Автор конспекта:
Автор(ы): — Коваль Ольга Михайловна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №13

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: — Создать условия для овладения навыками ориентирования на местности .

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Используемое оборудование: —

Компас для каждого ученика , ручка или карандаш для записей.

Краткое описание: — Подобный урок-практикум проводится мной после изучения темы «Стороны горизонта, ориентирование» в разделе «Виды изображений поверхности Земли». На уроке, в камеральных условиях, ребята знакомятся с компасом, учатся определять азимут, используя в качестве ориентиров предметы классной аудитории. Не мало важным моментом является формирование у учащихся навыка работы с картой, умение ориентировать её согласно компасу.

Ход урока.

Перед началом урока учащиеся класса разделяются на группы. В каждой группе определяется командир. После чего учитель выводит учащихся во двор школы, парк или лесную зону.
1 этап. Общий
Учитель предлагает учащимся взять компас и внимательно рассмотреть шкалу, положение магнитной стрелки. Каждый ученик должен увидеть на шкале обозначения «север, юг, запад, восток» и соответствующие им величину градуса. Затем учитель предлагает, положив компас горизонтально, понаблюдать за тем, как ведёт себя магнитная стрелка.
Учащиеся отмечают, что стрелка компаса устанавливается в определённом положении и не отклоняется.
(здесь учитель может включить объяснение связи между положением стрелки компаса и магнитными свойствами Земли ).
После чего учитель просит ребят ориентировать компас таким образом, чтобы северный конец стрелки совпадал с буквой «С» на шкале компаса.

Вопрос к учащимся «Что такое азимут» ?
Ответ учащихся : «Азимут – это угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
Затем каждый кладёт тонкую палочку по направлению от центра компаса к указанному предмету. Отсчитывают от тёмного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

2 этап. Работа в группах.
Каждая группа получает задание №1.
Пример : определить азимут на дерево, тропинку, изгиб реки.
Варианты заданий могут быть разные в зависимости от характера местности.
Ребята работают в группах самостоятельно, по окончании выполнения задания командир группы демонстрирует ответ.

Задание № 2.
Каждой группе осмотреться на местности и найти как можно больше признаков, которые указывают на положение север, юг, запад, восток. ( мох на девере, растёт с северной стороны, широкая часть кроны дерева указывает на юг, муравейник всегда с южной стороны, солнце «садится» на западе, а восходит в восточной части горизонта , ягода краснеет с южной стороны и т.д.)

Задание № 3.
Каждая группа должна « войти» в лес и вернуться обратно. Для этого команда выбирает маршрут, определяет азимут и, используя местные признаки в ориентировании, начинает движение .Участники должны вернуться обратно в пункт отправления, при этом определив азимут которому будут следовать.
Точка расхождения определяется учителем. И, после выполнения задания, все группы сходятся. Командир группы объясняет, как ориентировались на маршруте.

Домашнее задание: В параграфе № 6 выполнить задание № 3.

Файлы: почвы1.ppt
Размер файла: 1580032 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология