Автор конспекта:
Автор(ы): — Энтина Лариса Юрьевна
Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №2″ г.Чебоксары Чувашской Республики, учитель химии
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
Углублить, систематизироватьи закрепитьзнания по теме : "Электролитическая диссоциация".
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 28
Используемые учебники и учебные пособия: —
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2010;
Используемая методическая литература: —
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5за знания, 2006.
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, проектная доска, пробирки номерами 1,2,3. Растворы солей: карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия. Реактивы: Хлорида бария, нитрата серебра, соляной кислоты.
Краткое описание: — Урок игра для учащихся 9 классов.
Условия игры: В игре участвуют 2 команды по 6 человек. Возглавляют команды капитаны. В состав жюри входят учащиеся 11-х классов, победители олимпиад. Ведущий. (слайд 1) Добрый день, дорогие друзья. Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу игру «Олимпийские игры химиков»: зрителей, болельщиков, жюри, и конечно команды. Сегодня команды 9 классов в упорной борьбе будут доказывать свою любовь к химии, и соревноваться за звание олимпийского чемпиона школы №2 г. Чебоксары. Надеемся, что и болельщики не останутся равнодушными. В составе судейской бригады сегодня учитель биологии Катикова Татьяна Владимировна, учащиеся 11 Б класса Умнова Наталья и Майорова Дарья. Итак, мы начинаем олимпийские игры химиков. Ведущий. (слайд 2) Капитаны команд приглашаются для жеребьевки. Ведущий. (слайд 3)В конкурсе « Визитная карточка команды» участвуют все члены команды. Каждая команда представит нашему вниманию свою « визитку» — это эмблема, и название команды, а также приветствие жюри. Максимальная оценка: 5 баллов. Основные задачи: связь названия команды с общим названием игры, отражение в эмблемах команд химических терминов. Ведущий.(слайд 4) Представление команд закончено. Следующий вид соревнований « Разминка». В этом конкурсе участвуют все члены команды. Каждая команда должна дать ответы на семь вопросов в режиме « вопрос — ответ» За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Основная задача: выявление общей эрудиции команды. Вопросы 1 команде слайд 6) 1. Вещества растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называются …(Электролиты ) 2. Оксиды, нерастворимые вещества, органические соединения это… ( неэлектролиты) 3. Распад электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении называется …( электролитическая диссоциация). 4. Электролиты, которые при диссоциации в водных растворах или расплавах образуют только катионы водорода, называются …( кислоты). 5. Электролиты, которые при диссоциации в водных растворах или расплавах образуют только анионы гидроксильной группы, называются …( основания) 6. Положительно заряженные ионы называются .. (Анионы) 7. Электролиты, которые в водном растворе или расплаве диссоциируют практически полностью, называются .. ( сильные электролиты). Вопросы команде 2. ( слайд 7) 1. К кислотам — слабым электролитам относятся … ( угольная кислота , сероводородная кислота, уксусная кислота) 2. Атом, который отдал или принял электрон .. ( ион) 3. Взаимодействие ионов солей с водой, приводящие к появлению кислой или щелочной среды, но не сопровождающиеся образованием осадка или газа ( гидролиз) 4. Отношение общего числа распавшихся ионов к общему числу молекул в растворе называется .. ( степень диссоциации) 5. Реакции ионного обмена протекают до конца, если … выделяется осадок. Газ, вода.) 6. Отрицательно заряженные ионы называются … ( анионы) 7. Основателем теории Э.Д. является ( Сванте Аррениус). Ведущий. (слайд 8)Второй вид соревнований «Химическая эстафета». Представители команд по очереди выходят к доске, записывают одно из уравнений в цепочке превращений. Капитаны команд последними указывают тип реакции. За каждую реакцию команда зарабатывает 1 очко. За неправильно записанное уравнение команда получает 1 штрафное очко. 1. S ->SO2 ->SO3 -> H2SO4 ->Na2SO4 ->BaSO4 S + O2-> SO2 – соединения 2SO2 + O2 -> 2SO3 – соединения SO3 + H2О-> H2SO4 — соединения H2SO4 + 2Na OH-> Na2SO4 + 2H2О – обмена Na2SO4 + BaCl2 -> BaSO4 +2 NaCl — обмена 2. C ->CO2 ->H2CO3 ->Na2CO3 ->CaCO3 -> CO2 C + O2-> CO2 – соединения CO2 + H2О ->H2CO3 — соединения H2CO3 +2Na OH-> Na2CO3 + 2H2О – обмена Na2CO3 + CaCI2 -> CaCO3 + 2 NaCl – обмена CaCO3->CaO + CO2- разложения. Ведущий. (слайд 9). А теперь нас ожидает 3 вид соревнований: «Техника безопасности». Приглашаю по одному участнику от каждой команды. Им нужно рассказать о каком правиле идет речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 1 балл. (Слайды 10 ,11,12,13). Проверим правильность выполнения задания. 1. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки. 2. Нельзя наклоняться к сосуду и вдыхать полной грудью. 3. Нюхать вещества можно лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением ладони. 4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей. Ведущий. (слайд14,15). Итак, дорогие друзья, переходим к четвертому виду соревнований « Практический». В пробирках под номерами №1,№2,№3 находятся растворы сульфата меди (II),сульфата натрия, сульфата железа(II). Используя реактивы, находящие в вашем расположении, распознайте содержимое пробирок. Составьте уравнения возможных реакций в молекулярном и ионных формах. Время на задание 10 минут. Максимальный балл- 6 баллов. Игра со зрителями (слайд № 16 -25). Ведущий: Проверим знания и у наших болельщиков. Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Какой класс заработает больше всего баллов за отгаданные загадки, получит рисунок колбы, который может отдать своей команде. Каждая правильно отгаданная загадка – 1 балл. Ведущий. (слайд26). Уважаемые участники состязаний! Соревнование проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, — 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки — 9 баллов, и так далее до 0. (слайд № 27) Михаил Васильевич Ломоносов. 10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора. 9 баллов. В 19 лет ушел учиться. 8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии. 7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755). 6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение. 5 баллов. Демонстрация портрета. 4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. 3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт-просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. 2 балла. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. 1 балл. Член Академии художеств. (слайд № 28,29) Дмитрий Иванович Менделеев. (для 2 команды) 10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье. 9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности. 8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры “абсолютного кипения”. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях. 7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения. 8 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей. 5 баллов. Демонстрация портрета. 4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”. 3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки. 2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”. 1 балл. Демонстрация таблицы “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”. Ведущий. (слайд30-32). Следующий вид соревнований: « Химический дешифровщик». Шестое испытание заключается в том, что нужно суметь прочитать слова, которые зашифрованы. Победит та команда, которая сумеет причитать как можно больше слов. На задание отводится 5 минут. Максимальное количество 16 баллов. Чёрный конверт. (слайд № 33) Ведущий. (слайд 33). И сейчас предложим последние испытание. Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте даны определения и буквы. Вам необходимо прочитать определение и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! Максимальное количество 3 балла. (слайд № 33) Задание: 1. Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид — ионов. 2. Оксиды – это вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород в степени окисления — 2. 3. Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. 4. Индикаторы – вещества, изменяющие свою окраску в растворах кислот и щелочей. Ведущий. (слайд 34). Дорогие друзья! Вот мы с вами дошли до финала. Скоро станет известно, какая команда стала чемпионом олимпийских игр химиков. Предоставляю слово судейской бригаде, называют команду – чемпиона олимпийской игры химиков МБОУ СОШ №2» г, Чебоксары сезона 2013 учебного года и вручает команде победительнице « олимпийские шоколадные медали».
Файлы: Металлы и сплавы.ppt
Размер файла: 4411904 байт.