Автор конспекта:
Автор(ы): — Кривогорницына Елена Васильевна

Место работы, должность: —

учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №15 г.Ельца

Регион: — Липецкая область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

сформировать представление об омонимах

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват.учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.- 38 изд.. -М.:Просвещение, 2011

Используемая методическая литература: —

  • http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/27/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme-omonimy
  • http://festival.1september.ru/articles/597475/

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор,экран, подключение к сети Интернет, ЭОР

Используемые ЦОР: —

Гипертекстовое определение "Омонимы" (N 110855)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f15428b6-8d79-4454-90bf-36cadc704ffc/%5BRUS5_059%5D_%5BTD_020%5D.htm

Краткое описание: —

урок изучения нового материала с использованием ИОР

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствует учеников, отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

1

2

проверка домашнего задания

Контролирует выполнение учениками домашнего задания, диктует упр. 342 (1,3,4 предложения)

Записывают под диктовку упр.342 на листочках

7

2

Подготовка к изучению нового материала

Активизирует мыслительную деятельность учащихся на дальнейшее усвоение нового материала Отгадайте загадки.

Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

  • В тетради я бываю
    Косая и прямая.
    В другом своем значении
    Я — планка для черчения.
    И, наконец, порою
    В шеренгу вас построю.

В этих загадках мы встречаемся с интересным языковым явлением – омонимией. А что это такое? Давайте разберемся.

работают с предложенными загадками

2-3

3

Ознакомление с новым материалом

ЭОР №1

Работа с учебником §67.

  • Какие слова называют омонимами?

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки. (М.Яснов)

Как узнать в словаре слова-омонимы? Как они обозначаются?

Работа с электронным ресурсом «Гипертекстовое определение «Омонимы»

дают свои формулировки-определения понятию «ОМОНИМЫ», сравнивают свои выводы с определением, данным в учебнике §67, работают с теоретическим материалом учебника и электронным ресурсом «Гипертекстовое определение «Омонимы»

4-5

4

Первичное осмысление и закрепление

Организует первичное осмысление материала на основе работы с упр.343 и упр.344.

Помогает ученикам правильно сформулировать лексическое значение слова.

Пар- незасеянное поле.

Пар- газ, образующийся из жидкости при нагревании.

Заставить – занять площадь, загородить.

Заставить – принудить.

Строевой – годный для строительства.

Строевой – относящийся к действиям в строю.

Следит за правильностью выполнения задания

выполняют упр343, работают с толковым словарем на стр.307-308, находят в толковом словаре примеры омонимов, составляют с омонимами распространенные предложения, выделяют грамматическую основу

Состоялся тираж спортивной лотереи. Тираж учебников огромен

Выполняют упр.344. Определяют лексическое значение омонимов, определяют их части речи, разбирают по составу слово СТРУЙКА. Определяют, в каком слове буква ю обозначает два звука

20

4

Физкультминутка

Омоним или многозначное слово? Называет слова Если омоним –дети встают, если многозначное слово – сидят. Овсянка, бабочка, норка, люлька, атлас, бокс, лисички, ключ.

обучающиеся садятся, если называется омоним, садятся, если многозначное слово.

2

комментированная работа

Следит за правильностью выполнения задания, корректирует работу.

выполняют упражнение 345. Слабые ученики работают под контролем учителя, сильные – самостоятельно, сверяя собственную работу с той, что комментируется у доски,

выполняется самостоятельно синтаксический разбор простого предложения с последующей проверкой

5

подведение итогов

выявляет осознанность и уровень освоения нового материала

чему научились на сегодняшнем уроке? Что такое омонимы?

отвечают на вопросы учителя

2

рефлексия

Я научился различать омонимы и многозначные слова.

Я научился находить омонимы в толковом словаре.

Я узнал много нового на уроке.

Я не смог понять, что такое омонимы.

дают оценку своей работе на уроке

1

домашнее задание

задает домашнее задание:

§67, словарь, упр.346, для сильных учеников – дополните задание упражнения 2-3 своими примерами предложений со словами-омонимами

записывают домашнее задание

2

Файлы: план- конспект Омонимы.docx
Размер файла: 25114 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология