Автор конспекта:
Автор(ы): — Группа 4 Тема урока “Стороны горизонта. Ориентирование” Андреева Лариса Викторовна, МБОУ СОШ №1 Аскай, Чернильник Татьяна Васильевна — МБОУ Шахтёновская СОШ

Место работы, должность: — учителя географии

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома
Уровень образования: — дополнительное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Используемое оборудование: —

Компас. Атлас. Круглый транспортир.

Компьютер. Экран.

Используемые ЦОР: —

Проектор, компьютер.

Краткое описание: — Тех.карта урока "ОРИЕНТИРОВАНИЕ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Составители — Андреева Лариса Викторовна, МБОУ СОШ №1 Аскайского района ;

Чернильник Татьяна Васильевна — МБОУ Шахтёновская СОШ Красносулинский район

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

география

Класс

5 ( ФГОС)

Тема урока

Стороны горизонта.Ориентирование

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

дадут определение «ориентирование», «стороны горизонта»

научатся ориентироваться по плану и на местности.

Смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать; излагать свое мнение (в монологе, диалоге);

-действовать в конкретной ситуации (если заблудились в лесу).

Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

Решаемые учебные проблемы

Как ориентироваться на местности и на карте?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стороны горизонта.

Ориентирование. Азимут.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация по теме.

Образовательные интернет-ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru,

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя.Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема.

Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.

— А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки.

Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь — Богатым будешь.

Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в городе – направо, налево, прямо…

-А в степи?

Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы.

На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

А теперь другая ситуация («Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес ( «светлый лес, тёмный лес»)…… и заблудились. Ваши ассоциации… (демонстрация Слайда — фотография леса)

— что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

Есть ли выход из данного положения?

А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?

Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться?

— Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Предлагают пути выхода их ситуации.

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

— Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где ?

Попробуйте сами назвать тему урока.

Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут».

Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

Задача сегодняшнего урока

— научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.

Осознание цели предстоящей деятельности.

Записывают тему урока.

4 ЭТАП Изучение нового материала.

Основные задачи учителя:Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Что для этого нужно знать ?

Знакомит со сторонами горизонта.

Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?

основных – 4,

промежуточных – 4

С-в, ю-в, с-з, ю-з.

Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:

• по магнитному компасу;

• по небесным светилам;

• по признакам некоторых местных предметов.

Определение сторон горизонта по компасу,

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.

Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.

— учитель рассказывает устройство компаса.

— работа с инструкцией по работе с компасом

Деятельность обучающихся

Называют стороны горизонта, изображают их в тетради:

С – Ю — З — В

Самостоятельная работа по парам с компасом и инструкцией по его применению.

Определяют положение на С в классе.

5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Определение направлений на плане и карте (работа спланом местности )

— Покажите направления на плане местности.

Как оно обычно показано?

В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

Определите, как изменяется направление реки Соть.

Проблема- С или С-В?

— Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение— азимут. Что же такое азимут?

Открываем учебники на стр. 15, и прочитаем определение азимута.

Так что такое АЗИМУТ?

В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол.

А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке.

90о, 180о, 270о, 360о

А как нужно ориентироваться на местности?

А ночью?

— по звёздам.

Деятельность обучающихся

Находятна плане – объекты на С, Ю, З. В.

Показывают на доске.

Работают с заданиями на определение направлений на плане.

Работают с текстом.

Работают с транспортиром , определяют азимут на плане.

Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности.

Работают с иллюстрациями учебника.

6. закрепление

Деятельность учителя

Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта.

Вы- пилоты. С Ростовского аэропорта отправляются рейсы Ростов –Сочи, Ростов — Москва, Ростов — Лондон, Ростов — Рио- де – Жанейро,

Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса?

Деятельность обучающихся

Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта.

6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Вопросы на повторение.

Как можно ориентироваться на местности?

Для чего это нужно знать?

Нужно ли это знать и почему?

Что вы не знали до начала урока?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки, с комментированием.

Спрашивает мнение учащихся о справедливости оценки.

Деятельность обучающихся

Вспоминают основные понятия и умения.

8 ЭТАП Домашнее задание.

— Даётся домашнее задание. Пояснить, в чём состоит его суть.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология