Автор конспекта:
Автор(ы): — Бычихина О.Б.

Место работы, должность: — МАОУ Апрелевская сош№4 учитель истории

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Рассмотреть и выявить причины, сущность и значение опричнины.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России" 6 класс

Используемое оборудование: —

  • Экран, компьютер, мультимедиа проектор
  • Репродукция картин И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»; В.М. Васнецова «Царь Иван Грозный»
  • Атлас и настенная карта «Российское государство в XVIвеке»
  • Учебник и тетрадь
  • Исторические источники (ксерокопии), на столах
  • Карточки с заданиями (для работы учащихся в группах).
  • Используемые ЦОР: —

    http://www.youtube.com/watch?v=1QhDokw_usg

    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928/73625/?interface=pupil&class=49&subject=20

    http://85.142.23.53/packages/rnmc/2B84A91F-5AAA-F302-3610-EF496B9D6D5B/1.0.3.0/rnmc.h1.kl06.t03.01.ctrl072.oms

    http://85.142.23.53/packages/rgpu/230867B7-4318-1655-9341-121BE336487D/1.0.0.5/HISTRY_1.1.1.64k3_Istoriya_Rossii_15-16_veka.oms

    http://85.142.23.53/packages/rnmc/2B84A91F-5AAA-F302-3610-EF496B9D6D5B/1.0.3.0/rnmc.h1.kl06.t03.01.ctrl072.oms

    Краткое описание: — Замысел урока сводится к организации работы учащихся с несколькими источниками, включающими в себя описание событий опричнины с позиции современников и историков. Учащиеся должны выработать свое отношение к происходившим событиям, представить последовательность и значение происходивших событий, с тем, чтобы в итоге извлечь собственный смысл-значение опричнины в судьбе страны, то есть решить проблему.

    Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР

    на тему: «Опричнина»

    6 класс, история России

    Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Форма урока: проблемно-исследовательский урок.

    Цель: Рассмотреть и выявить причины, сущность и значение опричнины.

    Задачи:

    Образовательные:

    • на основе ЭУМ и другого материала определить причины, сущность и итоги опричнины;
    • закрепить стандартный минимум фактических сведений о событиях опричнины
    • повторить основные тенденции укрепления самодержавной власти.

    Развивающие: продолжить

    • формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с ЭОР;
    • развитие навыка установления причинно — следственных связей, навыка самостоятельной деятельности, навыка работы с учебником и документом.
    • учиться рассматривать историческую проблему с различных позиций;
    • развивать коммуникативные навыки работы в группах;
    • формирование критического мышления учащихся;
    • развивать навыки выступления и защищать свою точку зрения;

    Воспитательные:

    • воспитание интереса к истории своего государства;
    • вовлечь в активную практическую деятельность;
    • нравственное воспитание;
    • выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

    Структура урока:

  • Входной контроль.
  • Изучение нового материала.
  • Завершающий контроль.
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание.
  • Основные понятия темы: опричнина, земщина.

    Словарные слова:посад, заповедные лета, крепостное право, всполье, карьера, опала, челобитная.

    Выдающиеся личности: удельный князь Владимир Андреевич Старицкий, митрополит Филипп (Колычев), князь Андрей Курбский, князь Михаил Воротынский, Малюта Скуратов.

    Важнейшие даты: 1565 – 1572 – Опричнина; 1571 — нашествие Девлет-Гирея и сожжение Москвы; 1572 – разгром Девлет-Гирея русскими войсками под руководством князя Воротынского (битва у Молоди).

    Оборудование:

  • Экран, компьютер, мультимедиа проектор
  • Репродукция картин И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»; В.М. Васнецова «Царь Иван Грозный»
  • Атлас и настенная карта «Российское государство в XVIвеке»
  • Учебник и тетрадь
  • Исторические источники (ксерокопии), на столах
  • Карточки с заданиями (для работы учащихся в группах).
  • Замысел урока сводится к организации работы учащихся с несколькими источниками, включающими в себя описание событий опричнины с позиции современников и историков. Учащиеся должны выработать свое отношение к происходившим событиям, представить последовательность и значение происходивших событий, с тем, чтобы в итоге извлечь собственный смысл-значение опричнины в судьбе страны, то есть решить проблему.

    Работа учащихся оценивается по степени участи в групповой работе, итог которой подводят устные выступления и самооценка учащихся (Как работала группа?9-10 б. — дружно, совместно, разбирали задания; 7-8 б. — не все активно участвовали в обсуждении; 4-6 б. — работа была неинтересная, много ошибок), по тестовым заданиям в ходе урока.

    N

    Этап урока

    Содержание

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    1

    2

    Стадия вызова.

    Слайд 1.

    Слайд 2

    Начало изучения нового материала

    Слайд 3

    Актуализация знаний.

    Постановка проблемного вопроса

    Видеофильм

    Н.М. Карамзин «История Государства Российского»

    Составляют кластер: Избранная рада, централизованное государство, Земский собор, приказы, стрельцы , дворяне, губа ,1547, 16 января, 1549, 1550, 1556 и т.д.

    Слушают проблему, выдвинутую учителем

    Смотрят фрагмент, затем отвечают на вопросы.

    Записывают всловарь: опричнина.

    2 минуты

    На фоне картины В.М. Васнецова «Царь Иван Грозный» говорим о царе –реформаторе. «Реформы Избранной рады»

    Формулировка проблемного вопроса

    На фоне картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» учитель задаёт вопрос: Какие страшные перемены и почему произошли с царём-реформатором?

    http://www.youtube.com/watch?v=1QhDokw_usg

    -Охарактеризуйте ситуацию в стране накануне опричнины.

    -Назовите причины и цели опричнины.- В чем заключался новый порядок, который получил название «опричнина»?

    6 мин

    3

    Погружение в тему

    Слайд 4

    Изучение темы происходит в группах. Каждая группа рассматривает предложенный вопрос.

    Работают в группах с учебником и дополнительным материалом.

    1 группа. Главные события периода Опричнины.

    2 группа. Оценка опричнины выдающимися российскими историками.

    3 группа. Каковы плюсы и минусы политики Ивана Грозного в период опричнины.

    4 группа. Итоги правления Ивана Грозного.

    Каждая группа получает папку с распечатанным материалом

    8 мин

    Подготовка ответа, выполнения задания — инсерт

    Учитель направляет и руководит деятельностью учеников

    4

    Выступление групп

    Cлайд 5

    Изучение нового материала

    После каждого сообщения

    ребята делают запись терминов, дат, участников, в тетрадь, а группа уточняет посредством инсерта, что хотели бы узнать ещё по данному вопросу

    Учитель руководит деятельностью учеников.

    12 мин

    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928/73625/?interface=pupil&class=49&subject=20

    http://85.142.23.53/packages/rnmc/2B84A91F-5AAA-F302-3610-EF496B9D6D5B/1.0.3.0/rnmc.h1.kl06.t03.01.ctrl072.oms

    5

    Контроль

    Выполняют индивидуальные задания на интерактивной доске:

  • Учитель направляет и руководит деятельностью учеников

    http://85.142.23.53/packages/rgpu/230867B7-4318-1655-9341-121BE336487D/1.0.0.5/HISTRY_1.1.1.64k3_Istoriya_Rossii_15-16_veka.oms

    http://85.142.23.53/packages/rnmc/2B84A91F-5AAA-F302-3610-EF496B9D6D5B/1.0.3.0/rnmc.h1.kl06.t03.01.ctrl072.oms

    5 мин.

    5

    Анализ и обобщение

    Формулировка ответов на поставленную в начале урока проблему

    Ученики формулирует собственные выводы

    Составляют синквейн к слову «Опричнина»

    Задаёт вопрос: можно ли считать, что период правления Ивана Грозного можно разделить на две части «до опричнины» и «после опричнины»? Чем они отличаются?

    Учитель выслушивает и корректирует учеников

    5мин.

    6

    Рефлексия

    Закрепление полученных знаний

    Ученики записывают в тетрадь сформулированные выводы урока

    Учитель проговаривает сделанные выводы

    2 мин.

    7

    Подведение итогов

    Выставление оценок ученикам

    Выставляет оценки

    1 мин

    8

    Домашнее задание

    Слайд 6

    Записывают

    & 25

    Дифференцированные задания: напишите краткий рассказ о деятельности «главных героев Опричнины» (по материалам учебника)

    на «5» — Иван Грозный в

    гл. 8 «Пир» в романе

    А. Толстого «Князь Серебряный»

    на «5» — Создание творческой группы по подготовке презентации: «Тема опричнины в искусстве»

    Разъясняет

    2 мин

    9

    Рефлексия

    Уходя из класса, прикрепляют смайлики на доску: радость, удовольствие, разочарование, усталость, оптимизм, воодушевление, сомнение.

    Благодарит за урок.

    Файлы: Контрольная 9кл.ВОв.docx
    Размер файла: 27119 байт.

    Рубрики: История Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология