Автор конспекта:
Автор(ы): — Мартиросян Валентина Владимировна, Морозов Сергей (11 класс)

Место работы, должность: — МОУ Славянская СОШ, зам. директора по ВР, учитель географии

Регион: — Калининградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Экология

Цель урока: — Цель работы: определить качество воздуха в п. Славянское методом лихеноиндикации. Задачи работы: выявить видовой состав лишайников в посёлке Славянское; определить морфологические формы обнаруженных лишайников; измерить степень покрытия деревьев лишайниками на исследуемых участках; определить класс чистоты атмосферного воздуха в поселке.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Алекссев С.В. , Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 304 с.
2. Биоразнообразие Калининградской области. Ч.1: Грибы, лишайники, плауны, хврщи и папоротники Калининградской области: Справочник/ В.П. Дедков, И.Ю. Губарева, А.А. Володина, М.П. Андреев, Д.Е Петренко; Под ред. В.П. Дедкова, И.Ю. Губаревой. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. – 192 с.
3. Залевска А., Фалтынович В., Кшыштофяк А., Кшыштофяк Л., Пицинска-Фалтынович Й. Лишайники пущи Роминской. – Сувалки: HELIOS, 2004. – 80 с.
4. Жизнь растений. В 6 томах. Водоросли. Лишайники. 3 т. – М.: Просвещение, 1997. – 487 с.
5. Программа экологического практикума для детей и молодежи на базе КОДЦЭОТ «Человек на Земле». Разработано Беляковой Н.В. при участии педагогов КОДЦЭОТ. – Калининград, 2002. – 28 с.
6. Пчелкин А.В. Боголюбов А.С. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1997. – 25 с.
7. Савичев А.С. Лишайники в экологическом образовании. Методическое пособие по выполнению исследовательской работы. Москва, 1995 -16 с.
8. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 386.
9. Faltynovicz W., Krzysztofiak A., Krzysztofiak L. Porosty polnocno-wschodnij Polski – przewodnik terenowy. – Suwalki.Interdruk, 2004 – 62с.
10. http://ru/ . wikipedia.org/wiki
11. www.ecosystema.ru/08nature/lich/i02
12. www. ecocoop.ru/ed-vop4.htm
13. www. nature-archive.ru/lichens

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, компьютер, фотоаппарат, измерительная лента

Краткое описание: — Исследовательский проект

Лишайники являются прекрасными биоиндикаторами благодаря своим физиологическим особенностям: продолжительному периоду вегетации, крайне медленным процессам обмена веществ, отсутствию приспособлений от загрязнения, аккумуляции различных химических элементов.

В целом методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях: чем сильнее загрязнён воздух, тем меньше встречается видов лишайников (вместо десятков может быть 1-2 вида); чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев. При повышении загрязнённости воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, за ними – листоватые, последними – накипные. На основании этих закономерностей можно определить чистоту воздуха в конкретном месте микрорайона .

Файлы: Определение качества воздуха в пос. Славянское по лишайникам.rar
Размер файла: 9417184 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология