Автор конспекта:
Автор(ы): — Молоканова Елена Александровна
Место работы, должность: — Филиал МБОУ СОШ с. Троекурово в с.Топтыково Чаплыгинского муниципального района Липецкой области учитель химиии
Регион: — Липецкая область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
Цели урока:
образовательные: закрепить понятия степень окисления, окислительно-восстановительные реакции; рассмотреть процессы передачи и принятия электронов, научить составлять реакции методом электронного баланса, познакомить с практической стороной процессов окисления и восстановления;
развивающие: продолжить развитие интеллектуальных умений – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция;
воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения на процессы превращения веществ, нравственной сферы личности, экологической образованности, интереса к предмету;
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник по химии, авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман 8 класс
Используемое оборудование: —
Оборудование: растворы соляной кислоты, серной кислоты, хлорида бария, хлорида меди(II);металлы — цинк, железо, кальций, магний; вода; на каждый стол штатив с двумя чистыми пробирками, склянки с растворами веществ, путевой лист;презентация «Окислительно — восстановительные реакции», текст теста.
Краткое описание: — Конспект урока и презентация направлены на закрепление новых знаний и способов действий. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои умения в определении степеней окисления элементов, составлении уравнений методом электронного баланса, рассматривают значение окислительно-восстановительных процессов в природе и жизни человека.
Ход урока.
В течение этого учебного года каждый урок химии — это ещё одна ступенька в познании мира, который окружает нас, и частью которого являемся мы.
Всё сразу объять невозможно, начнём по порядку.
Что изучает химия? ( Вещества, превращения и явления, сопровождающие эти превращения)т.е. химические реакции.
По признаку — числу исходных и полученных веществ, по их составу какие типы химических реакций вам известны? ( р. Соединения, разложения, замещения, обмена)
Рассмотрим реакцию: Д.О.
CuCl₂+Fe=FeCl₂+Cu (Ученик записывает на доске уравнение.)
К какому типу относится эта реакция по признаку – числу исходных и полученных веществ?
Исследуем эту реакцию по признаку – изменение степени окисления у атомов элементов.
Дайте определение степени окисления. Каковы правила определения степеней окисления?
Определите степени окисления у элементов (Слайд №2) .( ученик у доски последнюю строчку, учащиеся первые две)
Проверьте свои ответы (Слайд №3)
Как называются реакции, идущие с изменениями степеней окисления?
Верно, на прошлом уроке мы познакомились с окислительно-восстановительными реакциям и продолжаем их изучение.
Тема урока: (Слайд №4,№5) (записываем в путевом листе, который в течение урока поможет нам совершенствовать умения писать окислительно-восстановительные реакции, уравнивать химические реакции методом электронного баланса, находить их среди других реакций, а также поговорим о значении ОВР).
Эпиграфом нашего урока станет философский закон «Единство и борьба противоположностей».
Попробуем доказать это в течение урока, на вооружение возьмём и изречение М.В. Ломоносова от 1748г. (Слайд№6)
Что такое ОВР? (Слайд №7)
Вспомним правило записи окислительно-восстановительных реакций. (Слайд №8) ( Ученик у доски, учащиеся в путевом листе)
Cu⁺²Cl₂+Fe⁰=Fe⁺²Cl₂+Cu⁰
Fe0 -2e→Fe+2
ок-ся
в-ль
Cu+2 +2e→Cu0
в-ся
ок-ль
Рассмотрим ещё один пример: (учащийся у доски)
4K0+O0₂=2K+1₂O-2
K0 -1e→ K+1 Ῑ4 Ῑ 4 K0 -4e→4 K+1
ок-ся
в-ль
O20 +4e→ 2O-2Ῑ1Ῑ O20 +4e→ 2O-2
в-ся
ок-ль
Существует мнемоническое правило: Отдаёт – окисляется, сам восстановитель.
Взял – восстановился, сам окислитель.
(Слайд №9,10,11)
Могут ли эти процессы протекать отдельно друг от друга?
В этом их единство.
А в чём их противоположность?(Отдача электронов, присоединение электронов
Повышение ст.ок. — понижение ст.ок.)
Проведите исследование: на столах реактивы, проведите реакции, рассмотрите их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.
Не забудьте о технике безопасности (Слайд № 12-13 )
( Проверка Слайд №14 )
Все ли реакции можно отнести к окислительно-восстановительным? Обоснуйте.
Вы хорошо потрудились, давайте отдохнём!
Физкульт- минутка. (Слайд №15) — приложение музыка
Как прекрасен этот мир! А есть ли в нём место ОВР?(Слайд №16)
Ответы учащихся.
Что можно сказать за и против окислительно-восстановительных реакций.
(Выступления учащихся)
Слайды № (17-19)
Слайд №(20-22)
Слайд №(23-25)
Слайд №(26-29)
( Окислительно- восстановительные реакции чрезвычайно распространены, с ними связаны процессы обмена веществ в организме, брожения, фотосинтез, с ними же связаны и пожары и взрывы, гниение и порча продуктов.
Дискуссию можно продолжать долго, но думаю, знания нужны для того, чтобы управлять этими реакциями.
Какие реакции относятся к ОВР?
Чем характеризуется процесс окисления? (отдача эл.)
В чём сущность процесса восстановления? (принятие эл., понижение ст. ок.)
Докажите, что процессы окисления и восстановления связаны между собой.
Могут ли электроны, покинув атомы элемента остаться невостребованными?
Прав был М.В. Ломоносов…
Посмотрим как вам удаётся ориентироваться в заданиях на тему ОВР (тесты)
ОВР имеют и практическую направленность, по ним так же производятся расчёты.
Задача на дом: В раствор хлорида меди (II) массой 120г и массовой долей 5%, опустили железный гвоздь. Какова масса выделившейся меди?
Записи в тетради, п. 43, попробуйте объяснить стрелки над уравнениями в тексте
Оценки за урок:
Файлы: Конспект урока ОВР.zip
Размер файла: 30722 байт.