Автор конспекта:
Автор(ы): — Тарасова Галина Николаевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ с.Озёрки Петровского района учитель русского языка и литературы
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
обучение сопоставительной характеристике центральных героев сказки.
Литературоведение: знакомство с понятием «антитеза»
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 11
Используемые учебники и учебные пособия: —
Литература 5 класс В. Коровина
Используемое оборудование: —
иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, текст сказки, рисунки учащихся, использование ИКТ( МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ДОСКА)
Используемые ЦОР: —
Видеоряды иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина
Краткое описание: — Сопоставление образов царицы и царевны в сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
Ход урока.
Эпиграф. Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Сообщение темы и цели урока. (Запись в тетради) .
1. Разминка: даётся видеоряд иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина( можно использовать иллюстрации из Интернета), задача учащихся в тетрадях записать № иллюстраций, относящихся к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
№ правильных ответов №№ 2,4,5,7,8,11,9 . А иллюстрации к каким ещё сказкам вы увидели?
2. Проверка домашнего задания.
— Ребята, дома вы составляли план содержания сказки. Наиболее удачным, на мой взгляд, оказался план у______________________План записан на доске (А как называется план, пункты которого озаглавлены словами из текста?)
-Цитатный план
— Посмотрите на пункты этого плана и выполните следующее задание:
Снова вернёмся к иллюстрациям к «Сказке о мёртвой царевне…» Расположите их в соответствии с пунктами плана (запишите номера иллюстраций в тетрадях).
3. Работа по усвоению содержания сказки и характеристике центральных образов.
А) Работа с текстом сказки
-Есть ли в сказке традиционная присказка?
-О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории?(Пересказ текста)
-Какой предстаёт перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить её характеристику?
(Находим слова, подчёркивающие верность царицы , её любовь к мужу)
-А можем мы то же самое сказать о муже ?
Б) Собираем материал о царице-мачехе.
— Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»и др.)
-Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?
Как царица-мачеха описана Пушкиным? (с.92) Что в описании царицы вызывает восхищение, но почему эта красота не радует окружающих?
(Внешняя красота скрывает злой, упрямый, сварливый характер. У неё нет настоящих друзей, даже зеркалу, с которым одним была «добродушна и мила», не прощает истины.)
Нам предстоит кропотливая работа, поэтому давайте немножко отдохнём.
Физкульт. пауза.
-А теперь давайте охарактеризуем царевну молодую. Используем план рассказа о царевне, который лежит перед вами.
План описания царевны
1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.
2. Отношение к ней других персонажей сказки:
А) Чернавки;
Б) пса Соколки;
В) семи богатырей,
Г) Черницы (послушаем отрывок из фонохрестоматии)
д) королевича Елисея.
3. Поведение царевны:
А) в тереме богатырей,
Б) по отношению к окружающим её людям.
4. Отношение автора к героине.
Итоги сравнительной характеристики героинь давайте отразим в таблице, которая появится на доске.
Царица
Царевна
Злая
Добрая
Завистливая
Бескорыстная
Гордая
Скромная
Своенравная
Кроткая
Ленивая
Трудолюбивая
Грубая
Вежливая
Надменная
Простая
Жестокосердная
Добродетельная
Мы с вами увидели, что черты характера героинь противопоставляются. Такой приём в литературе называется антитезой
АНТИТЕЗА – противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Запись определения в тетрадях.
Подведение итогов Чему научила нас эта сказка?
Оценки за урок. Д/З выучить обращение королевича Елисея к солнцу, месяцу или ветру (на выбор).
Файлы: Футуризм.-.ppt
Размер файла: 386560 байт.