Автор конспекта:
Автор(ы): — Седова Светлана Петровна

Место работы, должность: — МБОУ Увельская СОШ №1, учитель математики

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Геометрия
Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

  • формирование понятия о симметрии и умения видеть явления
  • симметрии в окружающем мире

    Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др., Математика-6

    Используемое оборудование: —

    ноутбук, мультимедийная установка, лист кальки, лист бумаги в клетку, лист нелинованной бумаги

    Используемые ЦОР: —

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1d67e-0a01-01b2-018f-c9ba49fd6319/%5BG79_05-03- 047%5D_%5BPF_054-1%5D.JPG

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1d685-0a01-01b2-015f-a713028758ca/%5BG79_05-03-047%5D_%5BPF_054-2%5D.JPG

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1d68a-0a01-01b2-00a8-a31479f5c574/%5BG79_05-03-047%5D_%5BPF_054-3%5D.JPG

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1d693-0a01-01b2-0035-08c02d3cc90c/%5BG79_05-03-047%5D_%5BPF_055-2%5D.JPG

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae329d8-0a01-01b2-00f1-f34aea3981dd/%5BG89D_8-01-04-10%5D_%5BML_001-1%5D.swf

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e6900594-9be7-400a-aacc-c5950efd51df/%5BG79_9-13-01-114%5D_%5BMP_D%5D.swf

    Краткое описание: — № Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.) 1 Оргмомент, мотивация Знакомит учащихся с планом урока; Объясняет актуальность темы урока. Планируют свою работу на уроке 2 Актуализация опорных знаний на уроке Проводит устную работу с чертежом для повторения понятий перпендикулярных прямых и построения равных отрезков; Проводит письменную работу на отработку данных понятий Чтение чертежа Письменная работа на нелинованной бумаге (один из учеников выполняет на доске) 5 Восприятие и осмысление новых знаний 1,2,3,4 6 Беседа «Симметрия вокруг нас» с показом слайдов Введение понятия осевой симметрии, Выполнение практической работы на кальке Проблемная ситуация «Как построить симметричные точки без перегибания листочка» Объяснение способа построения симметричных фигур Активное участие в беседе с приведением своих примеров симметрии Выполнение практической работы Решение проблемы «Как построить симметричные точки без перегибания листочка» Работа в тетради 20 Первичное закрепление знаний и умений 5 Устная работа со слайдами Письменная работа с последующей проверкой Устные ответы на задания со слайдов Работа на листочках в клетку 8 Итоги урока, домашнее задание, анализ и самоанализ Подведение итогов Объяснение домашнего задания Анализ работы класса на уроке Сбор листочков с выполненными практическими работами Ответы на вопросы учителя Записывание домашнего задания в дневник Сдача практических работ учителю 5

  • Сегодня на уроке мы с вами прикоснемся к удивительному математическому явлению– симметрии. С этим явлением мы сталкиваемся ежедневно и настолько привыкли к нему, что не замечаем красоты того, о чем пойдет речь сегодня. В течение 3 уроков мы будем изучать понятие симметрии и сегодня только начинаем знакомство этой темой. На уроке будет использоваться ноутбук, кроме того потребуются лист кальки, лист в клеточку и нелинованный лист бумаги для практических работ. Каждое ваше действие будет оцениваться по 5-тибальной системе и итоговая оценка за урок будет складываться из этих отметок. Будьте активны и внимательны. Желаю успехов!
  • Для того, чтобы лучше разобраться в новой теме, нам нужно повторить некоторые понятия, изученные ранее (рис. на доске).
  • Опорные знания: перпендикулярные прямые и равные отрезки.

    3. 1) Теперь мы готовы восприятию новой темы. Итак, начнем! Слово «симметрия», в переводе с греческого, означает соразмерность, наличие определенного порядка, закономерности в расположении частей. В древности это слово употреблялось как «красота», «гармония». Известный немецкий математик Герман Вейль дал такое определение симметрии: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Симметрия настолько часто встречается в природе, что наверное проще перечислить, где ее нет, чем показать, где она есть. Приведу ряд примеров. (Демонстрация слайдов). Мы можем видеть симметрию, когда смотрим на растения (слайды 1,2). Симметрия характерна для представителей животного мира, такая симметрия называется билатеральной (слайды 3,4). Это же явление использует человек для создания красоты вокруг себя (слайды 5,6). Так же издавна человек использовал симметрию в архитектуре (слайды 7-14).

    2) Принцип симметрии играет важную роль и в математике. Познакомимся с самым простым видом симметрии – осевой. Посмотрите внимательно на рисунок. Что вы на нем увидели? Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут. Такие фигуры называют симметричными относительно данной прямой, а саму прямую – осью симметрии. (Демонстрация данного опыта) .

    3) Проведем практическую работу для того, чтобы каждый понял суть этого понятия. Возьмите лист кальки и постройте там произвольную прямую а. В любом месте вашего листа постройте точку А. Далее сложите лист по этой прямой и поставьте точку В, совпадающую с точкой А. Разверните лист, что вы увидели? Точка А симметрична точке В относительно прямой а. (Аналогично для отрезка). Ребята, вы заметили, что отрезки равны? Вывод: Если фигуры симметричны, то оны равны. Хороший способ для построения симметричных фигур? А если я попрошу вас построить симметричные фигуры в плоскости доски? Значит, есть еще один способ.

    4) Пусть дана прямая l и точка M. Построим точку, ей симметричную относительно прямой l. Для этого: 1) проведем через точкуMпрямую, перпендикулярную l; 2) отметим на ней точку K, расположенную на таком же расстоянии от прямойl, что и точка M. Точка Kсимметрична точке Mотносительно прямой l. (Выполнить это задание сначала в тетради по клеточкам, а затем повторить на нелинованной бумаге).

    4. Закрепим полученные знания.

    1) Работа со слайдами 15, 16, 17 (устно).

    2) Работа на отдельных листах в клеточку с демонстрацией через проектор. (или работа с учебником, №№680, 681)

    3) (если осталось время) Самостоятельная работа с учебником. №№682.

    5. Итак, наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

    1) отгадайте загадку

    Я в листочке, я в кристалле,

    Я в живописи, в архитектуре,

    Я в геометрии, я в человеке,

    Одним я нравлюсь, другие

    Находят меня скучной.

    Но все признают, что

    Я – элемент красоты.

    2) Д/з: творческая работа «Симметрия вокруг нас» (найти примеры проявления симметрии в природе и оформить в виде реферата, можно в электронном виде); п.7.1., №685.

    Файлы: осевая симметрия.rar
    Размер файла: 2624119 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология