Автор конспекта:
Автор(ы): — Александрова Диана Николаевна
Место работы, должность: —
Учитель начальных классов лицея №144 Калининского района
Регион: — Город Санкт-Петербург
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
Метод обучения: проблемно-диалогический
Цели:
образовательные:
• познакомить учащихся с эпохой “Великих реформ” XIX века;
• познакомить с преобразованиями Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.
развивающие:
• развивать речь учащихся;
• пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;
• развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;
• развивать память и внимание детей.
воспитательные:
• прививать интерес к прошлому нашей страны;
• воспитывать чувство гордости за Россию.
Оборудовании: карточки с историческими терминами, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация. (Приложение 1)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №144 Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект урока окружающего мира
«Александр-освободитель»
Для учащихся 3 «Г» класса
Автор:Александрова Диана Николаевна
Санкт-Петербург
2012
Метод обучения: проблемно-диалогический
Цели:
образовательные:
• познакомить учащихся с эпохой “Великих реформ” XIX века;
• познакомить с преобразованиями Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.
развивающие:
• развивать речь учащихся;
• пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;
• развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;
• развивать память и внимание детей.
воспитательные:
• прививать интерес к прошлому нашей страны;
• воспитывать чувство гордости за Россию.
Оборудовании: карточки с историческими терминами, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация. (Приложение 1)
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности.
Цель: включить учащихся в учебную деятельность.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторить материал прошлых уроков.
— С какой эпохой мы сейчас с вами знакомимся?
— Какова была тема прошлого урока?
(“Гроза двенадцатого года”)
— Какая же гроза нависла над Россией?
— Когда это произошло?
— Как называлась война 1812 года?
(на слайде 1: 1812 г. Отечественная война)
— Почему эта война так называлась?
— Как об этом говорится в задании на с.37(Р. т.) ?
-Давайте проверим кроссворд из этого задания дальше.
— Мы говорили, что на борьбу с вражеской армией поднялся весь народ России. Скажите, как назывались простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками? (партизаны)
— Кто командовал русской армией?
(на слайде – портрет М. И. Кутузова)
— Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию?
(на слайде – портрет Наполеона)
— Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войны? А само сражение?
(на слайде – иллюстрация Бородинского сражения)
III. Постановка проблемы. Определение темы урока.
Цель: создать проблемную ситуацию, сформулировать тему урока, выдвинуть гипотезы.
— Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы.
— Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии?
(Слайд 2 – портрет Александра II)
— Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император — освободитель.
Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока.
(Слайд 2) Запишите ее в тетрадь.
— Какие вопросы у вас возникли, когда вы узнали тему урока?
(Учитель записывает на доске вопросы детей.
Предполагаемые вопросы:
— Как звали императора?
— Когда он правил?
— Почему его назвали освободителем?
Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии?
— Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике)
— Итак, открываем учебники…
IV. Совместное “открытие” новых знаний.
Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога.
1. Чтение вслух 1 абзаца на с.84 .
Вопросы после чтения:
— Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?( Да. Императора звали Александр II)
— А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда я помогу.
— Когда правил Александр II?
(на слайде: Александр II, 1856-1881)
— А почему же его прозвали освободителем, нам предстоит узнать в ходе урока.
— Какие противоречия в рассказе вы заметили?
-Чем объяснить, что за первые 50 лет построена одна железная дорога, а за следующие – десятки?
Слайд 4 с фильмом
Вы вспомнили железную дорогу.
— Что видели на ней? (рельсы, шпалы..)
— Из каких материалов всё изготавливалось?
— Что необходимо для того, чтобы двигаться? (уголь)
— Откуда брать все материалы, топливо, технику ? (искать, а затем изготавливать на заводах)
— А кто занимается всем этим? ( Рабочие)
— Сколько их надо? А они есть в России? Почему?
На слайде 5 : отмена крепостного права
— Что вы знаете о крепостном праве?
— Когда оно было отменено?
на слайде 6 : 19 февраля 1861 года)
— Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?
(дети высказывают свои мнения)
— Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)
— Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века.
2. Чтение страниц учебника про себя
(с. 84-85; 1 абзац параграфа «Отмена крепостного права» )
Вопросы после чтения:
— Что узнали о России и Европе того времени?
(Слайд 7 — Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе)
— Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века.
— Но при чем же здесь крепостное право? (дети высказывают свои версии)
— А почему же крепостное право мешало развитию России?
— Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?
— А как обстояли дела в Европе?
(Продолжение показа слайда 3 — Россия: крепостные крестьяне; Европа: вольнонаемные рабочие)
— Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии)
— Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?
5. Чтение вслух параграфа «Отмена крепостного права» до конца (с. 85)
Вопросы после чтения:
— Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)
Чтение стихотворения
— Почему так произошло? Ваши версии?
6. Рассказ учителя и подготовленных учеников
— Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, — в темных избах.
— Какой у вас возник вопрос?
(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)
— Выскажите ваши версии.
— Найдите ответы на вопросы в учебнике.
7. Чтение текста на с. 86- 87 «Россия обновлённая»
Вопросы после чтения:
— Изменилась ли жизнь в России?
— Кто такие “капиталисты”? (на доске)
— Кем становились крестьяне?
— Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны)
V. Первичное закрепление.
Цель: ответить на вопросы в процессе фронтальной работы; сформулировать основную мысль урока.
— Почему же Александра II прозвали освободителем?
-Когда это произошло?
— Это важно было для России? Почему?
— Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века?
— Сделайте вывод о правлении Александра II?
— Прочитаем вывод на с. 45.
(показ слайда 9)
VI. Самостоятельное применение знаний.
Цель: применить полученные знания при выполнении задания в тетради.
Выполнение задания 2 на с. 39 в рабочей тетради.
(проверка по эталону — слайд)
VII. Рефлексия деятельности.
Цель: подвести итог урока; учить детей самоанализу и самооценке.
— Какие вопросы у вас возникли в начале урока?
— Смогли ли вы найти на них ответы?
— Что нового узнали?
— Как по-другому бы вы озвучили тему сегодняшнего урока?
(Реформы Александра II)
— Оцените свою работу на уроке?
— Как работал класс в целом?
— Спасибо за урок!
Домашнее задание. С. 85-87 (читать, отвечать на вопросы), с. 40, № 3-4(р.т)
Файлы: Составь предложение.rar
Размер файла: 33927 байт.