Автор конспекта:
Автор(ы): — Тарасова Галина Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ с.Озёрки Петровского района учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

обучение сопоставительной характеристике центральных героев сказки.

Литературоведение: знакомство с понятием «антитеза»

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература 5 класс В. Коровина

Используемое оборудование: —

иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, текст сказки, рисунки учащихся, использование ИКТ( МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ДОСКА)

Используемые ЦОР: —

Видеоряды иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина

Краткое описание: — Сопоставление образов царицы и царевны в сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Ход урока.

Эпиграф. Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Сообщение темы и цели урока. (Запись в тетради) .

1. Разминка: даётся видеоряд иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина( можно использовать иллюстрации из Интернета), задача учащихся в тетрадях записать № иллюстраций, относящихся к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».

№ правильных ответов №№ 2,4,5,7,8,11,9 . А иллюстрации к каким ещё сказкам вы увидели?

2. Проверка домашнего задания.

— Ребята, дома вы составляли план содержания сказки. Наиболее удачным, на мой взгляд, оказался план у______________________План записан на доске (А как называется план, пункты которого озаглавлены словами из текста?)

-Цитатный план

— Посмотрите на пункты этого плана и выполните следующее задание:

Снова вернёмся к иллюстрациям к «Сказке о мёртвой царевне…» Расположите их в соответствии с пунктами плана (запишите номера иллюстраций в тетрадях).

3. Работа по усвоению содержания сказки и характеристике центральных образов.

А) Работа с текстом сказки

-Есть ли в сказке традиционная присказка?

-О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории?(Пересказ текста)

-Какой предстаёт перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить её характеристику?

(Находим слова, подчёркивающие верность царицы , её любовь к мужу)

-А можем мы то же самое сказать о муже ?

Б) Собираем материал о царице-мачехе.

— Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»и др.)

-Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?

Как царица-мачеха описана Пушкиным? (с.92) Что в описании царицы вызывает восхищение, но почему эта красота не радует окружающих?

(Внешняя красота скрывает злой, упрямый, сварливый характер. У неё нет настоящих друзей, даже зеркалу, с которым одним была «добродушна и мила», не прощает истины.)

Нам предстоит кропотливая работа, поэтому давайте немножко отдохнём.

Физкульт. пауза.

-А теперь давайте охарактеризуем царевну молодую. Используем план рассказа о царевне, который лежит перед вами.

План описания царевны

1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2. Отношение к ней других персонажей сказки:

А) Чернавки;

Б) пса Соколки;

В) семи богатырей,

Г) Черницы (послушаем отрывок из фонохрестоматии)

д) королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

А) в тереме богатырей,

Б) по отношению к окружающим её людям.

4. Отношение автора к героине.

Итоги сравнительной характеристики героинь давайте отразим в таблице, которая появится на доске.

Царица

Царевна

Злая

Добрая

Завистливая

Бескорыстная

Гордая

Скромная

Своенравная

Кроткая

Ленивая

Трудолюбивая

Грубая

Вежливая

Надменная

Простая

Жестокосердная

Добродетельная

Мы с вами увидели, что черты характера героинь противопоставляются. Такой приём в литературе называется антитезой

АНТИТЕЗА – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Запись определения в тетрадях.

Подведение итогов Чему научила нас эта сказка?

Оценки за урок. Д/З выучить обращение королевича Елисея к солнцу, месяцу или ветру (на выбор).

Файлы: Футуризм.-.ppt
Размер файла: 386560 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология