Автор конспекта:
Автор(ы): — Энтина Лариса Юрьевна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №2″ г.Чебоксары Чувашской Республики, учитель химии

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Углублить, систематизироватьи закрепитьзнания по теме : "Электролитическая диссоциация".

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2010;

Используемая методическая литература: —

Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5за знания, 2006.

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, проектная доска, пробирки номерами 1,2,3. Растворы солей: карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия. Реактивы: Хлорида бария, нитрата серебра, соляной кислоты.

Краткое описание: — Урок игра для учащихся 9 классов.

Условия игры: В игре участвуют 2 команды по 6 человек. Возглавляют команды капитаны. В состав жюри входят учащиеся 11-х классов, победители олимпиад. Ведущий. (слайд 1) Добрый день, дорогие друзья. Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу игру «Олимпийские игры химиков»: зрителей, болельщиков, жюри, и конечно команды. Сегодня команды 9 классов в упорной борьбе будут доказывать свою любовь к химии, и соревноваться за звание олимпийского чемпиона школы №2 г. Чебоксары. Надеемся, что и болельщики не останутся равнодушными. В составе судейской бригады сегодня учитель биологии Катикова Татьяна Владимировна, учащиеся 11 Б класса Умнова Наталья и Майорова Дарья. Итак, мы начинаем олимпийские игры химиков. Ведущий. (слайд 2) Капитаны команд приглашаются для жеребьевки. Ведущий. (слайд 3)В конкурсе « Визитная карточка команды» участвуют все члены команды. Каждая команда представит нашему вниманию свою « визитку» — это эмблема, и название команды, а также приветствие жюри. Максимальная оценка: 5 баллов. Основные задачи: связь названия команды с общим названием игры, отражение в эмблемах команд химических терминов. Ведущий.(слайд 4) Представление команд закончено. Следующий вид соревнований « Разминка». В этом конкурсе участвуют все члены команды. Каждая команда должна дать ответы на семь вопросов в режиме « вопрос — ответ» За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Основная задача: выявление общей эрудиции команды. Вопросы 1 команде :( слайд 6) 1. Вещества растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называются …(Электролиты ) 2. Оксиды, нерастворимые вещества, органические соединения это… ( неэлектролиты) 3. Распад электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении называется …( электролитическая диссоциация). 4. Электролиты, которые при диссоциации в водных растворах или расплавах образуют только катионы водорода, называются …( кислоты). 5. Электролиты, которые при диссоциации в водных растворах или расплавах образуют только анионы гидроксильной группы, называются …( основания) 6. Положительно заряженные ионы называются .. (Анионы) 7. Электролиты, которые в водном растворе или расплаве диссоциируют практически полностью, называются .. ( сильные электролиты). Вопросы команде 2. ( слайд 7) 1. К кислотам — слабым электролитам относятся … ( угольная кислота , сероводородная кислота, уксусная кислота) 2. Атом, который отдал или принял электрон .. ( ион) 3. Взаимодействие ионов солей с водой, приводящие к появлению кислой или щелочной среды, но не сопровождающиеся образованием осадка или газа ( гидролиз) 4. Отношение общего числа распавшихся ионов к общему числу молекул в растворе называется .. ( степень диссоциации) 5. Реакции ионного обмена протекают до конца, если … выделяется осадок. Газ, вода.) 6. Отрицательно заряженные ионы называются … ( анионы) 7. Основателем теории Э.Д. является ( Сванте Аррениус). Ведущий. (слайд 8)Второй вид соревнований «Химическая эстафета». Представители команд по очереди выходят к доске, записывают одно из уравнений в цепочке превращений. Капитаны команд последними указывают тип реакции. За каждую реакцию команда зарабатывает 1 очко. За неправильно записанное уравнение команда получает 1 штрафное очко. 1. S ->SO2 ->SO3 -> H2SO4 ->Na2SO4 ->BaSO4 S + O2-> SO2 – соединения 2SO2 + O2 -> 2SO3 – соединения SO3 + H2О-> H2SO4 — соединения H2SO4 + 2Na OH-> Na2SO4 + 2H2О – обмена Na2SO4 + BaCl2 -> BaSO4 +2 NaCl — обмена 2. C ->CO2 ->H2CO3 ->Na2CO3 ->CaCO3 -> CO2 C + O2-> CO2 – соединения CO2 + H2О ->H2CO3 — соединения H2CO3 +2Na OH-> Na2CO3 + 2H2О – обмена Na2CO3 + CaCI2 -> CaCO3 + 2 NaCl – обмена CaCO3->CaO + CO2- разложения. Ведущий. (слайд 9). А теперь нас ожидает 3 вид соревнований: «Техника безопасности». Приглашаю по одному участнику от каждой команды. Им нужно рассказать о каком правиле идет речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 1 балл. (Слайды 10 ,11,12,13). Проверим правильность выполнения задания. 1. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки. 2. Нельзя наклоняться к сосуду и вдыхать полной грудью. 3. Нюхать вещества можно лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением ладони. 4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей. Ведущий. (слайд14,15). Итак, дорогие друзья, переходим к четвертому виду соревнований « Практический». В пробирках под номерами №1,№2,№3 находятся растворы сульфата меди (II),сульфата натрия, сульфата железа(II). Используя реактивы, находящие в вашем расположении, распознайте содержимое пробирок. Составьте уравнения возможных реакций в молекулярном и ионных формах. Время на задание 10 минут. Максимальный балл- 6 баллов. Игра со зрителями (слайд № 16 -25). Ведущий: Проверим знания и у наших болельщиков. Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Какой класс заработает больше всего баллов за отгаданные загадки, получит рисунок колбы, который может отдать своей команде. Каждая правильно отгаданная загадка – 1 балл. Ведущий. (слайд26). Уважаемые участники состязаний! Соревнование проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, — 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки — 9 баллов, и так далее до 0. (слайд № 27) Михаил Васильевич Ломоносов. 10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора. 9 баллов. В 19 лет ушел учиться. 8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии. 7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755). 6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение. 5 баллов. Демонстрация портрета. 4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. 3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт-просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. 2 балла. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. 1 балл. Член Академии художеств. (слайд № 28,29) Дмитрий Иванович Менделеев. (для 2 команды) 10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье. 9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности. 8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры “абсолютного кипения”. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях. 7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения. 8 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей. 5 баллов. Демонстрация портрета. 4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”. 3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки. 2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”. 1 балл. Демонстрация таблицы “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”. Ведущий. (слайд30-32). Следующий вид соревнований: « Химический дешифровщик». Шестое испытание заключается в том, что нужно суметь прочитать слова, которые зашифрованы. Победит та команда, которая сумеет причитать как можно больше слов. На задание отводится 5 минут. Максимальное количество 16 баллов. Чёрный конверт. (слайд № 33) Ведущий. (слайд 33). И сейчас предложим последние испытание. Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте даны определения и буквы. Вам необходимо прочитать определение и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! Максимальное количество 3 балла. (слайд № 33) Задание: 1. Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид — ионов. 2. Оксиды – это вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород в степени окисления — 2. 3. Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. 4. Индикаторы – вещества, изменяющие свою окраску в растворах кислот и щелочей. Ведущий. (слайд 34). Дорогие друзья! Вот мы с вами дошли до финала. Скоро станет известно, какая команда стала чемпионом олимпийских игр химиков. Предоставляю слово судейской бригаде, называют команду – чемпиона олимпийской игры химиков МБОУ СОШ №2» г, Чебоксары сезона 2013 учебного года и вручает команде победительнице « олимпийские шоколадные медали».

Файлы: Металлы и сплавы.ppt
Размер файла: 4411904 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология