Автор конспекта:
Автор(ы): — Алексеева Л.А.

Место работы, должность: — учитель химии МОУ «СОШ № 26″

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Рассмотреть основные направлениянаучно-исследовательских разработок по химии для фронта, для Победы

Используемая методическая литература: —

Баранов Н.Г. и др. // Химия в школе1985. — № 1.

Казарян П. Е. Химическая наука и промышленность в годы Великой Отечественной войны // Журнал Всесо­юзного химического общества им. Д. И. Менделеева. — 1985. — Т. XXX. — № 2

Крутецкий А. Е. 40 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне и вклад советских хи­миков в эту Победу // Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. — 1985. — Т. XXX. — № 2.

Оларов Ш.М. // Химия в школе1985. — № 2.

Краткое описание: — Публичная лекция об основных направлениях, по которым проводились научно-исследовательские разработки для нужд фронта.

В этом году мы отмечаем 65-летие Великой Победы. В какую быдаль не уходиливоенные годы, мы должны о них помнить. Победа в Великой Отечественной войне была победой народа, и сегодня по праву гордимся проявленным мужеством, стойкостью, героизмом, способностью к самопожертвованию. Она куплена дорогой ценой: убито, умерло от ран, погибло в плену, замучено не менее 27 млн. человек; разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел, около 32 тыс. фабрик.

Значение химии определялось ее участием в развитии следующих основных направлений, по которым проводились научно-исследовательские разработки для нужд фронта.

Первым направлением служило создание боеприпасов и других составов специального назначения (зажигательные смеси, топливо для ракетных установок и т.п.).
В начале войны не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов. В этот критическийпериод на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина–Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Эти жидкости представляли собой желто-зеленый или темно-бурый раствор, содержавший сероуглерод, фосфор и серу, имевший низкую температуру кипения, время горения – 2–3 мин, температуру горения – 800–1000°С; обильный белый дым при горении давал еще и ослепляющий эффект. Именно эти жидкости и получили широко известное прозвище «коктейль Молотова». «Боевой счет» бутылок впечатляет: по официальным данным, за годы войны с их помощью советские бойцы уничтожили 2429 танков, самоходных артиллерийских установок и бронемашин, 3736 дзотов и других укрепительных сооружений, 738 автомашин и 65 военных складов.
Для увеличения бризантности фугасных авиабомб, мин и других снарядов химики непрерывно работали над повышением мощности взрывчатых веществ, синтезируя в промышленном масштабе ряд новых продуктов. Освоены различные комбинации взрывчатых веществ с отравляющими и дымообразующими. Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.
Второе направление -создание специальных пищевых, медицинских и технических препаратов, обеспечивающих решение специфических задач постоянно выдвигаемых в условиях войны.
В первые же годы войны Постовский И.Я. с группой сотрудников в рекордно короткие сроки организовал производство сульфаниламидных препаратов, обладающих противомикробными, антибактериальными свойствами на Свердловском химическом заводе. В это же время для лечения длительно незаживающих ран была предложена комбинация сульфамидных препаратов с бентонитовой глиной – средство, используемое и сегодня в медицине, так называемая «паста Постовского».
Кроме сульфаниламидных препаратов для лечения раненых большую роль сыграли антибиотики. В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован ученым-микробиологом Ермольевой З.В. в 1942 г. Она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика.
Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции.
Большой вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками внесли части химической защиты. Они выполняли задачи по химической и биологической разведке, дезактивации, дегазации и дезинфекции вооружения, обмундирования, других материальных средств и местности. Также военные химики осуществляли маскировку дымом боевых действий наших войск и важных тыловых объектов. Одним из первых дымообразующих веществ был белый фосфор. Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов.
Весь набор боевых отравляющих веществ, описанных в довоенных учебниках химии: хлор, фосген, синильную кислоту, иприт, люизит и многое другое в годы войны выпускали заводы Дзержинска Нижегородской области.
Третьим важным направлением был поиск новых видов сырья и энергии, а также содействие развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности в создании сплавов специального назначения, продуктов органического синтеза спецназначения.
Поистине битвой в тылу можно назвать ту огромную работу, тот трудовой подвиг, который совершили металлурги и химики в годы войны, налаживая производство чугуна и стали, специальных сплавов и других композиционных материалов. Еще в предвоенные годы возникла острая необходимость в создании легких металлосплавов для производства самолетов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок. Чистый алюминий, несмотря на легкость не обладал необходимыми для изготовления оболочек самолетов и конструкций кораблей прочностными свойствами – морозостойкостью, коррозийной стойкостью, ударной вязкостью, пластичностью. Многочисленные исследования советских ученых в 1940-е гг. позволили разработать сплавы на основе алюминия с примесями Mg, Мn, Cu, Ti. Таким сплавом, например,является дуралюмин (94% Al, 4% Cu, 0,5% Mg, 0,5% Mn, 0,5% Fe, 0,5% Si). В первых «Катюшах», управляемых ракетных снарядах, использовались сплавы Al–Mn и Al–Мg.
Крупным достижением советских ученых было получение в годы войны ценных синтетических полимерных материалов из недефицитного сырья — был разработан метод получения синтетического каучука из не пищевых продуктов. В блокадном Ленинграде Кобеко П.П для замены импортного полиэтилена в механизме системы автоматического наведения зенитных батарей предложил использовать полимер эскапо, получаемый в его лаборатории из натрий-дивинилового каучука. По заданию Наркомата авиационной промышленности В.К.Матвеев и В.В.Голубев разработали синтетические смолы для получения высококачественных лаков и эмалей, использовавшихся для покрытия самолетов. И.Н. Назаров создал карбинольный клей, получивший распространение в Красной Армии взамен механических видов крепления для упрочнения и ускорения изготовления предметов вооружений, боевых механизмов, боеприпасов, для восстановления деталей автомашин, танков, военно — морских кораблей.
Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья и именноусилиями ученых — химиков была разработана теория металлургических процессов, создана новая металлургическая база на Урале. Выпуск химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню, а в 1945 г. он достиг 92% от уровня 1940 г. Так, вдвое увеличилась выработка наркозного эфира, в 1,5 раза – новокаина, в 7 раз – хлорэтана, в 5 раз – препаратов висмута. Было налажено производство авиаброни, высококачественных нитролаков, эмалей для военных самолетов.
Великая Отечественная война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. Поэтому вместе с солдатами в 1945 г. победили рабочие, инженеры, медики и сугубо гражданские ученые-химики. Вместе со всеми трудящимися нашей страны ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы войны. Ученые-химики создавали новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты.
9 мая на протяжении всех этих лет остается нашей общей национальной радостью и гордостью. Чем дальше от нас весна 1945 года, тем яснее становится величие совершенного подвига, значение Великой Победы для россиян и всего мира, когда был поставлен крест на притязаниях германского фашизма на безграничное господство и дан наглядный урок тем, кто ныне вынашивает планы закабаления народов.

Файлы: Основные направления.pptx
Размер файла: 1943176 байт.

Рубрики: Химия Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология