Автор конспекта:
Автор(ы): — Акимова Тамара Ивановна

Место работы, должность: — МОУ «Пламенская СОШ»

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания по изготовлению блузы рубашечного покроя

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Краткое описание: — Комбинированный урок "Окончательная отделка изделия" предназначен: для закрепления знания по классификации традиционной одежды и способах обработки низа изделия

МОУ «Пламенская средняя общеобразовательная школа»
— — Разработка урока по технологии

9 класс
Окончательная отделка изделия
— — Автор: Акимова Тамара Ивановна – учитель технологии
Тема:
Окончательная отделка изделия
Цель: Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания по изготовлению блузы рубашечного покроя.
Цели:
Образовательные:
· Создать условия для освоения учащимися поузловой обработки низа изделия.
Развивающие:
· Развитие творческих способностей.
Воспитательные:
· Воспитание мотивации обучения;
· Воспитание эстетического вкуса, чувства стиля.
Задачи:
1. Дать общее представление об орнаментации тра­диционной женской и мужской рубахи.
2. Научить обрабатывать низ изделия.
3. Закрепить знание по классификации традици­онной одежды и ее терминологии.
4. Развивать интерес к истории русского костюма и воспитывать чувство гордости за свой народ.
Формируемые знания и умения к разделу технология
Знания
Умения
I уровень
Краткие сведения о технологии изготовления русской рубахи.
Декоративное оформление девичьей рубахи. Последовательность изготовленияблузы. Терминологияручныхима­шинныхопераций: сметыва­ние, втачивание (воротника, рукавов)
Раскладка выкройки на ткани с учетом направления нитей основы.
Перевод контурных линий двумя способами: с помощью булавокимела, копироваль­нойбумагиирезца. Сметываниеизделиякпер­войпримерке. Проведениепримеркиспо­мощьюучителя. Обработкацельнокроеных бортов.
Обработкагорловины подкройнойобтачкой. Работанашвейноймашине сэлектрическимприводом (наскорость)
II уровень
Направлениянитейосновы вдеталяхворотника. Операциипрогрессивной технологии, используемые присоединенииворотника сизделием. Последовательность обработкиворотникаисо­единенияегосизделием. Правилавлажно-тепловой обработкиизделия. Приемысборкиповырезу воротарусскойрубахи
Раскройблузы«кимоно» своротником-стойкой. Обработкаворотника. Вметываниеивтачивание воротника. Выполнениеручных стежков, строчек, исполь­зуемыхприизготовлении традиционнойрусской одежды
III уровень
Последовательность обработкирукавовивта­чиваниявпройму. Терминологиятехнологиче­скихопераций(посадкару­кава, вметывание, втачива­ниерукавов).
Способыобработкиразреза врусскойженскойрубахе
Раскройблузысрукавами рубашечногопокроя. Вметываниеивтачивание рукавоввоткрытуюпройму. Обработкапетельнамаши­не

Структура урока.
1. Организационный момент — 2 мин.
2. Проверка знаний и умений предыдущих уроков – 5 мин.
3. Сообщение познавательных сведений — 15 мин.
4. Практическая работа№1 — 35 мин.
5. . Практическая работа№2 — 20 мин.
6. Закрепление полученных знаний и умений — 5 мин
7. Демонстрация моделей — 5 мин.
8. Подведение итогов урока — 3 мин.
Средства обучения
1. Готовые блузы с разными видами воротника, ру­кавов и т. д.
2. Орнаментация традиционной рубахи.
3. Таблица классификации орнаментов.
4. Образцы обработки низа изделия
5. Виды отделки блузы.
6. Карточки-задания (проверка наименований на­родной одежды — ее деталей).
Тип урока: Комбинированный.
Межпредметные связи: ИЗО, история, трудовое обучение, литература, народное творчество в начальных классах.
Профориентационные сведения: Знакомство с профессией художника –модельера и швеи -мотористки.
Методы: Инструктаж, практическая работа, демонстрация моделей.
Литература: пословицы:
· “Люби дело – мастером будешь”;
· “Недаром говорится, что дело мастера боится”;
· “Делу время – потехе час” и т.д.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня мыдолжныобобщить ваши знания и умения по изготовлению блузы. А эпиграфом к уроку «Окончательная отделка изделия» я бы взяла слова:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Художник – модельер должен быть в курсе современной моды, работать с журналами мод, делать зарисовки интересных деталей и фасонов, но он может создавать прекрасные модели и с учетом знаний о народном костюме. Поэтому, прежде чем мы приступим к окончательной отделке изделия, давайте вспомним, а что мы знаем об украшении женской народной рубахи.
II. Проверка знаний и умений предыдущих уроков.
Учитель. Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапра­бабушка? Как выглядели будничные и праздничные на­родные костюмы, как и зачем украшали их?
Давайте вспомним классификацию традиционной одежды.
В течение нескольких веков в разных концах земли Рус­ской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Задание 1.
Заполните схему, учитывая особенности женского и мужского костюмов и регион проживания.
Работа по бригадам.

Классификация


Традиционной одежды одежды
см. в прилагаемом текстовом документе

А теперь проверим правильность заполнения (слайд 16).

Критерии оценки:
1. Какая из бригад быстрее справилась с заданием.
2. У кого из 3-х бригад наименьшее количество ошибок.
3. Самая дружная и творческая бригада.
В чем отличие северного и южного костюмов для женщин? А для мужчин? Все ли разнообразия элементов народного костюма мы учли?
Вопросы для повторения:
1 Чем отличается народный праздничный костюм от современного?
2 В чем секрет красоты русского народного костюма?
3 Какую роль играли узоры в убранстве крестьянского костюма?
III. Сообщение познавательных сведений.
Учитель. На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имели прорези — «окош­ки» для рук. Длинным рукавам приписывалась в старину кол­довская сила. Вспомни Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи – «сенокосицы» (в которой косили).
Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно ска­жется на ее потомстве. Прикасаясь к земле и травам, изукрашенным подо­лом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в ор­наментах вышивки, и сама получаст взамен жизненные силы.
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Ряды орнамента выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки. Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря.
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо не случайно фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало.
Красный цвет был цветом солнца, огня, жизни, красоты, силы. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Наибольшее распространение в 19 веке получили два типа женских рубах: с прямыми и косыми плечевыми вставками-поликами, расширявшими их нагрудную часть. Для придания руке большей свободы движения под рукав вшивалась ромбическая вставка-ластовица из кумача.
Свадебный костюм-самый нарядный и торжественный. Крестьянская свадьба – особый праздник, насыщенный множеством обрядов. Требовался особый костюм, непременно богато украшенный, несущий в себе волшебную магию красоты.
Орнамент мог быть геометрическим, растительным, изображать животных, птиц, человеческие фигуры. Для русского народного орнамента характерна смешанность образов.
Главной идеей орнамента в женского наряде была идея плодородия, причем плодородие женщины связывалось с плодородием земли. Потому женщина в праздничном костюме, по представлениям славян, оказывала магическое воздействие на землю.
Орнаменту русского костюма были свойственны прямолинейность и геометричность. Например, мотив круга– символ солнца– заменяется квадратом или ромбом, поставленным на угол, что подтверждается названием этих узоров– «круги», «круговые».
Частым элементом вышивки являются крестообразные фигуры. С крестом связывалась идея процветания, удачи, поэтому практиковалось многократное воспроизведение креста с целью усиления и увеличения благополучия. Он использовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца.Нередко крест выступал в соединении с ромбами, розетками, квадратами, кругами. На вышивках встречаются изображения крестов в ромбах. Часто из этих крестов словно вырастают человеческие фигурки то с опущенными, то с поднятыми руками. Иногда чередуются между собой «девы» с поднятыми руками и «матери» с опущенными. Соединение этих женских изображений с ромбом, в который они вписаны, символизирует женское начало в природе и само плодородие.
К орнаменту чаще всего применяют тематическую классификацию, выделяя геометрический, животный, растительный и антропоморфный орнамент
Перед вами контур русской народной рубахи. Ваша задача – украсить рубаху простым геометрическим орнаментом. Помните, что вышивка не только украшала, но и оберегала женщину.
Задание 2.
Создать эскиз современной модели блузы с использованием элементов традиционного народного костюма.
Работа по бригадам.
Самостоятельно оценить свою работу (в бригадах) по следующим критериям по пятибалльной шкале:
Критерии
Кол-во баллов
оригинальность идеи
— — использование элементов традиционного народного костюма
эстетика оформления;
— — объем работы.
— — — Описание внешнего вида
(характер представления)
Практическая работа №1
Итак, мы приблизились с вами к последней ступеньке мастерства – окончательная отделка изделия.
Работа по пошиву блузы почти завершена, нам осталось лишь обработать нижний срез изделия. А чтобы блуза приобрела красивый внешний вид и мы могли бы с удовольствием надеть ее сами или подарить кому-либо, нам необходимо отутюжить готовое изделие.
Для начала давайте вспомним любые виды обработки нижнего среза изделия.
Виды обработки нижнего среза изделия
Способ обработки
Технологическая схем а
2
3
Швом вподгибку с за­крытым срезом
— — — — — Швом вподгибку с от­крытым срезом.

I



Швом вподгибку с от­крытым срезом с ис­пользованием клеевой паутинки.


Застрачивание края де­тали двойной машин­ной строчкой (разно­видность шва вподгибку с закрытым срезом).

Потайной подшивоч­ной строчкой,образо­ванной петлеобразны­ми стежками


Подшивочной строч­кой, образованной кре­стообразными стежка-
ми



Тесьмой.


Т
Окантовка полоской из тонкой ткани.




Задание 3.
Постарайтесь восстановить пропущенные сведения в таблице.
Индивидуальная работа по карточкам – заданиям.
— — — Виды обработки нижнего среза изделия
Способ обработки
Технологическая схем а
2
3
Швом вподгибку с за­крытым срезом
— — — — ?

?





Швом вподгибку с от­крытым срезом с ис­пользованием клеевой паутинки.




?



?

Подшивочной строч­кой, образованной кре­стообразными стежка-
ми



?
?


?



Сверить с первоначальной таблицей и отметить ошибки в своей работе.
Вводный инструктаж.
1. Распределить учащихся, в зависимости от уровня сложности обработки низа изделия, на три бригады.
2. Четкий инструктаж, с демонстрацией отдельных технологических операций, для каждой из трех бригад.
№ бригады
(уровень сложности)
Вид обработки
Содержание работы
I
Швом вподгибку с от­крытым срезом.
Нижний срез изделия обметать и застрочить
II
Швом вподгибку с за­крытым срезом
— — Подогнуть нижний срез на изнаночную сторону на 5-7мм, подогнуть еще раз на величину подгибки низа, заметать и подшить потайными стежками.
III
Окантовка полоской из тонкой ткани.
. У плотных, сильно осыпающихся тканей нижний срез можно окантовать и подшить к изделию потайной под­шивочной строчкой, образованной петлеоб­разными стежками
— — 3. Определить объем работы, степень завершенности.
4. Установить критерии оценки практических работ учащихся.
Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
1. Контроль организации работы, самостоятельности.
2. Соблюдение требований культуры поведения.
3. Соблюдение правил техники безопасности.
Целевые обходы.
1. Проверка своевременного начала работы и организации рабоче­го места учащихся.
2. Проверка правильности выполнения приемов сметывания срезов.
3. Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
4. Проверка правильности пользования документацией письмен­ного инструктирования.
5. Контроль качества выполнения операции, своевременное пре­дупреждение ошибок.
6. Оказание индивидуальной помощи: проверка качества, утюжки, чистки изделия, совет и оказание взаимопомощи самих учащихся.
7. Оказание индивидуальной помощи учащимся, опережающих свое задание.
8. Проверить наличие на изделии отделки.
9. Проверка соблюдения учащимся правил техники безопасности.
10. Проверка применяемых способов самоконтроля.
11. Прием и оценка практических работ учащихся.
При проведении практической работы, сделать небольшой перерыв для проведения физкультминутки.
Гимнастика для глаз
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза,(повторить 5-6 раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Посмотри вдаль, найди самый удалённый объект и задержи на нём взгляд около 1 минуты, переведи свой взгляд на экран.
Прием и оценка практических работ учащихся.
Критерии оценки качества работы:
а) для 1-й бригады:
1. ширина шва вподгибку по всей длине одинаковая и равна 20 мм;
2. машинная строчка ровная, выполнена на 15 мм открая подгиба;
3. влажно-тепловая обработка выполнена качественно
б) для 2-й бригады:
1. ширина шва вподгибку по всей длине одинаковая и равна 10 мм; 2.машинная строчка ровная, выполнена точно по краю подгиба; 3.влажно-тепловая обработка выполнена качественно.
в) для 3-й бригады:
1. ширина шва вподгибку по всей длине одинаковая и равна 20 мм; 2.окантовка среза по всей длине одинаковая и равна 5 мм 3. машинная строчка ровная, выполнена на 1 мм отшва окантовки; 4. влажно-тепловая обработка выполнена качественно
IV. Практическая работа №2
Окончательная отделка изделия.
Блузка в гардеробе современной женщины играет очень важную роль . Это универсальная вещь , которая из повседневной легко превращается в нарядную если ее украсить какими-то декоративными элементами: ярким шарфом, палантином, декоративным цветком.
По способу изготовления, несмотря на многообразие отделок, их можно классифицировать следующим образом.
Выделено семь подгрупп отделок, которые могут сочетаться друг с другом в одном изделии:
- Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, отделочных строчек, а также вырез горловины, форма низа изделия и рукавов.
- Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны.
- Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, сутаж, бахрома, лента, цветы.
- Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застежки-молнии.
- Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами.
- Отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, спилок, бархат, кружевное полотно.
- Отделка деталей изделия печатным рисунком.

Вводный инструктаж.
a. Выполнить отделочные работы: пришить отделочные детали, фурнитуру.
b. Удалить сметочные строчки, почистить блузу
c. Выполнить В.Т.О.
d. Взаимоконтроль в бригаде
Целевые обходы.
1. Организация рабочего места учащихся.
2. Проверка правильности выполнения приемов работы.
3. Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
4. Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
5. Проверка соблюдения учащимся правил Т.Б.
Прием и оценка готовых работ учащихся.
Критерии оценки готового изделия:
1. Соответствие модели индивидуальным особенностям фигуры и направлению моды.
2. Соответствие ткани, цветовой гаммы выбранной модели.
3. Оригинальность применения и сочетания отделки с изделием.
4. Качество изготовления и ВТО готового изделия.
V. Закрепление изученного материала.
В чем секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении многих веков женщины украшали орнаментом тканые изделия?
А теперь давайте мысленно пройдемся по ступенькам нашего мастерства и вспомним, какую из них вам было всего сложнее преодолеть?
Задание 4.
Составьте технологическую цепочку поэтапного изготовления блузы.
Обработка воротника
Втачивание воротника
Подготовка к первой примерке
Раскрой блузы
Первая примерка. Обработка бортов
Окончательная обработка блузы
Соединение боковых срезов и средних швов рукавов
Обработка низа рукава, втачивание рукава в пройму
Работа в бригадах.
А теперь проверьте себя, сравнив вашу последовательность изготовления с ступеньками мастерства, которые вам пришлось преодолеть. (слайд )
Ступеньки мастерства.
8. Окончательная обработка блузы
7. Втачивание воротника
6. Соединение боковых срезов и средних швов рукавов
5. Обработка воротника
4. Обработка низа рукава, втачивание рукава в пройму
3. Первая примерка. Обработка бортов
2. Подготовка к первой примерке
1. Раскрой блузы
— — VII. Демонстрация моделей.
Под музыку продемонстрировать каждой учащейся свою модель.
Критерии:
Лучшее художественное решение модели.
Лучшая творческая работа.
Лучшее представление своей модели.
VIII.Подведение итогов:
Речь сегодня об отделке:
В ней очень часто моды суть.

Не бойся пробовать, рискнуть.
Отделка – этот не эстетство
И не безликий антураж,
А выразительное средство,
Что подтверждает имидж наш.

Отделка может быть различной:
Быть постоянной, съемной быть.
И наш костюм весьма обычный
Отделка может изменить.

И в сочетанье красок, цвета,
Конечно, должен быть союз,
И только лишь учтя все это,
Проявим мы хороший вкус.

Старательность и аккуратность –
Залог бесспорной красоты.
Не допускай ни в чем халатности,
Тогда всего добьешься ты!

Подвести итоги работы на уроке а) оценка всей бригады(замечания, ошибки).
б) отметить лучшие работы бригады
в) технология обработки (рациональные методы обработки, качество)
Сегодня вы узнали о том, как украшали свои изделия ваши прабабушки и какие виды отделки смогли бы применить и вы сами.
Мы отметили лучшие работы и выслушали мнения, и оценки ваших одноклассниц. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Мы должны знать прошлое, чтобы придумывать новое.
Желаю вам дальнейших творческих успехов!
.Анализ урока
1. Сообщение о достижении цели урока.
2. Анализ выполнения учащимися практических работ.
3. Показ лучших работ.
4. Разбор типичных ошибок.
5. Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
6. Сообщение критериев оценок и их аргументация.

Файлы: цели и задачи.doc
Размер файла: 230912 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология