Автор конспекта:
Автор(ы): — Молоканова Елена Александровна

Место работы, должность: — Филиал МБОУ СОШ с. Троекурово в с.Топтыково Чаплыгинского муниципального района Липецкой области учитель химиии

Регион: — Липецкая область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Цели урока:

образовательные: закрепить понятия степень окисления, окислительно-восстановительные реакции; рассмотреть процессы передачи и принятия электронов, научить составлять реакции методом электронного баланса, познакомить с практической стороной процессов окисления и восстановления;

развивающие: продолжить развитие интеллектуальных умений – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция;

воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения на процессы превращения веществ, нравственной сферы личности, экологической образованности, интереса к предмету;

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник по химии, авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман 8 класс

Используемое оборудование: —

Оборудование: растворы соляной кислоты, серной кислоты, хлорида бария, хлорида меди(II);металлы — цинк, железо, кальций, магний; вода; на каждый стол штатив с двумя чистыми пробирками, склянки с растворами веществ, путевой лист;презентация «Окислительно — восстановительные реакции», текст теста.

Краткое описание: — Конспект урока и презентация направлены на закрепление новых знаний и способов действий. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои умения в определении степеней окисления элементов, составлении уравнений методом электронного баланса, рассматривают значение окислительно-восстановительных процессов в природе и жизни человека.

Ход урока.

В течение этого учебного года каждый урок химии — это ещё одна ступенька в познании мира, который окружает нас, и частью которого являемся мы.

Всё сразу объять невозможно, начнём по порядку.

Что изучает химия? ( Вещества, превращения и явления, сопровождающие эти превращения)т.е. химические реакции.

По признаку — числу исходных и полученных веществ, по их составу какие типы химических реакций вам известны? ( р. Соединения, разложения, замещения, обмена)

Рассмотрим реакцию: Д.О.

CuCl₂+Fe=FeCl₂+Cu (Ученик записывает на доске уравнение.)

К какому типу относится эта реакция по признаку – числу исходных и полученных веществ?

Исследуем эту реакцию по признаку – изменение степени окисления у атомов элементов.

Дайте определение степени окисления. Каковы правила определения степеней окисления?

Определите степени окисления у элементов (Слайд №2) .( ученик у доски последнюю строчку, учащиеся первые две)

Проверьте свои ответы (Слайд №3)

Как называются реакции, идущие с изменениями степеней окисления?

Верно, на прошлом уроке мы познакомились с окислительно-восстановительными реакциям и продолжаем их изучение.

Тема урока: (Слайд №4,№5) (записываем в путевом листе, который в течение урока поможет нам совершенствовать умения писать окислительно-восстановительные реакции, уравнивать химические реакции методом электронного баланса, находить их среди других реакций, а также поговорим о значении ОВР).

Эпиграфом нашего урока станет философский закон «Единство и борьба противоположностей».

Попробуем доказать это в течение урока, на вооружение возьмём и изречение М.В. Ломоносова от 1748г. (Слайд№6)

Что такое ОВР? (Слайд №7)

Вспомним правило записи окислительно-восстановительных реакций. (Слайд №8) ( Ученик у доски, учащиеся в путевом листе)

Cu⁺²Cl₂+Fe⁰=Fe⁺²Cl₂+Cu⁰

Fe0 -2e→Fe+2

ок-ся

в-ль

Cu+2 +2e→Cu0

в-ся

ок-ль

Рассмотрим ещё один пример: (учащийся у доски)

4K0+O0₂=2K+1₂O-2

K0 -1e→ K+1 Ῑ4 Ῑ 4 K0 -4e→4 K+1

ок-ся

в-ль

O20 +4e→ 2O-2Ῑ1Ῑ O20 +4e→ 2O-2

в-ся

ок-ль

Существует мнемоническое правило: Отдаёт – окисляется, сам восстановитель.

Взял – восстановился, сам окислитель.

(Слайд №9,10,11)

Могут ли эти процессы протекать отдельно друг от друга?

В этом их единство.

А в чём их противоположность?(Отдача электронов, присоединение электронов

Повышение ст.ок. — понижение ст.ок.)

Проведите исследование: на столах реактивы, проведите реакции, рассмотрите их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

Не забудьте о технике безопасности (Слайд № 12-13 )

( Проверка Слайд №14 )

Все ли реакции можно отнести к окислительно-восстановительным? Обоснуйте.

Вы хорошо потрудились, давайте отдохнём!

Физкульт- минутка. (Слайд №15) — приложение музыка

Как прекрасен этот мир! А есть ли в нём место ОВР?(Слайд №16)

Ответы учащихся.

Что можно сказать за и против окислительно-восстановительных реакций.

(Выступления учащихся)

Слайды № (17-19)

Слайд №(20-22)

Слайд №(23-25)

Слайд №(26-29)

( Окислительно- восстановительные реакции чрезвычайно распространены, с ними связаны процессы обмена веществ в организме, брожения, фотосинтез, с ними же связаны и пожары и взрывы, гниение и порча продуктов.

Дискуссию можно продолжать долго, но думаю, знания нужны для того, чтобы управлять этими реакциями.

Какие реакции относятся к ОВР?

Чем характеризуется процесс окисления? (отдача эл.)

В чём сущность процесса восстановления? (принятие эл., понижение ст. ок.)

Докажите, что процессы окисления и восстановления связаны между собой.

Могут ли электроны, покинув атомы элемента остаться невостребованными?

Прав был М.В. Ломоносов…

Посмотрим как вам удаётся ориентироваться в заданиях на тему ОВР (тесты)

ОВР имеют и практическую направленность, по ним так же производятся расчёты.

Задача на дом: В раствор хлорида меди (II) массой 120г и массовой долей 5%, опустили железный гвоздь. Какова масса выделившейся меди?

Записи в тетради, п. 43, попробуйте объяснить стрелки над уравнениями в тексте

Оценки за урок:

Файлы: Конспект урока ОВР.zip
Размер файла: 30722 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология