвони по телефону 04 от соседей,
· не включать свет и не зажигать спички

— — — —

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология