Автор конспекта:
Автор(ы): — Александрова Диана Николаевна

Место работы, должность: —

Учитель начальных классов лицея №144 Калининского района

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Классный руководитель

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Метод обучения: проблемно-диалогический

Цели:

образовательные:

• познакомить учащихся с эпохой “Великих реформ” XIX века;

• познакомить с преобразованиями Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.

развивающие:

• развивать речь учащихся;

• пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;

• развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;

• развивать память и внимание детей.

воспитательные:

• прививать интерес к прошлому нашей страны;

• воспитывать чувство гордости за Россию.

Оборудовании: карточки с историческими терминами, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация. (Приложение 1)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №144 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект урока окружающего мира

«Александр-освободитель»

Для учащихся 3 «Г» класса

Автор:Александрова Диана Николаевна

Санкт-Петербург

2012

Метод обучения: проблемно-диалогический

Цели:

образовательные:

• познакомить учащихся с эпохой “Великих реформ” XIX века;

• познакомить с преобразованиями Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.

развивающие:

• развивать речь учащихся;

• пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;

• развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;

• развивать память и внимание детей.

воспитательные:

• прививать интерес к прошлому нашей страны;

• воспитывать чувство гордости за Россию.

Оборудовании: карточки с историческими терминами, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация. (Приложение 1)

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: включить учащихся в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторить материал прошлых уроков.

— С какой эпохой мы сейчас с вами знакомимся?

— Какова была тема прошлого урока?

(“Гроза двенадцатого года”)

— Какая же гроза нависла над Россией?

— Когда это произошло?

— Как называлась война 1812 года?

(на слайде 1: 1812 г. Отечественная война)

— Почему эта война так называлась?

— Как об этом говорится в задании на с.37(Р. т.) ?

-Давайте проверим кроссворд из этого задания дальше.

— Мы говорили, что на борьбу с вражеской армией поднялся весь народ России. Скажите, как назывались простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками? (партизаны)

— Кто командовал русской армией?

(на слайде – портрет М. И. Кутузова)

— Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию?

(на слайде – портрет Наполеона)

— Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войны? А само сражение?

(на слайде – иллюстрация Бородинского сражения)

III. Постановка проблемы. Определение темы урока.

Цель: создать проблемную ситуацию, сформулировать тему урока, выдвинуть гипотезы.

— Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы.

— Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии?

(Слайд 2 – портрет Александра II)

— Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император — освободитель.

Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока.

(Слайд 2) Запишите ее в тетрадь.

— Какие вопросы у вас возникли, когда вы узнали тему урока?

(Учитель записывает на доске вопросы детей.

Предполагаемые вопросы:

— Как звали императора?

— Когда он правил?

— Почему его назвали освободителем?

Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии?

— Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике)

— Итак, открываем учебники…

IV. Совместное “открытие” новых знаний.

Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога.

1. Чтение вслух 1 абзаца на с.84 .

Вопросы после чтения:

— Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?( Да. Императора звали Александр II)

— А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда я помогу.

— Когда правил Александр II?

(на слайде: Александр II, 1856-1881)

— А почему же его прозвали освободителем, нам предстоит узнать в ходе урока.

— Какие противоречия в рассказе вы заметили?

-Чем объяснить, что за первые 50 лет построена одна железная дорога, а за следующие – десятки?

Слайд 4 с фильмом

Вы вспомнили железную дорогу.

— Что видели на ней? (рельсы, шпалы..)

— Из каких материалов всё изготавливалось?

— Что необходимо для того, чтобы двигаться? (уголь)

— Откуда брать все материалы, топливо, технику ? (искать, а затем изготавливать на заводах)

— А кто занимается всем этим? ( Рабочие)

— Сколько их надо? А они есть в России? Почему?

На слайде 5 : отмена крепостного права

— Что вы знаете о крепостном праве?

— Когда оно было отменено?

на слайде 6 : 19 февраля 1861 года)

— Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?

(дети высказывают свои мнения)

— Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)

— Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века.

2. Чтение страниц учебника про себя

(с. 84-85; 1 абзац параграфа «Отмена крепостного права» )

Вопросы после чтения:

— Что узнали о России и Европе того времени?

(Слайд 7 — Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе)

— Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века.

— Но при чем же здесь крепостное право? (дети высказывают свои версии)

— А почему же крепостное право мешало развитию России?

— Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?

— А как обстояли дела в Европе?

(Продолжение показа слайда 3 — Россия: крепостные крестьяне; Европа: вольнонаемные рабочие)

— Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии)

— Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?

5. Чтение вслух параграфа «Отмена крепостного права» до конца (с. 85)

Вопросы после чтения:

— Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)

Чтение стихотворения

— Почему так произошло? Ваши версии?

6. Рассказ учителя и подготовленных учеников

— Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, — в темных избах.

— Какой у вас возник вопрос?

(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)

— Выскажите ваши версии.

— Найдите ответы на вопросы в учебнике.

7. Чтение текста на с. 86- 87 «Россия обновлённая»

Вопросы после чтения:

— Изменилась ли жизнь в России?

— Кто такие “капиталисты”? (на доске)

— Кем становились крестьяне?

— Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны)

V. Первичное закрепление.

Цель: ответить на вопросы в процессе фронтальной работы; сформулировать основную мысль урока.

— Почему же Александра II прозвали освободителем?

-Когда это произошло?

— Это важно было для России? Почему?

— Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века?

— Сделайте вывод о правлении Александра II?

— Прочитаем вывод на с. 45.

(показ слайда 9)

VI. Самостоятельное применение знаний.

Цель: применить полученные знания при выполнении задания в тетради.

Выполнение задания 2 на с. 39 в рабочей тетради.

(проверка по эталону — слайд)

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: подвести итог урока; учить детей самоанализу и самооценке.

— Какие вопросы у вас возникли в начале урока?

— Смогли ли вы найти на них ответы?

— Что нового узнали?

— Как по-другому бы вы озвучили тему сегодняшнего урока?

(Реформы Александра II)

— Оцените свою работу на уроке?

— Как работал класс в целом?

— Спасибо за урок!

Домашнее задание. С. 85-87 (читать, отвечать на вопросы), с. 40, № 3-4(р.т)

Файлы: Составь предложение.rar
Размер файла: 33927 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология